Специальный выпуск. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - РОССИЯ. НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР
Великобритания и Россия по праву гордятся своими великими литературными традициями и всегда с большим уважением и интересом относятся к культурному наследию друг друга. Не случайно продолжением масштабного сотрудничества, которым был отмечен перекрестный Год культуры Великобритании и России 2014, стала программа Года языка и литературы Великобритании и России 2016, свидетельством чему - обмен уникальными выставочными проектами между Национальной портретной галереей и Государственной Третьяковской галереей.
Британско-российские культурные связи своими истоками восходят к далекому прошлому. Духовное взаимообогащение наших народов было предопределено прежде всего самобытностью, самоидентичностью и уровнем духовного наследия двух держав, в течение многих столетий влиявших на судьбы цивилизации.
ВЫСТАВКИ
Английская живописная школа всегда пользовалась в России большой любовью и вниманием. К сожалению, она скромно представлена в российских музейных собраниях. Этот пробел в последнее время существенно восполнила серия выставок из различных музеев Великобритании, состоявшихся в Москве, в том числе в рамках перекрестного Года русской и британской культур в 2014 году. Достаточно вспомнить такие выставки, как «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» в Эрмитаже; «Непревзойденный Веджвуд» во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства; «Чарльз Ренни Макинтош: манифест нового стиля» в Музеях Московского Кремля; «Оскар Уайльд. Обри Бердслей. Взгляд из России» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; выставка «Английский завтрак» в России. Конец XVIII-XIX вв.» в Государственном Историческом музее.
ВЫСТАВКИ
Беспрецедентная выставка «Искусство России. Эпоха Толстого и Чайковского» проходит в Национальной портретной галерее в Лондоне до 26 июня 2016 года. Это действительно пантеон, слава и гордость русской культуры XIX века. Куратор выставки Розалинд П. Блейксли представляет основные моменты англо-российских связей в области культуры, уделяя внимание становлению, тенденциям и перспективам развития подобного сотрудничества.
НАСЛЕДИЕ
Так определил двух портретистов советский исследователь А.В. Лебедев, вдохновленный в 1945 году успехом союзнических отношений с Великобританией [1]. С его «легкой руки» и пошло сравнение русского и английского живописцев. При жизни Федора Степановича Рокотова никогда не называли «русским Гейнсборо». На Всемирной промышленной выставке в Лондоне 1862 года отечественных портретистов представляли Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский. О Рокотове в то время у себя на родине просто забыли. Так же, как и о творчестве британца в России не имели понятия. Знаменитая «Дама в голубом» из Эрмитажа - признанный и единственный шедевр Томаса Гейнсборо в русских собраниях - попала в коллекцию лишь в 1912 году. Что же на самом деле роднит столь не похожих мастеров?
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Еще в XVIII веке российское образованное общество знакомилось с английской литературой, но в основном через немецкие и французские переводы, а после Отечественной войны 1812 года стал заметен интерес не только к английским авторам, но и к английскому языку.
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
В России умеют ценить красивые и дорогие вещи. Подтверждением этому послужило внимание, с которым российская деловая общественность и творческая интеллигенция отнеслись к закрытому показу выставки британского антиквариата - British Antiques Mission to Moscow, состоявшемуся в марте 2011 года.
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Гений Джозайи Веджвуда, британского керамиста XVIII века, чьи вкусы и технические инновации во многом определили пути развития искусства его поколения, стала темой выставки «Непревзойденный Веджвуд», которая прошла во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве в ноябре – декабре 2014 года. Выставка состоялась в рамках Года культуры Великобритании в России. Она объединила экспонаты из ливерпульской Художественной галереи леди Левер, а также из Эрмитажа и других российских коллекций, ведь одним из первых международных коллекционеров Веджвуда была Екатерина Великая.
НАСЛЕДИЕ
Английский фаянс во всем своем разнообразии появился на российском рынке в эпоху царствования императрицы Екатерины II. Высокий художественный уровень и относительная дешевизна способствовали его распространению среди российского дворянства. Как заметил А.Т. Болотов в 1796 году, многие стали «покупать и снабжать дома свои английскою фаянсовою посудой». Эти изделия были безоговорочно признаны эталоном «изделий повседневности», сочетающим в себе качество, практичность и изысканность. Уже к 1830-м годам предметы из фаянса были в каждодневном обращении в отличие от фарфоровых изделий, которые сервировались в особенные, торжественные дни. Е.Ф. Зябловский в своем труде «Российская статистика» писал: «Фаянсовая посуда не есть предмет роскоши: она идет во вседневное употребление...».
