Марк АШ. Холокост. Дорога в один конец. Жизни
Наступление весны - ежегодное обновление жизни, пробуждение природы, воскрешение надежд... Но есть и другая цепочка ассоциаций. Окончание Второй мировой войны, День Победы, День поминовения всех, кто «превратился в прах и возвратился в землю, чем он был», и чей дух возвращается к нам, чтобы напомнить о миллионах жертв Холокоста...
Tous Ensemble. Все вместе. 2002. 150×150 cm
Марк Аш - художник, творчество которого в последнее время привлекает все больше и больше внимания и на его родине во Франции, и за рубежом. Он создал серию работ «Все вместе», посвященную Холокосту, как призыв к поминовению, напоминание об одной из самых страшных страниц в истории человечества, еще одна попытка осознания равенства всех перед глобальной угрозой для человечности.
Марк Аш сумел заставить свои полотна заговорить от лица всех погибших: на картине, давшей название всей серии, - отличительные знаки-нашивки евреев, французов, поляков, русских, оказавшихся в замкнутом пространстве обнесенного колючей проволокой концентрационного лагеря.
Картины и инсталляции Марка Аша - своего рода послание Художника зрителю: ИСКУССТВО - средство эмоционального, небезразличного, порой бесценного общения. Оно способно передать зрителю квинтэссенцию, самую суть Времени, в котором Художник и зритель сосуществуют на равных. Искусство способно передать нечто нематериальное, безгласное, немое, что, как «угль, пылающий огнем», горит в сердце художника и взывает жечь, обжигать сердца людей. Творчество Марка Аша напоминает нам о тех, кто когда-то был чьим-то ребенком, матерью, отцом, братом, сестрой, мужем, женой,.. кто превратился в пепел в огне крематориев,.. кто не смог спастись,.. чьи крики и стоны до сих пор эхом отзываются в сердцах живущих ныне на земле и будут, непременно должны быть услышаны всеми, кто придет на эту землю, чтобы жить.
Некоторые критики относят творчество Аша к неоматериализму. Что ж, он действительно придает вещам некую новую материальную сущность. Поверхность его работ фактурна и рукотворна. Он как бы дает некогда бывшим в употреблении предметам, пережившим тех, кто ими пользовался, вторую жизнь. Очки в металлической оправе, ложки, вилки, полосатая роба заключенных, зубные протезы... Эти вещи - свидетели и свидетельства трагедии, которая произошла с теми, кому не удалось выжить.
Аш и колючую проволоку использует и как символ безысходности (опять-таки при упоминании о миллионных жертвах, прежде всего еврейского народа «без исхода»), и как символ страшных мук Спасителя, голова которого увенчана была терновым венцом (центральная часть полотна «Все вместе»). Инсталляция Марка Аша «Розы для праведников» - вечно алое напоминание о крови принесенных в жертву. Розы «произрастают» из пепла сгоревших заживо. И вообще все посыпано пеплом. Так художник обыгрывает свое происхождение, свою фамилию, которая и на немецком, и на английском языках обозначает «пепел, прах». Его серия «Прах звезды» (ассоциация со звездой Давида) - наводящий ужас своей материальностью ряд инсталляций, в которых вещи невольно занимают место тех, кто однажды был жив и для кого Время навсегда осталось за порогом газовых камер («Stop» - остановка, прибытие к пункту назначения и одновременно прекращение действия, а в данном контексте и самой жизни). Все, что художник использует в инсталляциях и инклюзиях- коллажах, поражает достоверностью, присущей лишь подлинным вещественным доказательствам. Стилистический язык Марка Аша лаконичен и выверен до последней детали. Внутренняя напряженная экспрессия выражается им в композиционной продуманности работ, сбалансированности мысли и чувства.
Мощный, усиленный внутренним эмоциональным напряжением посыл Марка Аша невольно заставляет вспомнить Гойю, Гроса, Грундиг, Дикса, Неизвестного, Пикассо, Сидура, Цадкина и наряду с ними всех тех, кто открыто говорил об ужасах войны. Марк Аш отверз свою душу для общения с душами умерших. Общение это болезненно, изнурительно и вместе с тем подобно катарсису. Все явленное зрителю как плод творческих усилий художника стоит того, чтобы видеть и глазами, и душой. Ибо работая на таком, казалось бы, сугубо политизированном поле, художник Аш не предъявляет прямолинейных плакатно-жестких обвинений или натуралистических изобличений. Он спокойно, но с комком в горле выстраивает свой диалог со зрителем. И кажется, Марк Аш сделал поверхность полотен своей кожей, на которой оставили несмываемые временем отпечатки колючая проволока, пыточные крюки, нестерпимые холод и голод, а главное, бесчеловечные унижения. Мы не должны забывать о том, что было, и тогда никто не будет вправе поставить точку в ЭТОМ повествовании.
Одна из задумок Марка Аша - дерево памяти, на ветви которого нанизываются бесчисленные записки зрителей. Я тоже написала записку о том, что мой отец- Илья Каменкович - посвятил всю свою послевоенную жизнь истории Холокоста и тем, кому удалось выжить, и что, согласно его воле, жена и две его дочери передали в дар американскому Мемориальному музею Холокоста в Вашингтоне огромную коллекцию собранных артефактов.
Никто не будет забыт, ничто не будет забыто.
50×50×50 cm
162×130 cm
35×30 cm
130×162 cm
162×130 cm
50×50×50 cm