«У НЕГО... САМОБЫТНОСТЬ НЕ ПОТЕРЯНА»*

Элеонора Пастон

Номер журнала: 
Специальный выпуск. И.П. ПОХИТОНОВ. ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК

* Опубликовано в ж. «Третьяковская галерея», №1, 2010 (26). С.64-75. В настоящем издании печатается с сокращениями.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ИВАНА ПАВЛОВИЧА ПОХИТОНОВА «ЧАРОДЕЙ-ХУДОЖНИК», ПОСВЯЩЕННАЯ 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ХУДОЖНИКА, ЭКСПОНИРУЕТСЯ В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ В ГОД ФРАНЦИИ В РОССИИ И РОССИИ ВО ФРАНЦИИ. ЭТО, КОНЕЧНО, СОВПАДЕНИЕ, НО ОНО КАЖЕТСЯ НЕ СЛУЧАЙНЫМ. ТРУДНО НАЗВАТЬ ДРУГОГО ХУДОЖНИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX-НАЧАЛА XX ВЕКА, В ТВОРЧЕСТВЕ КОТОРОГО НАСТОЛЬКО ОРГАНИЧНО ВОПЛОТИЛИСЬ БЫ РУССКО-ФРАНЦУЗСКИЕ СВЯЗИ, КАК В РАБОТАХ ПОХИТОНОВА.

Некоторые современные ему художественные критики даже ставили под сомнение принадлежность Похитонова русскому искусству. В статье 1918 года одного из них, подписавшегося «Сад Жарден», мы находим: «... Для нас же, русских, Похитонов художник, в сущности, французский; да и не только для нас. Именно во французский раздел поместит его творчество... будущая история искусства»1. Сам же Похитонов, питавший врожденное отвращение к тому, что он называл «законченными системами»2, был, как говорил о нем Л.Н. Толстой, «самородным» художником, у которого «самобытность не потеряна»3.

Свое мнение о творчестве Похитонова теперь могут составить и посетители юбилейной выставки художника. На ней экспонируются пейзажи, пейзажно-жанровые произведения, натюрморты, портреты Похитонова из собрания Третьяковской галереи и из коллекции О.Л. Маргания (Москва), откликнувшегося на предложение галереи принять участие в юбилейной выставке.

В этих работах предстает мир художника, глубоко чувствующего красоту и поэзию природы, умеющего выразить все разнообразие и богатство пейзажа разных стран, поэзию повседневной жизни простых людей - русских, французов, бельгийцев.

В Париже, куда И.П. Похитонов приезжает в начале 1877 года, чтобы получить профессиональные навыки в искусстве, он попадает в среду живших здесь русских художников, писателей и общественных деятелей, основавших в год приезда Похитонова во французскую столицу «Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников». Похитонов становится активным участником Общества. Под руководством А.П. Боголюбова он знакомится с различными направлениями живописи, тщательно изучает работы пейзажистов Барбизонской школы. Необыкновенный талант Похитонова, тонко чувствующего малейшие нюансы в жизни природы, его уникальная зоркость, позволившая обратиться к популярной в то время в Европе миниатюрной живописи, огромное трудолюбие, общительность и добросердечие привлекли к нему членов Общества. Скульптор И.Я. Гинцбург писал в своих «Воспоминаниях» о Похитонове: «При всем его преклонении перед французскими художниками-пейзажистами он больше других оставался в душе русским. Его скромность и простота располагали всех в его пользу»4.

С конца 1870-х и в 1880-е годы Похитонов в основном работает в Барбизоне и его окрестностях. Среди созданных здесь пейзажей на выставке экспонируется картина «После захода солнца. Барбизон» (1889, ГТГ) с эмоционально переданным переходным состоянием природы в освещении лучей заходящего солнца.

