Родословие Николая Николаевича Ге. Новые материалы

Светлана Капырина

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#3 2011 (32)

Николай Николаевич Ге происходил из старинного французского дворянского рода de Gay.

Прадед художника, Матье (Матвей) Ге, иммигрировал в Россию в 1789 году, во время Великой французской революции. Обосновавшись в Москве, он «примкнул к среде иностранцев, зажил довольно широко», а спустя некоторое время открыл здесь фабрику. Сведений о его супруге пока не выявлено, но известно, что у Матвея Ге были дети: дочь Виктория (23.02.1775—14.09.1852) и сын Иосиф (Осип) (между 1775 и 1776 — до 1836). Возможно, они были близнецами, так как годы их рождения совпадают.

Виктория Матвеевна Ге весьма удачно вышла замуж за Ивана Федоровича Гильфердинга (28.03.1771 — 10.02.1836), учителя немецкого языка. Их сын, Федор Иванович Гильфердинг (26.07.1798 — 05.01.1864), сделал блестящую карьеру на государственной службе: был директором дипломатической канцелярии при наместнике царства Польского, затем управляющим Государственным архивом Министерства иностранных дел (1851—1864) и членом Совета министерства, имел чин тайного советника (1852). Сын Федора Ивановича и его супруги Амалии Яковлевны (урожденной де Витт; f12.02.1841) — Александр Федорович Гильфердинг (02.07.1831 — 20.06.1872), стал известным историком, собирателем и исследователем русских былин.

Брак Виктории Ге и Ивана Гильфердинга не только положил начало замечательному потомству, но и стал причиной разорения Матвея Ге: он не смог выплатить по обязательству большую денежную сумму, потраченную на приданое.

Дед художника, Осип Матвеевич Ге, в чине прапорщика служил в Конно-гренадерском Военного ордена полку. Фамилия адъютанта Ге фигурирует в списке французских офицеров, находящихся на службе в российской армии и приведенных к присяге. По Указу Екатерины II от 8 февраля 1793 года все проживающие в России французы (2 424 человека) были обязаны подписать документ о присяге, «осуждающий злодеяния революции и поклясться на Святом Евангелии в верности Божьей милостью ниспосланной королевской власти»1. Большинство из них осудили революцию и подтвердили свою приверженность монархии Бурбонов, и только 18 человек отказались от подписи, за что были депортированы. В числе подписавших документ был и дед художника.

Полк, в котором служил прапорщик Ге, располагался в Полтавской губернии. Согласно семейным преданиям, бравый адъютант отличался веселым нравом и мог вскружить голову любой даме из светского общества. Каждый его приезд в Полтаву сопровождался бурными развлечениями и романами. Однако Осип Матвеевич Ге нашел свою любовь в небольшом местечке под названием Батьки, откуда выкрал по страстной любви свою невесту Дарью Яковлевну Коростовцеву  (не ранее 1836) и в тот же день обвенчался с ней2. Надеясь на скорую реставрацию французской монархии, он мечтал по возвращении в Париж представить в светских салонах красавицу жену из малороссийской глубинки. Но после внезапного разорения отца его планы резко изменились. Осип Матвеевич Ге вышел в отставку и поселился в родовом имении жены при селе Батьки Зеньковского уезда Полтавской губернии. Так и не став до конца русским, он в то же время перестал ощущать себя французом, окончательно порвав все свои связи с родиной.

В Дворянской родословной книге Полтавской губернии нам удалось обнаружить, что у Осипа Матвеевича и Дарьи Яковлевны Ге было шестеро детей: два сына (Николай и Григорий) и четыре дочери (Ксения, Александра, Мария, Минодора). В 1815 году определением Полтавского дворянского депутатского собрания все они были записаны в дворянство3. Осип Матвеевич прожил в имении до конца своих дней и, по воспоминаниям близких, перед смертью усердно молился, разговаривая по-французски. Дарья Яковлевна, оставшись вдовой, несколько лет прожила в Воронеже, где воспитывала своих внуков после скоропостижной смерти их матери (среди внуков — будущий художник Николай Ге).

Отец художника, старший сын Осипа Матвеевича Ге — Николай (1796— 1855), родился в имении Батьки. Получив начальное образование в частном пансионе города Зенькова, сразу был зачислен в Дворянский полк (позже — Константиновское военное училище в Санкт-Петербурге). У нас нет сведений об участии Николая Ге в Отечественной войне 1812 года. Однако известно, что в 1814 году он участвовал в заграничном походе русской армии и брал штурмом Париж, чем окончательно «утвердил за своим родом русское гражданство»4. Прожив несколько лет во Франции, Николай Осипович впоследствии вернулся в Россию и стал «первым русским в роде Ге»5.

