Театр начинается …

Виктор Калашников

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#2 2004 (03)

Если правда, что «наша жизнь – игра», или еще более жестко: «жизнь – театр, а люди в нем актеры», то следует признать особое место театральной афиши в ряду иных родов графического искусства. Поэтому устроители замечательной выставки в Театральном музее им. А.А.Бахрушина дали ей броское название «Театр начинается с афиши». Перенесение приоритета с вешалки в хрестоматийном афоризме на афишу представляется весьма симптоматичным. Дело не только в большей по сравнению с гардеробом художественной насыщенности этой информационно-рекламной составляющей театрального организма. Важнее, надо думать, изменение самого стиля современной жизни. Становясь все более чувствительными к утилитарным, обеспечивающим комфорт, элементам быта (к коим должна быть отнесена и вешалка), мы все острее начинаем переживать потребность в «избыточной» эстетизации среды, да еще так, чтобы тяжеловесная назидательность и пафос замещались игривой легкостью. К тому же афиша, оставаясь связующим звеном между миром сценической сказки и фантазии, с одной стороны, и суетливой повседневностью – с другой, сохраняет качество художественного документа эпохи, осколка «большого стиля», формирующего и станковое, и декоративно-прикладное, и сценическое искусства.

Б. МЕССЕРЕР. «Кармен-сюита». Балет Ж.Бизе – Р. Щедрина. Киев. 1975
Б. МЕССЕРЕР. «Кармен-сюита». Балет Ж.Бизе – Р. Щедрина. Киев. 1975

Музей потому и музей, что позволяет вырваться из жестких временных связей. Но многократно переплетающиеся нити нынешнего постмодернистского трагично-карнавального бытия оказываются столь прочны и все время возвращают в сиюминутность, что традиционно построенную «Таланты и поклонники» для Театра им. В. Маяковского (1969). Чего только не было в 60-е! Были и опыты в области сюрреализма, как у корифея афиши Н. Акимова («Искусство комедии» Э. де Филиппо, Театр комедии, Ленинград, 1966). Был и своеобразный ретроспективизм, когда в конце десятилетия автор афиши юбилейного спектакля Театра на Таганке «Добрый человек из Сезуана» воспроизвел островыразительный язык начала 60-х, времени постановки спектакля. Да и личность автора представляется музейщикам спорной - имя Б. Бланк дано с вопросительным знаком. Шестидесятые годы - уже глубокая история! Уже могут оказаться бессильны и воспоминания, и архивы.

Н. АКИМОВ. «Радость». Пьеса Д. Щеглова. Ленинград. 1931
Н. АКИМОВ. «Радость». Пьеса Д. Щеглова. Ленинград. 1931

Второй зал экспозиции представил искусство 20-50-х годов во всем разнообразии стилевых виражей XX столетия. Тот же Н. Акимов представлен и неоклассическим вариантом в афише к 100-летию Александринского театра, и экспрессией сродни ОСТовцам («Тень»), и трогательным любованием вполне реалистически изображенной конструктивистской архитектурой в афише спектакля «Радость». Были и работы, сходные с карикатурной графикой «Крокодила», и шрифтовой лаконизм 20-х годов, и подробная перечислительность афиши «Синей блузы» работы неизвестного художника (!), будто увиденной глазами несравненных И. Ильфа и Е. Петрова. Помните театр Колумба в «Двенадцати стульях»: «Звуковое оформление- Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда... Мебель - древесных мастерских Фортинбраса при Умслопогасе им. Валтасара»? Правильно, дух времени дольше всего живет в искусстве. А потому калейдоскопичность 20-х годов осталась нам и в «Блохе» Б. Кустодиева, соединившей грубоватость лубка с изыском «Мира искусства», и в конструктивизме афиши В. и Г. Стенбергов к гастролям Камерного театра в Берлине, и в нарядном декоративизме С. Судейкина, и в «Бунте машин» по пьесе А. Толстого, трактованном Ю. Анненковым совсем не страшно, если сравнивать с современными антиутопиями-ужастиками в кино- и компьютерных версиях.