Похитонов был наделен особым даром проникновения в жизнь природы, понимания ее тесных связей с жизнью людей, позволившим ему создавать глубоко реалистичные и одновременно пронзительные по своей поэтической силе пейзажи. Эти качества были свойственны и русскому лирическому пейзажу настроения 1880-1900-х годов, работам А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Но произведения Похитонова обладали изяществом миниатюры и присущими французской живописи строгой красотой композиционного построения, богатством и ювелирной точностью колористического решения. Именно эти отличительные особенности живописи Похитонова отмечал критик «Сад Жарден»: «... В нем... есть бесконечная трезвость, дивное чувство меры, крайняя точность, внутренняя монолитность, прозрачность и светлость, если так можно сказать, как пластические, так и моральные. А это именно французские качества. Этим Похитонов примыкает к барбизонской школе, мэтров которой он, впрочем, знал во время своей юности, когда прибыл в Париж»5.

Работая в это время в основном во Франции, художник не терял связи с родиной, приезжая летом в родные края. Свидетельством одного из таких приездов стала его работа «Свадьба в Матреновке» (1880, собрание О. Л. Маргания, Москва). В картине сцена с праздничной толпой односельчан в ярких нарядах «вписана» в пейзаж с бескрайней херсонской степью. Она воспринимается как маленький островок счастья в простой жизни селян Малоросии. Картина принадлежит к одному из ранних и редких в творчестве И.П. Похитонова многофигурных жанров и, может быть, наиболее приближена к передвижническим жанровым произведениям.

В 1882 году на выставке Товарищества передвижников экспонировался портрет Похитонова работы Репина, в котором был очень точно передан не только внешний облик портретируемого, но и его внутренний мир, его «чистая, добрая душа»6, как писал о художнике Репин. Такое впечатление Похитонов, его искусство производили на многих, кто с ним соприкасался.

На выставке «Чародей-художник» экспонируется несколько пейзажей, привезенных художником из поездок в По, на берега реки Гава на в юго-западе Франции. Самый ранний из них относится к 1885 году. Это - «Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы» (ГТГ). В картине, которую художник считал наиболее «удачной», развернута простая строго уравновешенная композиция с чередованием планов, при котором достигается ощущение глубины пространства с ясными далями, мягко освещенными весенним солнцем. Здесь же представлен ряд охотничьих сцен, которые Похитонов создавал на протяжении жизни в России, во Франции и в Бельгии. С эмоциональной полнотой в них выразилась душа художника, страстного охотника и человека, влюбленного в природу. В них ощущаются мотивы «Записок охотника»И.С. Тургенева, которыми зачитывался Похитонов.

В 1892 году Похитонов едет в Италию и восемь месяцев живет в окрестностях Неаполя в городке Торре-дель-Греко у подножия Везувия. Здесь он пишет массу пейзажей, в которых «полуденный край» отображен во всем богатстве и разнообразии натуры. На выставке представлены две картины, привезенные из Италии, - «Везувий» (ГТГ) и «Склон Везувия» (собрание О.Л. Маргания, Москва). Пленэризм Похитонова к этому времени достигает совершенства. Художнику подвластно не только воссоздание солнечного света, игры рефлексов, вызываемых солнечными лучами, но и движение пронизанного светом воздуха.

Летом 1893 года Похитонов переезжает в Бельгию, живет сначала в Жюпиле, вблизи Льежа, затем - в пригороде Льежа, Брессу, недалеко от Жюпиля. 1894 годом датированы две работы Похитонова из собрания Третьяковской галереи: «Тру-Луэт. Зимний день. Унавоженное поле под снегом» и «Тру-Луэт зимой». На выставке представлены картины из собрания О.Л. Маргания «Сад художника в Брессу, пригороде Льежа» и «Силок для воробьёв (Эффект снега).» (1890-е). В этих работах снег написан с бережным вниманием к каждому миллиметру картины. С невероятным тщанием и любовью выписывал художник все особенности не только великолепного ослепительно-белого снежного покрова, сияющего в солнечных утренних лучах, как в картине «Тру-Луэт зимой» или «Равнина Брессу под снегом» (1890-е, собрание О.Л. Маргания, Москва), но и рыхлого грязно-серого, счищаемого дворниками с дороги в серый ненастный день, наполненный сыростью тающего снега, как в картине «Снег в По» (1890, ГТГ).

