Галина Чурак

Галина Чурак
Ожившее время
Приложение к выпуску #1 2019 (62). «И.Е. РЕПИН. ПИСЬМА А.В. ЖИРКЕВИЧУ. 1888—1906»
Мы, люди быстротекущего XXI столетия, с напряженным ритмом жизни, обилием мелькающих событий, едва успевающие осмыслить происходящие на наших глазах тектонические сдвиги, меняющие судьбы целых государств и отдельных людей, не часто в этом «беге жизни» делаем остановки, чтобы записать в личном дневнике свои мысли о происходящем или поделиться в письме с близким другом впечатлением о прочитанной книге, взволновавшей на выставке картине. XIX, теперь уже позапрошлый век оставил нам бесценные эпистолярные сокровища, дневники частных людей, писателей, художественных деятелей, не менее интересные и важные — государственных чиновников или царствующих особ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Галина Чурак
РЕПИН: Вечные темы человеческого бытия
#1 2019 (62)
Имя И.Е. Репина в сознании не только широкого круга любителей искусства, но и многих специалистов настолько связано с картинами на «животрепещущие» темы современной ему жизни, а также с большими полотнами на исторические сюжеты и с обширной галереей портретов его великих современников, что, кажется, не может остаться места для иных жанров и тем в его наполненной неустанным творчеством жизни.

ВЫСТАВКИ
Галина Чурак
ХУДОЖНИК «ЭЛЛИНСКОГО ДУХА»
#4 2016 (53)
Готовясь отметить 200-летие со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), которое случится ровно через год - 29 июля 2017 года, Третьяковская галерея открыла выставку произведений этого замечательного мастера - художника на все времена. «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае, и не только у нас, а в истории искусства вообще. Между 3-4 тысячами номеров, выпущенных Айвазовским в свет, есть вещи феноменальные и навсегда таковыми останутся», - утверждал один из самых серьезных и умных критиков, замечательный художник Иван Николаевич Крамской, чье понимание художественного процесса было безошибочным.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Галина Чурак
Летний день Исаака Левитана. Из истории находок
#1 2014 (42)
КАЖДАЯ КАРТИНА ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ПЕЙЗАЖИСТА ИСААКА ИЛЬИЧА ЛЕВИТАНА, БУДЬ ТО ЗАВЕРШЕННОЕ МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ПОЛОТНО, НАТУРНЫЙ ЭТЮД, БЕГЛЫЙ НАБРОСОК ИЛИ ТОНЧАЙШАЯ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ПАСТЕЛЬ, ЯВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕКРАСНУЮ МЕЛОДИЮ О ПРИРОДЕ РОССИИ, ЗВУЧАЩУЮ ТО ЯСНО И СВЕТЛО, ТО НАПРЯЖЕННО И ТРЕВОЖНО, НО ВСЕГДА ИСКРЕННО И ПРОЧУВСТВОВАННО. ПОНИМАНИЕ ЛЕВИТАНОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, КОТОРАЯ ВЗРАСТИЛА ЕГО КАКХУДОЖНИКА И ЧЕЛОВЕКА, КОТОРУЮ) ОН ЗНАЛ И ЛЮБИЛ, СДЕЛАЛО ЕГО ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЧУТКИХ ПЕЙЗАЖИСТОВ, ВЫРАЗИВШИХ НАЦИОНАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ И СОКРОВЕННУЮ ТАЙНУ РУССКОЙ ПРИРОДЫ. «ХУДОЖНИК ЧУТКИЙ И ГЕНИАЛЬНЫЙ» — ТАК НАЗВАЛ ЕГО АЛЕКСАНДР БЕНУА.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Галина Чурак
Судьбы скрещенье… Чехов и Левитан
Специальный выпуск. ИСААК ЛЕВИТАН
Героиня опубликованной в 1895 году повести А.П.Чехова «Три года», посетив на Святой неделе вместе с мужем художественную выставку и переходя из зала в зал, «остановилась перед небольшим пейзажем... На переднем плане речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря. Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой, все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного».