Но пора погружаться в дореволюционные годы. Здесь рубежная работа - великолепная хрестоматийная крупноформатная афиша В. Серова с танцующей А. Павловой. Есть гипотеза, что к ней должна была появиться парная работа - так много споров вызывающий портрет Иды Рубинштейн, возможно, выполнялся как эскиз для еще одной афиши. Но в историю театрального искусства вошло лишь изображение Павловой. Балерина как бы упархивает в очаровательный Серебряный век. А по соседству с ней в экспозиции - монументальный фотомонтаж, представляющий зрительный зал с расположившимися в партере и ложах представителями тогдашней российской элиты, включая имама Шамиля. Разумеется, зрителю представлены в большом количестве афиши в стиле «модерн», среди авторов которых встречаются блистательные фамилии начинавшего как театральный художник Ф. Шехтеля - создателя своеобразных неорусских «декораций» Москвы: зданий Ярославского и Казанского вокзалов, и И. Билибина, перешедшего в 1910-е годы во второй этап своего творчества, отмеченный более детальной орнаментальной разработкой в духе допетровской гравюры. Богатое было время - и в смысле утонченно-насыщенной декоративности, и в разнообразии стилевых решений, и в обилии всяческих сценических и околосценических затей. Чего стоят, например, «Гуляния ”В мире грез и фантазий XXI века”», в программе которых обещано зрелище «Воздушного Алюминиевого Корабля на полном ходу». На афише сей корабль, тронутый краской-серебряночкой, оседлан был красоткой в развеваемой ветром юбке, успешно обгоняющей плешивого бога, кое-как пробирающегося по небесам на велосипеде-глобусе. А афиша бенефиса некоего М.К. грозила ошеломить зрелищем «декоративных новинок:

  1. Фонтаны живой воды.
  2. Живые картины, меняющиеся без занавеса.
  3. Волнующееся море».

Затейливы были наши предки и изобретательны, чувствовали себя свободными в выборе средств достижения цели! Так, афиша «На дне» оказалась оформлена плетеным и растительным орнаментами, более подошедшими бы к постановкам древнерусской тематики. А в ее тексте театр Лопатинского сада в Смоленске, поставивший пьесу в 1903 году, отметил: «Лица, взявшие билеты в театр, за вход в сад не платят». Жизнь в старых афишах раскрывается в какой-то непосредственной полноте, демонстрируя порой неожиданную логику участников давнишних событий. В афише 1892 года к «Ревизору», пьесе убийственной, по просмотру которой государь-император Николай I сказал: «Всем досталось, а мне больше всех», бодро значилось: «Перед началом спектакля оркестром театра Корша под упр. г. П. З-О исполнен будет народный гимн "Боже, царя храни!”». В данном случае можно предположить расчетливую иронию. Посмеяться или усмехнуться не зло, в том числе и над собой, умели. Неизвестный художник, зазывая в 1901 году на маскарад «В мире декаданса», изобразил прижимающую к тощей груди атрибуты искусства музу-вампира столь пугающе-зеленой и остекленело глядящей на зрителя, что ему уже и не страшно совсем. Хотя пугать могли, как С. Панов в афише «Макбета» для Нового василеостровского театра, убедительно изобразивший полусгнивший череп.

А заканчивалась (в смысле, начиналась) выставка чисто информационными текстовыми листовками первых годов XIX века, минимализмом оформления созвучными зачастую лишенным изображений и орнаментики работам 1920-х годов.

Такая картина открывается при игровом, обратном осмотре двух залов Бахрушинского музея: от утомленного своей изощренностью рубежа тысячелетий к наивной простоте работ двухвековой давности. Восхождение от иронии постмодернизма к идеализму послереволюционных лет и далее к эстетству «модерна» и к простоте классической эпохи. Традиционный маршрут показал бы эволюцию от безыскусного повествования пушкинской поры к иллюстрированию смыслов в период расцвета афиши и в итоге к декорации всеобщего современного спектакля, в котором искусство, жизнь и история сливаются в единую игру.

Иллюстрации
В. и Г. СТЕНБЕРГИ. Гастроли Камерного театра в Берлине. 1923
В. и Г. СТЕНБЕРГИ. Гастроли Камерного театра в Берлине. 1923
О.САВОСТЮК, Б.УСПЕНСКИЙ. «Иван Грозный». Балет С.Прокофьва, ГАБТ, Москва. 1975
О.САВОСТЮК, Б.УСПЕНСКИЙ. «Иван Грозный». Балет С.Прокофьва, ГАБТ, Москва. 1975
Неизвестный художник. Маскарад «В мире декаданса». С.-Петербург. 1901
Неизвестный художник. Маскарад «В мире декаданса». С.-Петербург. 1901
Неизвестный художник. Театр «Синяя блуза». Москва. 1926
Неизвестный художник. Театр «Синяя блуза». Москва. 1926
В. МИЛОВАНОВ. «Светлый ручей». Комический балет Д.Шостаковича. ГАБТ, Москва. 2003
В. МИЛОВАНОВ. «Светлый ручей». Комический балет Д.Шостаковича. ГАБТ, Москва. 2003
Б. БЛАНК (?) «Добрый человек из Сезуана». Пьеса-притча Б.Брехта. Театр на Таганке, Москва. 1969
Б. БЛАНК (?) «Добрый человек из Сезуана». Пьеса-притча Б.Брехта. Театр на Таганке, Москва. 1969
Ю. ПИМЕНОВ. «Таланты и поклонники». Пьеса А.Островского. Театр им. В.Маяковского, Москва. 1969
Ю. ПИМЕНОВ. «Таланты и поклонники». Пьеса А.Островского. Театр им. В.Маяковского, Москва. 1969

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play