Романтически-пантеистическое чувство к натуре сочеталось у Похитонова с тщательностью и объективностью ученого-естествоиспытателя. Живя в пригороде Льежа и имея возможность постоянно наблюдать окружающие пейзажи в разное время года и суток, Похитонов изучает малейшие изменения в жизни природы. С волшебной легкостью он мог воссоздать в картине бодрящую свежесть морозного воздуха, прохладу весеннего ветерка и как бы даже запахи сада в летний зной или осенней порой. Одна из таких картин - «Пригород Льежа» (конец 1890-х, собрание О.Л. Маргания, Москва) - передает приметы осеннего увядания природы в яркий по-летнему солнечный день с еще сохраняющейся зеленью травы и кустов.

Пейзажи, написанные в Брессу, чаще всего населены людьми, занимающимися неторопливой повседневной работой, как в картине «Тру-Луэт. Ранняя весна» (1895, ГТГ). Иногда пейзажи безлюдны, но ощущение обжитости в них не исчезает благодаря отдельным деталям, свидетельствующим о близком пребывании человека: веревка с бельем в картине «Тру-Луэт. Осенний вечер», (1895, ГТГ), часть ограды сада - «Тру-Луэт зимой» (1894, ГТГ). Главное же, что создает в них ощущение присутствия людей, - это их наполненность настроением, созвучным переживанию человека.

В 1890-е годы в живописи Похитонова все чаще встречаются жанровые мотивы с более крупными фигурами персонажей. Их лица, позы, жесты более явственны. Можно распознать характер занятий изображенных людей, их эмоции. Эти новые свойства дают дополнительное ощущение жизненности, достоверности изображенной сцены - таковы картины «Прачки» (1894, ГТГ), «Весна. Пейзаж с двумя фигурами» (1890-е, собрание О.Л. Маргания, Москва).

Помимо картин, написанных Похитоновым в пригородах Льежа, им было создано множество работ в курортном городке Ла-Панн в Бельгии. Художник приезжал сюда обычно летом, подолгу жил и работал в 1890-х, 1906-1913 годах и в начале 1920-х годов. В многочисленных пейзажах, запечатлевших нежные переливы перламутровых красок моря и бархатистых песчаных берегов, тончайшие градации бесконечно меняющихся красок неба и цветовую изменчивость моря, цвет приобретает особую чистоту и прозрачность.

С годами мысли Похитонова о его принадлежности к русской культуре и ощущение необходимости более активно в ней участвовать все сильнее овладевали художником. В конце 1890-х годов он задумался о более длительном пребывании на родине и в 1901 году приезжает в Россию. В 1902 году он приобретает небольшое имение Жабовщизна, располагавшееся в нескольких десятках километров от Минска. Одной из его главных тем по-прежнему остается размеренный труд крестьян. Она представлена в двух «осенних» пейзажах художника - «Околица в Жабовщизне» (1904, ГТГ), «На краю села. Ранняя осень» (нач. 1900-х, собрание О.Л. Маргания, Москва). Похитонов пишет здесь и свои любимые зимние пейзажи. Среди них – картина «Зимой» (1900-е, ГТГ) с деревьями ветки которых покрытые снегом и инеем, больше похожи на кружево и пейзаж «Снег» (1904, собрание О.Л. Маргания, Москва) с необъятным простором полей, покрытых белоснежным покрывалом. Его внимание привлекают также весенние проталины на земле и появляющиеся на них первые нежные ростки травы, набухающие почки на деревьях - «Ранняя весна. Проталины», «Оттепель у хлева, водопой, весна» (начало 1900-х, все - собрание О.Л. Маргания, Москва).

К этому времени ряд произведений Похитонова уже приобрели различные музеи и частные коллекционеры. В1904 году художник был удостоен звания действительного члена Академии художеств, а в 1905 году он, выступавший до этого на Передвижных выставках в качестве экспонента, становится членом Товарищества.

