#3-4 2023 (80-81)
300 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ХУДОЖЕСТВ
Век нынешний и век минувший вобрали в себя наивысшие достижения и открытия Всемирной истории. Современная цивилизация от века Просвещения до наших дней внесла в мировую художественную культуру количественно ни с чем не сравнимый духовный вклад. При всем обилии национальных талантов у каждого народа есть свои знаковые фигуры, олицетворяющие традиции этноса, однако в общечеловеческом смысле личности вне времени, вне конфессии и этноса - явление редкое. Независимо от эстетических предпочтений, широты кругозора и образованности масштаб таких личностей определяется совокупностью как творческих, так и общественных деяний.
МУЗЕИ РОССИИ
5 сентября 2023 года в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка «От иконы к авангарду», представившая около 80 произведений из собрания Пермской государственной художественной галереи. Поводом для ее организации стал 300-летний юбилей Перми, в рамках празднования которого руководство края предложило показать в Москве произведения из регионального музея. И хотя предложение поступило достаточно поздно и потребовалось весьма ощутимо перестроить выставочные планы Третьяковской галереи, чтобы включить в них новый проект, музей пошел на это без лишних колебаний.
ВЫСТАВКИ
Творческое горение Николая Константиновича Рериха (1874-1947), включавшее как иррационально-поэтическую, так и рациональную стадии выражения, в истории искусства относится к редчайшим феноменам. Первое, что ощущаешь при встрече с наследием художника, - его монументальный масштаб.
ДИНАСТИЯ
Александр Ситников - человек сосредоточенный, он из породы тихих интеллектуальных наблюдателей и мыслителей. Он не позволяет себе громких слов, не выходит на авансцену с заметными жестами. Сознательно выбирая свой путь или подчиняясь судьбе, он создал для себя самого узкое пространство частной жизни, в которой разворачивается умное, сложное, разностильное, интеллектуально рафинированное действо с красками и другими субстанциями материального мира. В этом тихом омуте водятся такие сущности, оттуда показываются такие вопросы, что можно если не напугаться, то сильно напрячься.
ДИНАСТИЯ
Помню, с какой завораживающей оптической четкостью появились на горизонте советского искусства 1970-х годов «Быки» Александра Ситникова. Ярчайшие, заряженные какой-то особой зрелищной энергетикой, они отпечатывались на сетчатке - воспользуюсь высоким слогом Э.Т.А. Гофмана, - «как прочерченный в пространстве огненный иероглиф».
ДИНАСТИЯ
Уже в достаточно ранних композициях Александра Ситникова, таких как «Исцеление» (1978), «Похищение Европы» (1979), просматриваются архетипы, составляющие связи поэтики художника с архаичными мифопоэтическими космогониями, где утверждаются традиции <...>. Телесное в художественной системе Александра Ситникова превращается в инструмент, в глубоко личный пластический жест, испытывающий на себе все формы воздействия внешнего мира. Художник обозначает собственные травмы, фиксируя их через клишированные образы социума, коллективные свидетельства торжества обезличенных ценностей. <...> Чувствуя Иное и принимая это Иное, Александр Ситников открывает особую систему художественных координат.
ДИНАСТИЯ
Стоять перед полотном Ситникова - все равно что быть в театре, в кино, смотреть на то, что беспрерывно движется, участвовать в действе, крайне напряженном и дерзком. Картина «Сон. Похищение Европы» сценична по своему сюжету, но театральная постановка такого рода почти невозможна, настолько она технически сложна. Образ, воплощенный художником в красках, абсолютно статичен, однако полотно в целом передает драматургию замысла автора - все происходящее развивается во времени и пространстве. Символична связь времени и числа: разрывающееся солнце является в то же время часами с циферблатом, от которого отходит луч, стрела, указывающая путь бегства: время дает возможность спастись.
ДИНАСТИЯ
В России сегодня существует многообразная и развитая высококачественная живопись. Наука о чудесах до сих пор не разработана. И даже считается, что она невозможна. Перед нами истинное чудо, то есть нечто необъяснимое и неподвластное инструментам разумного суждения. Тем не менее придется попытаться хотя бы отчасти описать неописуемое. Перед нами частный случаи, отдельный пример художественного смысла и творческого достижения - сегодняшняя живопись Ольги Булгаковой.
ДИНАСТИЯ
Итак, пришла пора набирать на клавиатуре компьютера имя Ольги Булгаковой. Мне уже случалось писать о так называемых семидесятниках - Н. Нестеровой, Т. Назаренко, И. Затуловской <...>. Оспаривается другое - сам статус художников-семидесятников, их право существовать в пространстве актуального искусства. К этому вопросу возвращаются критики разных поколений, прямо по-мандельштамовски «ведя по кругу споры».