Мать художника, Елена Яковлевна Садовская (f24.06.1831), была дочерью ссыльного польского дворянина, семья которого проживала в Воронеже на поселении. Биографические сведения о ней также крайне скудны. В архивах удалось найти документ, из которого следует, что Елена и ее младший (?) брат Филозов Садовский к 1815 году были уже сиротами. Двенадцатилетнего мальчика отправили в тамбовский Дворянский корпус «для окончания воспитания и обучения наукам»6. Елена осталась в Воронеже, где позже вышла замуж за Николая Осиповича Ге и родила ему трех сыновей (Осипа, Григория и Николая). Мы не знаем, как выглядела мать художника в отличие от отца, портрет которого (написанный его сыном Николаем) находится в собрании Киевского музея русского искусства.

В результате архивных поисков были обнаружены еще любопытные факты из жизни родителей художника. В фонде Воронежской палаты гражданского суда имеется дело, датированное 1829 годом, из которого следует, что губернский секретарь А.В. Белокопытов занял у Е.Я. Ге три тысячи 500 рублей государственными ассигнациями сроком на один год под залог собственного дома, находящегося во Введенском приходе. Однако по истечении срока Белокопытов не выплатил долг по закладной с процентами, и в результате судебной тяжбы Воронежское губернское правление постановило передать Елене Яковлевне Ге «оный дом со всем принадлежащим к оному строениями и местом»7.

Городская усадьба, ненадолго ставшая семейным гнездом для Ге, была весьма богатой. К делу прилагается опись передаваемого недвижимого и движимого имущества: деревянный дом на каменном фундаменте, обшитый тесом и покрашенный «дикой краской», девять «теплых покоев», восемь голландских печей, каменная кухня. Во дворе усадьбы также имелась кухня из соснового леса, каретный сарай, амбар для хранения овса, конюшня с десятью стойлами и сад. Подробно перечислена и вся мебель в интерьерах, а также указан размер всей усадьбы — 28,5 сажень. К документу с описью имущества прилагается список дворовых людей, среди которых указана девица Наталья Алексеевна, 15-ти лет от роду, дочь вдовы Авдотьи Ильиничны. Скорее всего, это любимая няня Николая Ге, о которой он тепло отзывался.

Итак, мы знаем точное описание усадьбы, где прошло раннее детство художника. В середине XIX века деревянный господский дом был обложен кирпичом. До наших дней сохранились архитектурные фрагменты дома и ворота бывшей усадьбы по Введенской улице, дом 7—7б. Из архивного документа известно, что это домовладение относилось к Введенскому приходу. Следовательно, Николай Ге, как и его брат Григорий, был крещен во Введенской церкви (ныне улица Освобождения труда, дом 20). Этот храм один из красивейших памятников городской церковной архитектуры второй половины XVIII века: в его бело-голубом облике ощущается влияние архитектурных идей Андреевского собора в Киеве.

В Воронежском архиве сохранился еще один интересный документ, датированный 1835 годом. Из него мы узнаем о назначении чиновника VII класса Николая Осиповича Ге опекуном его малолетних детей — Осипа (Иосифа, 7 лет), Григория (5 лет) и Николая (4 года), — оставшихся без матери. Благодаря этой находке стала известна точная дата смерти Елены Яковлевны — 24 июня 1831 года, а также точные годы рождения ее детей. Из документа также следует, что «недвижимое имение малолетних детей Ге» было передано их отцу в управление. Николай Осипович Ге в чине капитана служил при Провиантском департаменте Военного министерства. Находясь в постоянных разъездах и не имея возможности должным образом воспитывать подрастающих сыновей, в 1835 году он уходит в отставку и решает продать городскую усадьбу, о чем и уведомляет в этом документе дворянский Опекунский совет.

Женившись во второй раз, Николай Осипович в 1836 году переехал с семьей в Киев, а вскоре приобрел имение при селе Попелюхи Могилевского уезда Подольской губернии, где активно занялся сельским хозяйством. Он оказался усердным помещиком: за двадцать лет удвоил имение и удесятерил доходы, а в 1851 году приобрел еще и винокуренный завод.

