#3 2011 (32)

 
«Он прожил не улиточной жизнью»

ВЫСТАВКИ

Татьяна Карпова

С конца XIX века состоялись четыре персональные выставки Николая Николаевича Ге (1831-1894): первая, посмертная, - в Санкт-Петербурге (1895); вторая в Киеве (1956— 1957) на основе собраний украинских музеев, третья в Ленинграде, Москве, Киеве и Минске (1970—1971) и четвертая в Москве (1981). Из них наиболее полно художника представляла третья выставка. Однако ее каталог, подготовленный на высоком научном уровне Н.Ю. Зограф, был, к сожалению, очень бедно иллюстрирован. Кроме того, в выставке не принимали участие зарубежные музеи и коллекционеры. С тех пор прошло уже сорок лет, выросло два поколения зрителей, не имеющих объемного представления о наследии этого художника, и мы все еще в долгу перед Ге.

Павел Михайлович Третьяков и Николай Николаевич Ге

ВЫСТАВКИ

Татьяна Юденкова

Взаимоотношения между П.М. Третьяковым и Н.Н. Ге в немногочисленной литературе о жизни и деятельности собирателя специально не рассматривались. В своей книге воспоминаний дочь Третьякова, А.П. Боткина едва касается этой темы. В очерках, посвященных истории Третьяковской галереи, С.Н. Гольдштейн категорически настаивает на том, что поздние произведения Ге, так горячо пропагандируемые Л.Н. Толстым, остались чужды Третьякову. Для специалистов по творчеству Ге, отстаивающих неординарность искусства мастера, опередившего своих современников, вопрос об отношениях художника и собирателя представляется более чем второстепенным.

Иконография Н.Н. Ге

ВЫСТАВКИ

Эльмира Ахмерова

Яркая, незаурядная личность Николая Николаевича Ге привлекала современников. Его облик отражен многократно в портретах художников двух поколений (И.Н. Крамского, И.Е. Репина, Г.Г. Мясоедова и Н.А. Ярошенко; Л.О. Пастернака, В.Э. Борисова-Мусатова, Н.П. Ульянова и А. А. Куренного), в автопортретах и фотографиях разного времени. Словесные портреты Ге мы встречаем в воспоминаниях его друзей, учеников, коллег-художников, членов семьи Л.Н. Толстого, с которой он очень сблизился в последнее десятилетие своей жизни.

Родословие Николая Николаевича Ге

ВЫСТАВКИ

Светлана Капырина

Николай Николаевич Ге происходил из старинного французского дворянского рода de Gay. Прадед художника, Матье (Матвей) Ге, иммигрировал в Россию в 1789 году, во время Великой французской революции. Обосновавшись в Москве, он «примкнул к среде иностранцев, зажил довольно широко», а спустя некоторое время открыл здесь фабрику. Сведений о его супруге пока не выявлено, но известно, что у Матвея Ге были дети: дочь Виктория (23.02.1775—14.09.1852) и сын Иосиф (Осип) (между 1775 и 1776 — до 1836). Возможно, они были близнецами, так как годы их рождения совпадают.

Летопись жизни и творчества Николая Николаевича Ге

ВЫСТАВКИ

Составители:

Татьяна Карпова, Светлана Капырина

Момент истины

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Нина Маркова

В мае 2011 года произошло историческое событие, которое музейное сообщество в России ожидало более двадцати лет: благодаря финансовой поддержке ОАО Банк ВТБ из Женевы на родину вернулась коллекция рисунков Николая Николаевича Ге.

Работы художника Петра Захарова в собрании Третьяковской галереи

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Людмила Маркина

Как часто бывало в моей музейной жизни, эта статья состоялась благодаря случаю. Неожиданно в Третьяковскую галерею «нагрянули» тележурналисты из Грозного. Нужно было без подготовки дать интервью о Петре Захарове, «живописце из чеченцев». Во вводном зале обратила внимание на старую фотографию экспозиции галереи 1898 года. Достойное место среди многих шедевров русской живописи 30-40-х годов XIX века, среди работ К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни занимали портреты кисти Захарова. Практически все лучшие его произведения из нашего собрания были приобретены П.М. Третьяковым. Каким образом и при каких обстоятельствах полотна его кисти попали в Третьяковскую галерею? Что привлекло внимание строгого коллекционера? Изображения «людей, дорогих нации»? Или все же качество исполнения произведений? В поисках ответа на эти вопросы пришлось поработать в отделе рукописей Третьяковской галереи, в газетном, а также диссертационном фонде Российской государственной библиотеки. На страницах любимого журнала делюсь с читателем результатами поиска.

Посвящение одному гению

ВЫСТАВКИ

Александр Рожин

Сальвадор Дали и Пабло Пикассо - два великих испанца - оставили в тени своей мировой славы многих мастеров искусства ХХ века. Ни о ком так много не писали, не говорили, не спорили, как о них; никто не может сравниться с ними по количеству книг, альбомов, брошюр, статей, опубликованных о творчестве этих двух титанов.

Вортицизм: видение городского апокалипсиса

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Фисун Гюнер

Действительно ли вортицизм (от vortex - вихрь), это малоизвестное британское авангардное течение, просуществовавшее совсем недолго во втором десятилетии ХХ века, заслужил масштабную выставку «Вортицисты: Манифест современного мира», проводившуюся в лондонской галерее Тейт Бритэйн с 14 июня по 4 сентября 2011 года? В самом деле, вортицизм был наиболее ранним из всех радикальных художественных течений в Великобритании, но после Первой мировой войны ему уже не придавали особого значения, и на целые десятилетия он оказался почти забытым. Лишь в начале 1950-х годов английский художественный критик Херберт Рид в своем фундаментальном труде «Современное британское искусство» впервые отдал должное радикализму в искусстве Британии. Публикация этой книги подтолкнула галерею Тейт к проведению в 1956 году выставки, посвященной в основном одному из участников этого течения - Уиндхэму Льюису. Неуживчивый и раздражительный Льюис был представлен как лидер движения (как, впрочем, и в книге Рида). В результате возник интерес и к нему, и к авангардным кругам.

Вступая в тишину

ВЫСТАВКИ

Сергей Орлов

С 1 сентября по 30 октября 2011 года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи проводится персональная выставка московского скульптора Виктора Корнеева. Экспозиция - глубоко продуманный и оригинально исполненный художественный проект. Непосредственно к выставке автор начал готовиться заблаговременно. Долго искал возможное музыкальное сопровождение и в итоге избрал сочинения Альфреда Шнитке, в творчестве которого он нашел созвучия своим ощущениям пространства и времени, а именно полифонию ассоциаций и свободу самовыражения.