Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК
Перед вами специальный выпуск журнала «Третьяковская галерея», посвященный жизни и творчеству выдающегося художника Ивана Павловича Похитонова (1850–1923). Большую часть жизни он прожил во Франции и Бельгии, не теряя при этом связи с Россией, считая себя «русским художником». В его творчестве органично сочетались поэтичность, свойственная русскому пейзажу настроения, с французской изысканностью и строгой требовательностью к живописному качеству произведений.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ИВАНА ПАВЛОВИЧА ПОХИТОНОВА «ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК», ПОСВЯЩЕННАЯ 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА, ЭКСПОНИРУЕТСЯ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ В ГОД ФРАНЦИИ В РОССИИ И РОССИИ ВО ФРАНЦИИ. ЭТО, КОНЕЧНО, СОВПАДЕНИЕ, НО ОНО КАЖЕТСЯ НЕ СЛУЧАЙНЫМ. ТРУДНО НАЗВАТЬ ДРУГОГО ХУДОЖНИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА, В ТВОРЧЕСТВЕ КОТОРОГО НАСТОЛЬКО ОРГАНИЧНО ВОПЛОТИЛИСЬ БЫ РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ СВЯЗИ, КАК В РАБОТАХ ПОХИТОНОВА.
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ЗАКОНЧИЛА СВОЮ РАБОТУ ВЫСТАВКА «ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК», ПОСВЯЩЕННАЯ 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА ПАВЛОВИЧА ПОХИТОНОВА (1850-1923). НА НЕЙ БЫЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗ СОБРАНИЯ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ И КОЛЛЕКЦИИ О.Л. МАРГАНИЯ (МОСКВА).
ЗА ДВА ГОДА ДО ПРИЕЗДА И.П. ПОХИТОНОВА В ПАРИЖ, В 1875 ГОДУ, ПО ИНИЦИАТИВЕ А.П. БОГОЛЮБОВА НА ОДНОЙ ИЗ ПАРИЖСКИХ УЛИЦ В АРЕНДОВАННОМ ПОМЕЩЕНИИ В ДОМЕ ФАБРИКАНТА ЖИЛО БЫЛА ОРГАНИЗОВАНА «ПАРИЖКАЯ КЕРАМИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ», РАБОТАВШАЯ ДО НАЧАЛА 1880-х ГОДОВ. В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАСТЕРСКОЙ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ МНОГИЕ РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ, ПРОЖИВАВШИЕ В ТО ВРЕМЯ В ПАРИЖЕ. ЭТА РАБОТА БЫЛА ОДНИМ ИЗ ИСТОЧНИКОВ ИХ ЗАРАБОТКА ЗА ГРАНИЦЕЙ, ПОСКОЛЬКУ СРЕДСТВ, ОТПУСКАЕМЫХ АКАДЕМИЕЙ ХУДОЖЕСТВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ХВАТАЛО. В ОДИН ПРИЕМ ХУДОЖНИКИ РАСПИСЫВАЛИ ГОТОВЫЕ БЛЮДА И ТАРЕЛКИ, КОТОРЫЕ ЗАТЕМ ПОДВЕРГАЛИСЬ ОБЖИГУ И ПОСТУПАЛИ В ПРОДАЖУ. РАБОТА В МАСТЕРСКОЙ ЗАХВАТИЛА ЖИВОПИСЦЕВ НОВЫМИ ТВОРЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
ГОТОВЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК ЖУРНАЛА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ», ПОСВЯЩЕННЫЙ И.П. ПОХИТОНОВУ, МЫ ПОСЧИТАЛИ НЕОБХОДИМЫМ ОПУБЛИКОВАТЬ В НЕМ СТАТЬЮ, НАПИСАННУЮ ЕГО СОВРЕМЕННИКОМ.
СРЕДИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ - СВЕДЕНИЙ БИОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, ПИСЕМ, ОТКЛИКОВ И РЕЦЕНЗИЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВУ И.П. ПОХИТОНОВА И ХРАНЯЩИХСЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА (МОСКВА), ОТДЕЛЕ РУКОПИСЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), В АРХИВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. Ф.А. КОВАЛЕНКО И В ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (КРАСНОДАР), - ПИСЬМА ПОХИТОНОВА К П.М. ТРЕТЬЯКОВУ И И.С. ОСТРОУХОВУ ИЗ ОТДЕЛА РУКОПИСЕЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДОКУМЕНТОВ. ОНИ ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ ХУДОЖНИКА И МНОГИЕ АСПЕКТЫ ЕГО ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.
С 14 ИЮНЯ ПО 5 ИЮЛЯ 1905 ГОДА И.П. ПОХИТОНОВ ГОСТИЛ В ИМЕНИИ Л.Н. ТОЛСТОГО ЯСНАЯ ПОЛЯНА. СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ О ПОЕЗДКЕ, ВСТРЕЧАХ С ТОЛСТЫМ И ЕГО ЖЕНОЙ СОФЬЕЙ АНДРЕЕВНОЙ, О РАБОТЕ ВО ВРЕМЯ ЭТОГО ВИЗИТА ОН ДЕЛИЛСЯ СО СВОЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ЖЕНОЙ ЕВГЕНИЕЙ ВУЛЬФЕРТ В АДРЕСОВАННЫХ ЕЙ ПИСЬМАХ.