Старший брат художника, Осип (Иосиф; 1828—1892), как и его братья, учился в 1-й Киевской гимназии, затем окончил физико-математическое отделение Санкт-Петербургского университета. Вероятно, он стал инженером, так как занимался конструированием летательных аппаратов «тяжелее воздуха» (аэростатами). Однако убеждения имел довольно радикальные и в 1863 году был выслан из Петербурга за связи с польскими революционерами. Нам неизвестно место его проживания и род деятельности до 1882 года. Однако в архивах Департамента полиции удалось найти сведения об его дочери Марии, которая «принадлежала к революционному кружку для пропаганды среди рабочих в Варшаве, дважды была арестована, сидела в Варшавской цитадели и в 1880 году была выслана в Сибирь, где умерла двадцати четырех лет от роду». В документах упоминается и жена Осипа Николаевича, Юзефа, которая «также привлекалась к дознанию по обвинению в пропаганде, при обыске у нее нашли запрещенные сочинения»8. Осипу Николаевичу, вероятно, было запрещено проживание в обеих столицах, и в 1882 году он поселился на хуторе у младшего брата Николая, где прожил десять лет, занимаясь в основном пасекой. В Дворянской родословной книге Подольской губернии 1897 года, т.е. через пять лет после смерти Осипа Николаевича, имеется запись о его сыне Владимире.

Второй по старшинству брат художника, Григорий (16.02.1830—01.11.1911), был известным общественным и культурным деятелем. В молодости, будучи эскадронным офицером Гродненского гусарского полка, он принимал участие «в походе гвардии к западным приделам Империи по случаю войны с Венгрией» (1849)9. Уйдя в отставку по болезни, Григорий Николаевич переехал с семьей в наследованное им имение отца в Подольской губернии, близ Могилева. Он принимал активное участие в работе Комитета по выработке проекта улучшения быта помещичьих крестьян (1855—1865) и отпустил на волю своих крепостных еще в 1855 году. После продажи имения в 1865 году Григорий Николаевич переехал в Херсон, где служил в Акцизном управлении Херсонской губернии (1865—1879) и за «усердную службу и особые труды» был награжден орденом Св. Анны 3-й степени. На общественном поприще он был одним из основателей Библиотечного товарищества и открыл Публичную библиотеку в Херсоне.

Его семейная жизнь сложилась не столь успешно, как общественная. В браке с супругой Марий Дмитриевной (урожденной Кареевой) у них родились четыре дочери (Мария, Ольга, Вера, Зоя) и единственный сын, названный в честь отца Григорием. Надо сказать, что имена Николай и Григорий были почитаемы в роду Ге. Несмотря на пятерых детей, супруги разошлись, и в 1874 году Мария Дмитриевна с детьми уехала в Париж. Здесь они прожили два года, войдя в круг русских художников: А.П. Боголюбова, И.Е. Репина, В.Д. Поленова, К.А. Савицкого. Много лет спустя, в 1937 году, одна из дочерей, Вера Григорьевна, напишет воспоминания об этом парижском периоде их жизни, о кружке русских эмигрантов, собиравшихся по вторникам в мастерской А.П. Боголюбова. В письме к родным из Парижа Поленов ярко и точно обрисовал сестер Ге: «У Репина я познакомился с ...семьей Ге. ...дочери брата художника очень симпатичные люди. Старшая дочь (Мария — С.К.) очень живая, вторая (Вера — С.К.) — красавица, а третья (Зоя — С.К.) — натура глубокая, как бывает у Тургенева»10.

После смерти Марии Дмитриевны в 1879 году дети вернулись к отцу, который к этому времени переехал из Херсона в Николаев. И здесь Григорий Николаевич принимал активное участие в общественной жизни города, неоднократно избираясь в гласные Николаевской городской думы (1880—1906). По его инициативе в городе был установлен памятник А.С. Пушкину и организован артистический кружок. Григорий Николаевич постоянно выступал в периодических изданиях с театральными рецензиями, обзорами художественных выставок, статьями о жизни города Николаева. Он читал лекции о драматическом искусстве, которые были изданы отдельной книгой в 1890 году. Уникальной работой и по настоящее время является изданная им карта-диаграмма «Течение Всемирной истории», разработанная совместно с С. Соколовским и представляющая этапы развития человечества на протяжении пяти с половиной тысяч лет. Его эпохальный труд «Исторический очерк столетнего существования города Николаева при устье Ингула. 1790—1890» (Николаев, 1890) на многие годы стал ценным и единственным источником для изучения истории этого города. Свой литературный талант Григорий Николаевич проявил в биографическом очерке о Николае Ге, написанном сразу же после смерти брата11.