ДИНАСТИЯ
<...> Начало нового века и нового тысячелетия совпало с появлением нового искусства Ольги Булгаковой. Она пишет, как и прежде, сериями или циклами, и сами названия говорят о том, что тут вступили в игру высшие силы. Серии «Имена», «Матриархат», «Библейские эскизы» и «Ангелы» (последняя серия отпочковалась от предпоследней) говорят о том, что художник углубляется в мифологию, эту первую философию человечества, и в священные книги мировых религий.
ДИНАСТИЯ
Можно ли структурировать Вселенную? Заглянуть в непознаваемое? Отобразить душу как перманентное состояние духовного конфликта либо сопряжения с миром? Являются ли задачи религии и науки путем художника? Для Натальи Ситниковой - да. Что же представляет ее абстрактная живопись, если она буквально требует сравнения с библейской картиной построения мира? Гармонию и антигармонию. Хаос и упорядоченный поток небесного сознания. Сублимацию живописной материи, отражающей этапы творения и размышления по отношению ко дню сегодняшнему.
ДИНАСТИЯ
Как это получилось? Я училась в академической художественной школе, потом в институте, так что это 14 лет рисования с натуры в классическом академическом духе, который не предполагал никаких формалистических экспериментов. Но в то же время постепенно мне стали интересны возможности трансформации пространства, предметов, цвета, фактически это и привело меня к абстракции. И еще такой момент: поскольку в детстве я, как все дети, очень любила рисовать и рисовала много, сохранились мои детские рисунки, и я, посмотрев на них, поняла, что в них довольно много содержательного, помимо того, что это детское творчество, отчасти бессознательное. И это содержание не передается сюжетом. Как еще передать нечто в картине, кроме как с помощью сюжета? Как донести до зрителя мысль и настроение художника?
НАСЛЕДИЕ
16 января (28 января по старому стилю) 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения замечательного художника, человека интересной и трудной судьбы Николая Дмитриевича Милиоти (1874-1962), одного из представителей искусства блистательного Серебряного века, активного создателя легендарной выставки 1907 года «Голубая роза», постоянного члена объединения «Мир искусства», участника Дягилевских выставочных проектов в России и Европе. Предваряя юбилейную дату, Третьяковская галерея 2 октября 2023 года открыла в своем главном историческом здании в Лаврушинском переулке выставку его произведений.
НАСЛЕДИЕ
Скульптор Екатерина Дмитриевна Никифорова (в замужестве Кирпичникова), ныне почти забытая, прожила трудную жизнь, хотя в ее судьбе ярко отразились все испытания, выпавшие на долю русской интеллигенции в первую половину ХХ века. Скромная девочка из провинциальной Калуги не оставила искрометного следа в искусстве, хотя на равных с блестящими мастерами принимала участие в многочисленных значимых выставках в России и за рубежом, входила в круг знакомств элиты мировой культуры. Трагически решенная линия судьбы не позволяет считать ее творчество выдающимся явлением в истории ни русского, ни советского искусства, хотя дает основание для вполне обоснованных предположений о существовавшей для нее возможности занять достойное место в ряду его важнейших представителей.
НАСЛЕДИЕ
На мемориальной выставке Бориса Дмитриевича Григорьева (1886-1939) в петербургском Музее Фаберже впервые показаны многие произведения художника периода эмиграции (1919-1939), находившиеся в частных зарубежных собраниях, никогда не представлявшиеся в российских публичных пространствах. Среди них обширный цикл иллюстраций к роману Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» (58 листов, 1932) и масштабное живописное полотно «Ревизор» (79,7 х 329,6; 1935), относящиеся к периоду 1930-х годов, до сих пор мало изученному в творчестве Григорьева в силу фрагментарности сохранившихся материалов. Это были сложные и тревожные годы для художника, большую часть которых он провел в своем доме в Кань-сюр-Мер на юге Франции, много и сосредоточенно работая.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
За последние два столетия, прошедшие со времени пробуждения научного интереса к русской иконописи и вообще к памятникам древней православной культуры, общественное отношение к церковному искусству периодически претерпевает метаморфозы. В России с XVIII века, после петровских реформ, традиционное иконописное искусство вытеснялось академической церковной живописью. В научном сообществе икона постепенно начинает рассматриваться не только как церковный образ - нечто таинственное и малопонятное, - но как предмет церковной археологии. Иконы окружали человека в храме и дома, но не воспринимались как произведения искусства, скорее были символом святости и благочестия. Несмотря на то что русские историки еще в середине XIX века считали, что «археология дает ей неоспоримое право гражданства в своей области» и что «это великое художество» следует «возвести на степень классического образования», новая светская оценка иконы как произведения искусства приходит только в начале XX века. Но и тогда эта оценка не была господствующей в обществе.