«РОДНОМУ ХУДОЖЕСТВУ РАДОВАТЬСЯ Я БУДУ ПЕРВЫЙ» - ЭТА СТРОКА ИЗ ПИСЬМА ТУРГЕНЕВА К КРИТИКУ В.В. СТАСОВУ ПОСЛУЖИЛА НАЗВАНИЕМ СТАТЬИ ИСКУССТВОВЕДА, ЛИТЕРАТОРА И КОЛЛЕКЦИОНЕРА ИЛЬИ САМОЙЛОВИЧА ЗИЛЬБЕРШТЕЙНА*. ЕГО СТАТЬЯ ЗНАКОМИЛА ЧИТАТЕЛЕЙ С МАЛОИЗВЕСТНЫМИ В ТО ВРЕМЯ СТРАНИЦАМИ БИОГРАФИИ ТУРГЕНЕВА, СВЯЗАННЫМИ С ЕГО РОЛЬЮ В ЖИЗНИ МНОГИХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ПОХИТОНОВА.
В ПИСЬМАХ И.П. ПОХИТОНОВА ЧАСТО ПРОСКАЛЬЗЫВАЮТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О «СЕМЕЙНЫХ НЕВЗГОДАХ», КОТОРЫЕ НЕ ПОЗВОЛЯЛИ ЕМУ ОСУЩЕСТВИТЬ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ЗАМЫСЕЛ, НАДОЛГО ОТЛУЧИЛИ ОТ РОДИНЫ. ПРОЯСНИТЬ ЭТУ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ В КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ПОЗВОЛЯЮТ ВПЕРВЫЕ ПУБЛИКУЕМЫЕ ПИСЬМА МАТИЛЬДЫ КОНСТАНТИНОВНЫ ПОХИТОНОВОЙ, ПЕРВОЙ ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА.
ВЫДАЮЩИЙСЯ ДИРИЖЕР И КОМПОЗИТОР, ВНУК И.П. ПОХИТОНОВА ИГОРЬ БОРИСОВИЧ МАРКЕВИЧ РОДИЛСЯ В 1912 ГОДУ В КИЕВЕ В СЕМЬЕ ПИАНИСТА БОРИСА НИКОЛАЕВИЧА МАРКЕВИЧА И ЗОИ ИВАНОВНЫ ПОХИТОНОВОЙ, ДОЧЕРИ ХУДОЖНИКА ПОХИТОНОВА. ЕГО ПРАДЕДОМ ПО ОТЦОВСКОЙ ЛИНИИ БЫЛ ИЗВЕСТНЫЙ УКРАИНСКИЙ ИСТОРИК И ЭТНОГРАФ Н.А. МАРКЕВИЧ (1804-1860), АВТОР ПЯТИТОМНОГО ТРУДА «ИСТОРИЯ МАЛОРОССИИ». ОН ПОДДЕРЖИВАЛ ТЕСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ВЫДАЮЩИМИСЯ ДЕЯТЕЛЯМИ КУЛЬТУРЫ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С А.С. ПУШКИНЫМ И Т.Г ШЕВЧЕНКО. БУДУЧИ МУЗЫКАНТОМ-ЛЮБИТЕЛЕМ, ДРУЖИЛ С М.И. ГЛИНКОЙ. ДЕД, А.Н. МАРКЕВИЧ (1830-1907), БЫЛ ВЫДАЮЩИМСЯ ЮРИСТОМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПЕТЕРБУРГСКОЙ СУДЕБНОЙ ПАЛАТЫ, ПРОСЛАВИЛСЯ КАК ФИЛАНТРОП И МУЗЫКАНТ. ОН БЫЛ БЛЕСТЯЩИМ ВИОЛОНЧЕЛИСТОМ, УЧАСТНИКОМ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ КОНЦЕРТОВ.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ПОХИТОНОВА, ЗНАКОМСТВО С ФАКТАМИ ЖИЗНИ ЕГО ПОТОМКОВ ДЕЛАЕТ ВСЕ БОЛЕЕ ОЧЕВИДНЫМИ ДУХОВНЫЕ И РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ. ПОХИТОНОВ ИСПЫТАЛ НЕМАЛО ПРЕВРАТНОСТЕЙ СУДЬБЫ, НО В НЕЙ БЫЛО МНОЖЕСТВО СЧАСТЛИВЫХ ВСТРЕЧ И ЗНАКОМСТВ. ЛИНИИ ЖИЗНИ ЕГО ПОТОМКОВ ПОРОЙ ПРИЧУДЛИВО ПЕРЕСЕКАЛИСЬ С СУДЬБАМИ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ ТЕХ ЛЮДЕЙ, С КОТОРЫМИ ДРУЖИЛ И ОБЩАЛСЯ ИХ ДЕД И ПРАДЕД.