Младший, единокровный брат художника, Иван (Иоанн, 12.06.1841 — 30.06.1893) родился в Киеве. Он был на десять лет младше своего брата Николая. Пока не удалось найти никаких биографических сведений о его матери, мы не знаем даже ее имени. Единственное упоминание о ней содержится в воспоминаниях Григория Николаевича Ге в связи с известием о скоропостижной смерти отца и возникшей для братьев необходимостью взять на себя управление имением. Как писал Г.Н. Ге, «Николай Николаевич после долгих прений решительно заявил, что он и знать не хочет наследства. “Если так пойдет все верх дном, — говорил он, — и если дело дойдет до аукциона, то на мачеху и на образование Вани (единокровного брата — С.К.) все-таки хватит”»12.

В 1870—1880-х годах Иван Николаевич пытался заниматься сельским хозяйством в Херсонской губернии и экспортной торговлей в Одессе. Но его постигло несчастье — сгорела родовая усадьба со всеми прилегающими постройками. Оставшись с незначительными средствами и разочаровавшись в предпринимательстве, он неожиданно обратился к творческой сфере деятельности — стал писать пьесы, в основном комедии и водевили. Его театральные рецензии публиковались во многих столичных и провинциальных газетах. В Одессе и Киеве Иван Николаевич организовал драматические курсы, на которых преподавал декламацию. Его бурное увлечение театром не разделял Николай Николаевич Ге. Отношения между братьями особенно обострились, когда младший сын художника, Петр, под влиянием Ивана Николаевича решил стать актером. Родителям пришлось приложить немало усилий, чтобы Петруша, как ласково называли его в семье, отказался от «самой худшей специальности».

Старший сын художника, Николай (30.09.1857 — 05.11.1938) также увлекался искусством, занимался рисованием. В молодости у него был любопытный, но малоизвестный в литературе эпизод. В 1879 году, бросив учебу в Ларинской гимназии, он возвратился во Флоренцию, где прошло его детство и отрочество, и поступил в Академию художеств. Затем, быстро «разочаровавшись в своих способностях, переехал в Париж, где записался в Сорбонну»13. Здесь ему тоже не пришлось поучиться, так как вскоре Николай вынужден был срочно выехать на родину ввиду серьезной болезни матери. Отец принципиально не хотел обучать его мастерству живописца, часто повторяя фразу: «учить нельзя, учиться можно». Позже Николай поступил на юридический факультет Киевского университета, но тема его дипломной работы «О бесправии уголовного права» не оставляла ему ни малейшего шанса получить сам диплом.

Приезд на семейный хутор стал поворотным моментом в его судьбе: он прожил здесь долгие десять лет, став одним из активных последователей толстовского учения. Николай часто бывал у писателя в Ясной Поляне, вел издательские дела Л.Н. Толстого (1886—1887), помогал ему в организации сбора пожертвований голодающим (1891—1892). Идея «близости к русскому народу» привела его к гражданскому браку с крестьянкой Агафьей Слюсаревой (1856—1900), от которого у него были дети: дочь Прасковья (1878—1959) и двое сыновей — Иван (1890 — 15.07.1916) и Николай (1891- 27.07.1914 или 1915). Эта связь была драматически тягостной для обоих: вскоре после рождения дочери Николай Николаевич уехал, «увлекшись кем-то из интеллигентных женщин, Гапка заболела на нервной почве, а Парася осталась на попечении деда (Н.Н. Ге)».14 С пятилетнего возраста Парася практически росла в его доме, и «дед очень баловал» свою первую внучку, а в мастерской художник даже «давал <ей> кисть в руки и предлагал помогать рисовать»15. С 1895 года и до самой смерти Прасковья Николаевна жила в Алуште и работала медицинской сестрой. По воспоминаниям земляков, она всегда, даже в советское время, носила косынку сестры милосердия образца Первой мировой войны. Уже в почтенном возрасте она написала воспоминания о хуторе и его знаменитом хозяине, которые были опубликованы в 1958 году в журнале «Крым».