Весной 1911 года в Галерее Лемерсье были выставлены около шестидесяти произведений мастера. В 1915 и в 1917 годах Похитонов экспонирует свои работы на выставках Передвижников. В 1916 году на III выставке этюдов, эскизов, рисунков было представлено 11 работ художника. Казалось, исполнилась давнишняя мечта художника и его произведения нашли свое место в российской культурной жизни. Но опять обстоятельства гонят его из России.

В1917 году после февральской революции он уезжает из Петербурга на Украину, а затем на Кубань, чтобы в 1919 году покинуть Россию навсегда. В год отъезда он живет в станице Горячий Ключ. Здесь он пишет пейзажи с работающими в саду, в огороде, в поле людьми, наполненные радостью и ощущением полноты жизни. В них нет и намека на лишения, которые испытывал художник.

В Бельгии с начала 1920-х годов Похитонов поселяется с семьей в Брюсселе. Он облюбовывает пейзажные мотивы в окрестностях города и в пригородах. Написанные здесь картины «Переулок на окраине. Бойтсфорт». «Весенние работы в Упьпе» (нач. 1920-х, собрание О.Л. Маргания, Москва) свидетельствуют о заинтересованном внимании Похитонова к живописи импрессионистов. Оно ощущается в особенностях передачи в картинах светоцветовоздушной среды, в сосредоточенности на пленэрных эффектах.

Художник работал до самых последних дней. Он умер в Брюсселе в возрасте 73 лет.

В письме Похитонову 1896 года И.Е. Репин писал: «Я всегда восхищаюсь Вашими прекрасными созданиями, они навеки останутся на скрижалях нашего искусства. Мне кажется, в них ясно отражается Ваша чистая, добрая душа»7. Это суждение ставит точку в спорах о национальной идентичности творчества Похитонова. Он был, безусловно, «самородным» русским художником, «поэтом кисти», глубоко воспринявшим новейшие достижения европейской живописи, что сказалось на выработанной им оригинальной живописной технике. По мнению же бельгийского искусствоведа Эмиля Витмёра, он «обогатил всемирное художественное наследие, добавив прекрасные страницы в великую книгу красоты, он встал в ряд мэтров»8.

В последние годы изящные и лиричные картины мастера приобретают все большую популярность. Свидетельством тому служат и многочисленные восторженные отзывы посетителей юбилейной выставки И.П. Похитонова в Третьяковской галерее.

 

  1. Перевод избранных мест из статьи на русском языке, подписанный «Сад Жарден», 1918. Каталог посмертной выставки Похитонова 1925 года. В кн.: Иван Похитонов Чародей-художник. К 160-летию со дня рождения Ивана Павловича Похитонова. 1850-1923. М., 2010. С. 159.
  2. См. об этом: Маркевич И.Б. Иван Павлович Похитонов. В кн. Иван Павлович Похитонов. 1850-1923. Каталог. М., 1963. С. 7.
  3. Цит. по: Зильберштейн И.С. Художник Иван Похитонову Льва Толстого. Парижские находки. // Огонек. 1978, №37. С.20.
  4. Цит. по: Гребенюк В.А. Иван Павлович Похитонов. М., 1973. С.10.
  5. Перевод избранных мест из статьи на русском языке, подписанный «Сад Жарден», 1918. Каталог посмертной выставки Похитонова 1925 года. Указ изд. С.159.
  6. Цит. по: Зильберштейн И. С. Художник Иван Похитонову Льва Толстого. Парижские находки. // Огонек. 1978, №37. С.20.
  7. Цит. по: Зильберштейн И.С. Художник Иван Похитонову Льва Толстого. Парижские находки. // Огонек. 1978, №37. С.20.
  8. Из статьи Эмиля Витмёра в «Ревю Валлон» (Льеж) от 15 марта 1924 года «Иван Павлович Похитонов». В кн.: Иван Похитонов. Чародей-художник. К 160-летию со дня рождения Ивана Павловича Похитонова. 1850-1923. М., 2010. С. 158.

 

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play