#2 2004 (03)
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Датой основания музея принято считать 21 декабря 1924 года, когда в парадном зале западно-иибирского краевого музея открылась для широкой публики картинная галерея. В числе ее первых экспонатов были работы И.А. Айвазовского, И.И. Левитана, К.А. Коровина, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, В.Э. Борисова-Мусатова, В.М. Васнецова, А.Н. Бенуа, а также других известных художников. А моменту открытия коллекция насчитывала всего сто живописных полотен; эти произведения и поныне составляют ее гордость.
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
«Негр, укрощающий быка. Факт, имевший место в Америке в 1809 году» – картина Джорджа Доу, обнаруженная в одном из американских собраний [1]. Сцена поражает своей экспрессией, и не сразу веришь, что ее автор тот же художник, который известен созданием грандиозной серии портретов для Военной галереи зимнего дворца. «Британец», как называл его Пушкин, хваливший свободную кисть и «быстрый карандаш» Доу, сделал головокружительную карьеру в России, получил огромную известность в художественных кругах Петербурга и Москвы 1820-х годов. До отъезда из Великобритании Доу приобрел известность у себя на родине. Среди почитателей его раннего творчества знаменитые английские поэты-романтики Роберт Саути и Сэмюэл Колридж. Эссе по теории цвета, написанное художником, оценил Гете. После смерти Доу образ преуспевающего европейца послужил прототипом для нарицательного гоголевского персонажа, модного в светских кругах портретиста г-на Воль, а затем надолго исчез из памяти потомков…
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Великое прошлое Италии, родоначальницы европейской цивилизации, ее древние памятники, мягкий климат, образ жизни веселых и талантливых людей - все это, вместе взятое, издревле привлекало путешественников, философов и поэтов, писателей и художников из разных стран мира. Рим являлся средоточием уникальных памятников и произведений искусства различных эпох и стилей. На протяжении нескольких веков он был «Академией Европы», ее главным учебным центром. Здесь происходили встреча и творческое общение художников различных школ и направлений. В первой половине XIX столетия в Риме выделялись немецкая и русская колонии художников. Они были наиболее многочисленны и представлены значительными именами: И.Ф. Овербек и А.А. Иванов, Ю. Шнорр фон Карольсфельд и К.П. Брюллов, П. Корнелиус, Ф. Бруни. Русские мастера подключились к художественному процессу позднее других, но проявили себя чрезвычайно разнообразно и самобытно. Автор этой публикации многие годы занимается изучением русско-немецких художественных связей. Благодаря стипендии библиотеки Герциана (Рим), профессор Л.А. Маркина работала в Вечном городе. О своих поисках и находках она делится с читателем.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
БЕРЛИН–МОСКВА МОСКВА–БЕРЛИН
Долгое, томительное ожидание в течение почти десятилетия выставки «Берлин–Москва. Москва–Берлин. 1950–2000», привело наконец к ее открытию 28 сентября минувшего года в столице ФРГ в Мартин-Гропиус Бау. Было представлено 500 произведений 180 авторов не только из главных городов Германии и России, но из других стран Европы и Америки. Это обстоятельство организаторы объясняют стремлением «провести непосредственное и еще никогда таким образом не демонстрировавшееся сопоставление между Востоком и Западом».
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
БЕРЛИН–МОСКВА МОСКВА–БЕРЛИН
Для меня эта выставка – путешествие в страну воспоминаний. Последний раз я был в Москве тридцать лет назад. Самым запоминающимся моментом стало мое пребывание под крышей Белорусского вокзала, где масса людей с коробками, до краев наполненными пожитками, сидели в залах ожидания. Протиснуться почти невозможно: люди лежат и спят на полу, казалось, они никогда отсюда не уедут.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
БЕРЛИН–МОСКВА МОСКВА–БЕРЛИН
Развитие российско-германских отношений в области искусства характеризуется взаимным неравнодушием, даже любопытством, к культурным процессам, которые происходят в соседней стране. Это заинтересованное отношение неоднократно выливалось в организацию совместных проектов.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Наступление весны - ежегодное обновление жизни, пробуждение природы, воскрешение надежд... Но есть и другая цепочка ассоциаций. Окончание Второй мировой войны, День Победы, День поминовения всех, кто «превратился в прах и возвратился в землю, чем он был», и чей дух возвращается к нам, чтобы напомнить о миллионах жертв Холокоста...
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И МЕЦЕНАТЫ
Он умер в 1990 году, за несколько дней до открытия своей выставки в России, о которой мечтал всю жизнь. В Третьяковской галерее уже была развернутаего экспозиция: Дивные пейзажи Израиля, яркие, сочные натюрморты и, конечно, так долгие годы помогавший мастеру вид русской церкви в Гефсимане. Мечеть Омара и Дамасские ворота – символы Иерусалима, города, где прошла основная часть жизни, были выплеснуты им на холсты со всем размахом его удивительного таланта. Дарование блистательного израильского мастера Александра Копеловича, воспевшего Иерусалим и всю жизнь считавшего себя русским художником, вызывало неподдельное восхищение.