Скоропостижная смерть в 1894 году художника Николая Ге положила конец толстовской общине на хуторе. Николай Николаевич-младший писал Толстому, что вычеркивает все, что ему кажется обманом и притворством за последние восемь-десять лет жизни. Писал, что уезжает в Крым, но не один, а со своей новой семьей: двоюродной сестрой Зоей (1861—1942) и детьми — тремя своими и тремя детьми своей новой гражданской жены. О том, насколько это был трагический поворот в большом семействе Ге, можно судить по неопубликованным письмам супруга Зои Григорьевны, Григория Семеновича Рубана-Щуровского (1857—1920) к Л.Н. Толстому: «...у нас большое семейное горе. Между Колей и Зоей завязались такие отношения, которые не только не сознаются грехом, но признаются и ставятся идеалом. Отношения между семьями самые скверные...»16.

В 1900 году Ге-младший со своей новой семьей покинул Россию и принял французское подданство как «внук французского эмигранта»17. В течение двенадцати лет они жили большой дружной семьей в Париже, дети получали образование. Николай Николаевич занимался различной деятельностью: опубликовал книгу «От автократии к демократии» (1919), писал статьи на общественно-политические темы, преподавал русский язык и, главное, — пропагандировал творчество своего отца. Он организовал выставку произведений Н.Н. Ге в Париже и Женеве (1903), издал «Альбом художественных произведений Николая Николаевича Ге» (СПб., 1903; 2-е изд., Спб., 1904), предлагал в коллекцию М.П. Рябушинскому картину «Распятие»18. Но в 1912 году Зоя Григорьевна с детьми вернулась на родину. Сын Иван погиб на фронте в 1916 году, сражаясь на стороне французской армии. Второй сын, Николай, умер в России от психического расстройства, унаследованного от матери19. Николай Николаевич-младший остался во Франции один.

Возможно, справиться с этим одиночеством ему помогла госпожа Беатрис де Ватвилль, в замке которой, недалеко от Лозанны (Chateau de Gingins), он жил в 1920—1930-х годах. В 1936 году собрание произведений его отца, Николая Ге было открыто для публичного обозрения в нескольких залах этого замка. По завещанию Н.Н. Ге-младшего коллекцию наследовала госпожа де Ватвилль, однако местонахождение многих полотен до сих пор неизвестно.

Младший сын художника, Петр (21.08.1859 — 29.01.1939) с детства был духовно ближе к матери, в то время как старший брат пользовался «особенной нежностью и любовью отца». Практически всю свою взрослую сознательную жизнь Петр состоял на государственной службе, чем вызывал крайнее недовольство отца-толстовца. В 1883 году он женился на своей двоюродной сестре — Екатерине Ивановне Забело (1858 — 17.04.1918), которая приходилась старшей сестрой Надежде Ивановне Забело-Врубель. В 1880-х годах семья Петра Николаевича жила в Черниговской губернии (Нежин, Гирявка, Борзна), а в 1894 году переехала в Петербург, где Петр Николаевич Ге избирался в столичные мировые судьи (1894—1914). Как и все члены семейства Ге, он обладал творческими способностями: писал книги и статьи по искусству. Во время Февральской революции 1917 года вступил в партию кадетов, активно «призывал к охране существующего порядка и категорически возражал против думского нейтралитета»20. Драматические события в России и гибель жены21 вынудили Петра Николаевича бежать из столицы в Киев. В 1920 году он передал большую часть принадлежащих ему произведений Николая Ге в Киевский городской музей (ныне Национальный художественный музей Украины). Долгое время дальнейшая судьба Петра Николаевича Ге была неизвестна. В архиве нам посчастливилось обнаружить его фамилию в списках беженцев, эмигрировавших в Сербию вместе с армией барона Врангеля22. В конце 1920-х годов он читал лекции по истории искусства в культурно-просветительном объединении «Русская матица», а также в Русском народном университете в Белграде. Последние годы жизни Петр Николаевич провел в Русском доме для престарелых. В 2011 году удалось обнаружить его могилу на кладбище Ново гроблье в Белграде23.

К сожалению, не до конца известна судьба его детей — Николая (27.08.1884 — 31.03.1920) и Анастасии (01.06.1890 — после 1920). Сын (домашнее прозвище Кика) был талантливым публицистом и художественным критиком, дружил с М. Врубелем и А. Блоком. Обладая феноменальной памятью, изучил все европейские языки. Он погиб в Киеве при неизвестных нам обстоятельствах. Упорные поиски не привели и к нахождению сведений об Анастасии. Во время Первой мировой войны она работала сестрой милосердия сначала в одном из госпиталей Петербурга, затем во фронтовых госпиталях. Но как сложилась ее дальнейшая жизнь, неизвестно: осталась ли она в столице или жила в Киеве, была ли у нее семья, где и когда она скончалась? Ее судьба крайне важна для нас, так как от нее могли остаться прямые потомки художника. Поиски продолжаются.