ВЫСТАВКИ
Галина Чурак
Путь художника
№1 2013 (38)
«САМОЕ ДРАГОЦЕННОЕ В ИСКУССТВЕ - БОЖИЙ ДАР, И ОН ДОЛЖЕН СЛУЖИТЬ К ВЫРАЖЕНИЮ ЧУВСТВ ДОБРЫХ И ПРЕКРАСНЫХ ПУТЕМ ЛИ ЖИВОПИСИ, МУЗЫКИ ИЛИ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ ПОЭЗИИ». ЭТА «ИСПОВЕДЬ», КАК МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ НЕСТЕРОВ ОПРЕДЕЛИЛ НАПИСАННЫЕ ИМ В 1898 ГОДУ СЛОВА, СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ВАЖНЕЙШЕМ КАЧЕСТВЕ ЕГО ИСКУССТВА -ГЛУБИННОМ СТРЕМЛЕНИИ ПРОБУЖДАТЬ В ЛЮДЯХ ЛУЧШИЕ И ВЫСШИЕ ЧУВСТВА. НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ДОЛГОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОН ОТДАВАЛ СВОЙ «БОЖИЙ ДАР», КОТОРЫМ ЕГО ЩЕДРО ОДАРИЛА ПРИРОДА, РУССКОМУ ИСКУССТВУ, РОССИИ И ЕЕ ЛЮДЯМ.
|
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Галина Чурак №3 2010 (28) Героиня опубликованной в 1895 году повести А.П.Чехова «Три года», посетив на Святой неделе вместе с мужем художественную выставку и переходя из зала в зал, «остановилась перед небольшим пейзажем… На переднем плане речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря. Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой, все дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного». |
|
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ Галина Чурак №1 2010 (26) Творческое наследие таких гигантов отечественной живописи, как Василий Суриков, Виктор Васнецов, Илья Репин, Иван Шишкин, изучено, исследовано и интерпретировано, казалось бы, настолько исчерпывающе, что, говоря словами Шишкина, «выучил все и учить больше нечего». Однако тем и увлекательна жизнь музейного исследователя, что обстоятельства время от времени дарят неожиданные и радостные встречи с работами известных художников, прочно забытыми и затерянными во времени либо вовсе непривычными для творчества того или иного мастера. |
|
ВЫСТАВКИ Галина Чурак №4 2007 (17) Не найдётся русского человека, не знакомого с творчеством Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898). Этому художнику, как никому, удалось воспеть красоту родной природы, мастерски выразив её языком живописи. Каждая из работ этого замечательного пейзажиста утверждала самостоятельность его взгляда на природу, в простых формах которой он умел найти величие. Неповторимый стиль Шишкина сочетает эпичес-кую монументальность, техническое совершенство и подлинно поэтическое претворение художес-твенного замысла. В своих картинах мастер демон-стрирует своеобразную организацию композиции пейзажа. В большинстве своих работ он словно вводит зрителя в замкнутое пространство природы, приглашая послушать неторопливое повество-вание, пропитанное нежностью и любовью к России. Об эволюции поразительного дарования и о творческом пути Шишкина рассказывает заведую-щая отделом Государственной Третьяковской галереи Галина Чурак. |
|
150 ЛЕТ ГТГ Галина Чурак #2 2006 (11) «Он один вынес на своих плечах вопрос существования целой школы русской живописи. Беспримерный, грандиозный подвиг!» – так художник И.Е.Репин выразил отношение свое и своих современников к собирательской деятельности П.М.Третьякова. Более ста лет Галерея с гордостью и благодарностью к своему основателю носит его имя, воспринимаясь многими поколениями как выдающийся памятник отечественной художественной культуры. История Третьяковской галереи начинается с 1856 года, когда молодой московский купец Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) приобрел две первые картины русских художников, положивших начало его собирательской деятельности. Это были работы В.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1850) и Н.Г. Шильдера «Искушение». С этого момента и до конца жизни последовательно и неутомимо приобретал Третьяков картины русских художников десятками, а иногда и сотнями в год. |
|
ШЕДЕВРЫ РУССКОГО ИСКУССТВА Галина Чурак #1 2006 (10) 1 марта 1881 года в Петербурге, в доме князей Юсуповых на Мойке открылась очередная, девятая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. И хотя этот день вошел в российскую историю как один из самых трагических – бомба народовольцев унесла жизнь императора Александра II, – но завершились траурные дни, и любители искусства, с нетерпением ждавшие открытия очередной Передвижной выставки, были вознаграждены встречами с истинными шедеврами, властно входившими в историю отечественной культуры. Рядом с портретами М.Мусоргского и А.Писемского работы И.Репина, «Аленушкой» В.Васнецова, пейзажами А.Саврасова и И.Шишкина посетители увидели картину молодого и пока мало кому известного живописца Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни», картину, непостижимым образом соединившую трагедию России прошлого и нынешнего дня. Имя автора стало настоящим открытием. «Появление его в художественном мире с картиной «Казнь стрельцов» было ошеломляюще, – вспоминала дочь П.М.Третьякова А.П.Боткина,– никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и как гром грянул этим произведением»1. Полотно, еще до открытия выставки приобретенное П.М.Третьяковым, сразу после закрытия Передвижной в Москве обрело свое постоянное место в Лаврушинском переулке, в галерее Третьякова, в это время уже воспринимавшейся общественным сознанием как самое значительное в России собрание национальной живописи. |

ВЫСТАВКИ
Галина Чурак
Илья Репин в окружении друзей
#4 2005 (09)
В Художественном музее города Вуперталь (Германия) в октябре открылась выставка «Илья Репин в окружении друзей». Сорок шесть живописных полотен и тридцать графических листов из собрания Государственной Третьяковской галереи представляют мастерство И.Е. Репина, живописца и рисовальщика. Но помимо его произведений, в состав выставки включены тридцать картин не просто современников, но художников, наиболее близких Репину. С одними он учился в Академии художеств, с другими его связывали общие интересы по Товариществу передвижных художественных выставок. О каждом из этих мастеров и обо всех вместе можно сказать, что они являли собою содружество единомышленников.