К 250-летию Christie's
Проведение выставки аукционного дома Christie’s в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) - сокровищнице русского искусства и одном из ведущих музеев мира - большая честь и безусловная привилегия. В 2007 году Christie’s впервые экспонировал в ГТГ одну из работ, предназначенных для русских торгов, - «Стену плача» Василия Верещагина. В 2016 году аукционный дом Christie’s отмечает свое 250-летие. В честь этого события в юбилейном году пройдет несколько крупных мероприятий и выставок, в том числе такие знаковые события в разных регионах мира, как 10-летие присутствия Christie's в Дубае (март) и 30-летие работы в Азии (май). Будучи признанным лидером мирового арт-бизнеса, Christie’s продолжает определять вкусы и предпочтения на художественном рынке, внедряя новые инновационные методы продаж и предлагая произведения искусства в соответствии с требованиями коллекционеров в разных уголках мира. И эту задачу компания успешно выполняет на протяжении двух с половиной веков. Christie’s стал первым аукционным домом, который привез в Россию искусство прерафаэлитов, что явилось результатом долгосрочного сотрудничества с Третьяковской галереей. Christie’s благодарен ГТГ за поддержку в проведении уже ставших историей совместных мероприятий и надеется на осуществление новых общих проектов.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Один из крупнейших деятелей английского модернизма Уиндем Льюис (1882-1957) оставил заметный след и в изобразительном искусстве, и в художественной литературе. Неудивительно, что он был знаком почти со всеми ключевыми фигурами британской культуры первой половины XX века - с одними дружил, с другими враждовал, с кем-то сначала водил дружбу, а потом разрывал отношения. Льюис более всего известен как основатель и главный представитель вортицизма - специфически британского новаторского радикального движения. Однако художник оставил значительное наследие и в другой области, а именно - в портретной живописи. Его произведения этого жанра были представлены на выставке в лондонской Национальной портретной галерее.
МЕСТО ОБЩЕНИЯ
Из многочисленных лондонских заведений, где любили проводить досуг представители художественных объединений, пожалуй, наиболее примечательным был клуб «The Colony Room», просуществовавший около 60 лет и закрытый в 2008 году. Писатель и радиоведущий Зиновий Зиник вспоминает о том времени, когда в клубе «Колони» в районе Сохо собирались знаменитости: здесь черпали вдохновение многие художники «Лондонской школы», в числе которых был Фрэнсис Бэкон, чей 100-летний юбилей отмечался в октябре 2009 года.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Сторонник традиций в искусстве и вместе с тем импульсивный импровизатор, дисциплинированный — если можно так выразиться — анархист, не стремящийся успеть за модой, безразличный и в то же время ненасытный, готовый на риск и забавно приверженный рутине... Жизнь Люсьена Фрейда (1922—2011) была полна созданных им самим же противоречий. Между тем, его искусство почти исключительно сосредоточено на напряженной и беспрестанной работе, подстегиваемой столь свойственной ему постоянной одержимостью. Он никогда, начиная с ранних галлюцинаторных рисунков, гравюр и холстов относительно небольшого формата и до внушительных живописных полотен последних десятилетий с их мощным пастозным мазком, нередко представляющих собой многофигурные композиции, не выходил за границы своего и только своего мира. Да, он был не просто одержим окружающим его миром, пристальным наблюдателем коего, безусловно, являлся, — он был одержим именно своим миром. Выставка «Портреты Люсьена Фрейда» в Национальной портретной галерее в Лондоне будет открыта до мая 2012 года. Она объединила более 100 работ из музеев и частных коллекций. Это первая большая выставка после кончины художника, случившейся 20 июля 2011 года. До последних своих дней Люсьен Фрейд принимал участие в ее подготовке. Представленные на выставке портреты можно в определенном смысле считать кульминацией всей жизненной карьеры мастера: наряду с публичными лицами в неизвестных местах на ней представлены неизвестные лица в публичных местах, ведь многие изображенные им персонажи так и остались неопознанными.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Летом 2012 года лондонская галерея Тейт Модерн устроила пятимесячную масштабную ретроспективу произведений Дэмиена Хёрста. Несмотря на противоречивые отзывы, событие стало не менее значимым и популярным, чем празднование «бриллиантового юбилея» королевы или лондонская Олимпиада. Люди часами стояли в очереди, чтобы попасть на выставку. Возможно, они хотели вдохнуть воздух успеха или попытаться понять, что же делает произведения Хёрста столь дорогими. В любом случае выставка дала возможность осмыслить достижения художника, по праву ставшего популярным у одних и непопулярным у других зрителей, а к тому же явившегося вдохновителем самых первых успехов «молодых британских художников» - студентов, получивших известность как группа Young British Artists (YBAs) и решительным образом изменивших художественную сцену Лондона в начале 1990-х.
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Творчество Энтони Гормли, классика современного британского искусства, давно приобрело мировую известность. Сегодня он - один из самых востребованных художников. Ежегодно в разных странах открывается 5-10 новых выставок его скульптурных работ, включая масштабные проекты под открытым небом. В Англии на постоянной основе экспонируется целый ряд его произведений, среди них - принесший автору заслуженную известность монумент в пригороде Гейтсхеда «Ангел Севера» (1998) с размахом крыльев 54 м, а также «Квантовое облако» (2000), установленное в Гринвиче на Темзе, и инсталляция «Другое место», размещенная в 2005 году на пляже Кросби в Мерсисайде.