ВЫСТАВКИ
Если правда, что «наша жизнь – игра», или еще более жестко: «жизнь – театр, а люди в нем актеры», то следует признать особое место театральной афиши в ряду иных родов графического искусства. Поэтому устроители замечательной выставки в Театральном музее им. А.А.Бахрушина дали ей броское название «Театр начинается с афиши». Перенесение приоритета с вешалки в хрестоматийном афоризме на афишу представляется весьма симптоматичным. Дело не только в большей по сравнению с гардеробом художественной насыщенности этой информационно-рекламной составляющей театрального организма. Важнее, надо думать, изменение самого стиля современной жизни. Становясь все более чувствительными к утилитарным, обеспечивающим комфорт, элементам быта (к коим должна быть отнесена и вешалка), мы все острее начинаем переживать потребность в «избыточной» эстетизации среды, да еще так, чтобы тяжеловесная назидательность и пафос замещались игривой легкостью. К тому же афиша, оставаясь связующим звеном между миром сценической сказки и фантазии, с одной стороны, и суетливой повседневностью – с другой, сохраняет качество художественного документа эпохи, осколка «большого стиля», формирующего и станковое, и декоративно-прикладное, и сценическое искусства.
НАСЛЕДИЕ
Смена художественных стилей в искусстве часто сопровождается возникновением ярких творческих индивидуальностей. Искусство второй половины ХIХ века на сравнительно коротком временном отрезке дало целое созвездие незаурядных мастеров. Не последнее место среди них занимал скульптор Марк Матвеевич Антокольский. Вокруг имени этого человека в начале его творчества скрестились мечи демократической критики и апологетов академизма. Это противостояние сильно осложнило жизнь ваятеля, но одновременно сделало его знаковой фигурой в истории русской скульптуры
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Российский антикварный рынок, корни которого уходят в эпоху дореволюционной России, начал возрождаться не так давно. Всем известен нашумевший аукцион русского искусства, проведенный британской фирмой «Sotheby's» в Москве в 1988 году. После этого события увеличилось число российских предприятий, заявивших о себе в области торговли антиквариатом. К 1993 году в Москве насчитывалось пять аукционных домов и несчетное количество антикварных салонов и галерей. В свободную продажу поступили произведения искусства, долгое время украшавшие квартиры партработников или пылившиеся на чердаках наследников интеллигенции времен Российской империи.
ВЫСТАВКИ
В залах Инженерного корпуса кретьяковской галереи прошла фотовыставка «Триалог: Лев Мелихов, Валерий Сировский, Сергей Ястржембский» в рамках проекта «Третьяковские встречи» к 150-летию ГТГ. Известный фотомастер, в активе которого около ста выставок, номинированный на Государственную премию в области литературы и искусства за 2003 год, Лев Мелихов показал снятые с вертолета цветные фотографии, раскрывающие через пространства Сибири бескрайность земли и красоту русской природы. Валерий Сировский, профессиональный переводчик с итальянского, влюбленный в эту страну, в экспозиции был заявлен удивительными фотопейзажами Италии, поражающими своей душевностью, камерностью, трепетностью. Сергей Ястржембский отобрал для выставки уже нашумевшие «Крыши Кремля», а совсем «свежие» работы, сделанные в Европе и России, в основном пейзажи и архитектурные мотивы. При абсолютной непохожести трех авторов, экспозиция выставки – лейтмотивом которой стала тема земли, единой для всех, – была создана столь гармонично, что оказалась поистине завораживающей.
НАСЛЕДИЕ
Каждый день меняет облик Москва. Коренные москвичи, переехавшие в новые районы, с тайной грустью встречаются со старыми домами, где прошли детство, юность, где судьбы свершали необратимые повороты. Больно видеть на месте дома, где прожито столько лет, порой полжизни, наскоро разбитый сквер. Еще весной дом стоял, а летом – цветник. Так случилось и со мной. Проезжаю по Таганской улице – нет углового дома 33/61 на Большой Андроньевской. Четко отпечатался в памяти его фасад в стиле «модерн» с лепными маскаронами и сине-лиловым кафелем, красивый снаружи, а внутри – типичный доходный дом начала ХХ века: теснота коммунальных квартир, узкая лестница, пропахшая кошками. И жалеть-то не о чем. Во в снах является старый дом, которого мгновенно не стало в фестивальное лето… Жизненные заботы не дают впасть в ностальгию по утраченному прошлому. И все же в душе каждого москвича отведен уголок Москве уходящей.