Марк АШ. Холокост. Дорога в один конец. Жизни

Натэлла Войскунская

Рубрика: 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА
Номер журнала: 
#2 2004 (03)

Наступление весны - ежегодное обновление жизни, пробуждение природы, воскрешение надежд... Но есть и другая цепочка ассоциаций. Окончание Второй мировой войны, День Победы, День поминовения всех, кто «превратился в прах и возвратился в землю, чем он был», и чей дух возвращается к нам, чтобы напомнить о миллионах жертв Холокоста...

Tous Ensemble. Все вместе. 2002
Tous Ensemble. Все вместе. 2002. 150×150 cm

Марк Аш - художник, творчество которого в последнее время привлекает все больше и больше внимания и на его родине во Франции, и за рубежом. Он создал серию работ «Все вместе», посвященную Холокосту, как призыв к поминовению, напоминание об одной из самых страшных страниц в истории человечества, еще одна попытка осознания равенства всех перед глобальной угрозой для человечности.

Марк Аш сумел заставить свои полотна заговорить от лица всех погибших: на картине, давшей название всей серии, - отличительные знаки-нашивки евреев, французов, поляков, русских, оказавшихся в замкнутом пространстве обнесенного колючей проволокой концентрационного лагеря.

Картины и инсталляции Марка Аша - своего рода послание Художника зрителю: ИСКУССТВО - средство эмоционального, небезразличного, порой бесценного общения. Оно способно передать зрителю квинтэссенцию, самую суть Времени, в котором Художник и зритель сосуществуют на равных. Искусство способно передать нечто нематериальное, безгласное, немое, что, как «угль, пылающий огнем», горит в сердце художника и взывает жечь, обжигать сердца людей. Творчество Марка Аша напоминает нам о тех, кто когда-то был чьим-то ребенком, матерью, отцом, братом, сестрой, мужем, женой,.. кто превратился в пепел в огне крематориев,.. кто не смог спастись,.. чьи крики и стоны до сих пор эхом отзываются в сердцах живущих ныне на земле и будут, непременно должны быть услышаны всеми, кто придет на эту землю, чтобы жить.

Некоторые критики относят творчество Аша к неоматериализму. Что ж, он действительно придает вещам некую новую материальную сущность. Поверхность его работ фактурна и рукотворна. Он как бы дает некогда бывшим в употреблении предметам, пережившим тех, кто ими пользовался, вторую жизнь. Очки в металлической оправе, ложки, вилки, полосатая роба заключенных, зубные протезы... Эти вещи - свидетели и свидетельства трагедии, которая произошла с теми, кому не удалось выжить.

Аш и колючую проволоку использует и как символ безысходности (опять-таки при упоминании о миллионных жертвах, прежде всего еврейского народа «без исхода»), и как символ страшных мук Спасителя, голова которого увенчана была терновым венцом (центральная часть полотна «Все вместе»). Инсталляция Марка Аша «Розы для праведников» - вечно алое напоминание о крови принесенных в жертву. Розы «произрастают» из пепла сгоревших заживо. И вообще все посыпано пеплом. Так художник обыгрывает свое происхождение, свою фамилию, которая и на немецком, и на английском языках обозначает «пепел, прах». Его серия «Прах звезды» (ассоциация со звездой Давида) - наводящий ужас своей материальностью ряд инсталляций, в которых вещи невольно занимают место тех, кто однажды был жив и для кого Время навсегда осталось за порогом газовых камер («Stop» - остановка, прибытие к пункту назначения и одновременно прекращение действия, а в данном контексте и самой жизни). Все, что художник использует в инсталляциях и инклюзиях- коллажах, поражает достоверностью, присущей лишь подлинным вещественным доказательствам. Стилистический язык Марка Аша лаконичен и выверен до последней детали. Внутренняя напряженная экспрессия выражается им в композиционной продуманности работ, сбалансированности мысли и чувства.

Мощный, усиленный внутренним эмоциональным напряжением посыл Марка Аша невольно заставляет вспомнить Гойю, Гроса, Грундиг, Дикса, Неизвестного, Пикассо, Сидура, Цадкина и наряду с ними всех тех, кто открыто говорил об ужасах войны. Марк Аш отверз свою душу для общения с душами умерших. Общение это болезненно, изнурительно и вместе с тем подобно катарсису. Все явленное зрителю как плод творческих усилий художника стоит того, чтобы видеть и глазами, и душой. Ибо работая на таком, казалось бы, сугубо политизированном поле, художник Аш не предъявляет прямолинейных плакатно-жестких обвинений или натуралистических изобличений. Он спокойно, но с комком в горле выстраивает свой диалог со зрителем. И кажется, Марк Аш сделал поверхность полотен своей кожей, на которой оставили несмываемые временем отпечатки колючая проволока, пыточные крюки, нестерпимые холод и голод, а главное, бесчеловечные унижения. Мы не должны забывать о том, что было, и тогда никто не будет вправе поставить точку в ЭТОМ повествовании.

Одна из задумок Марка Аша - дерево памяти, на ветви которого нанизываются бесчисленные записки зрителей. Я тоже написала записку о том, что мой отец- Илья Каменкович - посвятил всю свою послевоенную жизнь истории Холокоста и тем, кому удалось выжить, и что, согласно его воле, жена и две его дочери передали в дар американскому Мемориальному музею Холокоста в Вашингтоне огромную коллекцию собранных артефактов.

Никто не будет забыт, ничто не будет забыто.

Иллюстрации
d’EDes roses pour les justes. Розы для праведников. 2002
d’EDes roses pour les justes. Розы для праведников. 2002
50×50×50 cm
Le Temps. Время. 2002
Le Temps. Время. 2002
162×130 cm
Les Regards. Потусторонние взгляды. 2002
Les Regards. Потусторонние взгляды. 2002
35×30 cm
Vestiaire. Раздевалка. 2002
Vestiaire. Раздевалка. 2002
130×162 cm
Hiver ’42. Зима, 1942. 2002
Hiver ’42. Зима, 1942. 2002
162×130 cm
Poussiere d’etoile. Прах звезды. 2002
Poussiere d’etoile. Прах звезды. 2002
50×50×50 cm

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play