 

  1. См.: Черкасов П.П. Французы в русской армии в 1793 г. Из фондов архива внешней политики Российской империи // В сб.: Россия и Франция XVIII-XX века. М., 2000. С.116-118.
  2. Коростовцевы, русский дворянский род, происходящий из Польши, от рода Хоростовецких, герба Остоя. Тимофей Хоростовецкий выехал в Малороссию, где писался Коростовцем и служил при Мазепе. Род Коростовцевых внесен в 1 часть родословной книги Екатеринославской и Полтавской губерний (См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. СПб., 1890-1907. Т. 16: Конкорд-Коялович. С. 325.
  3. Родословная книга Полтавской губернии дворянских родов. Часть 2, составленная из определений Полтавского Дворянского Собрания, состоявшихся с 1802 по 1840 год. Полтава, 1898. С. 112. № 54.
  4. Ге Г.Н. Воспоминания о НН. Ге как материал для его биографии // Артист. 1894. № 43. С. 129.
  5. Там же.
  6. ГАВО. Ф. И-29. Оп. 139. Ед.хр. 21. Л. 1,9.
  7. ГАВО. Ф. И-167. Оп. 1. Ед.хр. 1472. Л. 1-8 об.
  8. Цит. по: Порудоминский В.И. Николай Ге. М., 1970. С. 213.
  9. РГВИА. Ф. 395. Оп. 48. Ед.хр. 528. Л. 3-14. Формулярный список. Свидетельство об увольнении со службы по состоянию здоровья поручика Ге Г.Н., «состоящего при школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, лейб-гвардии Гродненского гусарского полка».
  10. ОР ГТГ Ф. 54. Ед.хр. 300. Л. 2. Письмо датировано июнем 1874 года.
  11. Ге Г.Н. Воспоминания о Н.Н. Ге как материал для его биографии // Артист. 1894. № 43,44.
  12. Там же. № 43. С. 35.
  13. Ге Н.Н. Неизданные письма Л.Н. Толстого // Современные записки. Париж, 1937. № 44. С. 247.
  14. РГАЛИ. Ф. 731. Оп. 1. Ед.хр. 30. Л. 31. Из воспоминаний М.В. Теплова.
  15. Ге П.Н. Страницы прошлого (Воспоминания о Н.Н. Ге) // Крым, 1958. № 17. С. 5.
  16. Подлинники писем хранятся в ОР ГМТ. Цит. по: ОР ГТГ Ф. 4. Ед.хр. 2824. Л. 214.
  17. Ге Н.Н. Указ. соч. С. 248.
  18. «Мне пишут из Москвы, что Вы составляете картинную галерею произведений русских художников. Беру смелость предложить Вам картину моего отца «Распятие»... Я храню эту картину с надеждою, что она, наконец, вернется на Родину. .Будет время, когда ее поймут и оценят». (ОР ГТГ. Ф. 7. Ед.хр. 18. Л. 1-2. Письмо Н.Н. Ге-мл. к М.П. Рябушинскому. 29 января 1910 г.).
  19. «Мои оба сына умерли. Младший, бывший уже пять лет неизлечимо больным, умер в России 27 июля 1915 года, а старший убит 15 июля 1916 г. в бою». (ГАРФ. Ф. 1463. Оп. 3. Ед.хр. 2662. Л. 2. Письмо Н.Н. Ге-мл. к Л.П. Забело. 14 февраля 1917 г.).
  20. Петербургская городская дума. 1846-1918. СПб., 2005. С. 334.
  21. «Ге Екатерина Ивановна, жена статского советника, скончалась от перелома черепа (убита) 52 лет от рождения. Апреля 4/17 1918 г.» (РГИА. Ф. 639. Оп. 1. Ед.хр. 5. Л. 62. Кладбище Петроградского Воскресенского женского монастыря. Алфавит погребенных на 1903-1912 годы. Начато 1903 г. Кончено 1919 г.
  22. ГАРФ. Ф. 6792. Оп. 1. Ед.хр. 558. Л. 1. Сербская эвакуация. Личная карточка П.Н. Ге по ссудам и выплатам.
  23. Автор выражает свою признательность переводчице-славистке Белградского университета Мирьяне Петрович за оказанную помощь.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play