Галина Андреева

Галина Андреева
Уистлер и Россия

Специальный выпуск 1. АМЕРИКА - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

В начале 1990-х годов в архиве и фондах Третьяковской галереи работала Эвелин Харден, профессор Канадского университета Саймона Фрайзера. Готовя публикацию дневников матери Джеймса МакНилла Уистлера, она обратилась с просьбой помочь в поисках сведений о его русском наставнике – Александре Осиповиче Корицком. Тем самым она привлекла мое внимание к малоизвестному, но существенному факту биографии Уистлера – к годам, проведенным им в России, которую этот оригинальный человек и художник, склонный к «преднамеренному плутовству» и мистификации, не без умысла называл «колыбелью» своего таланта. Откровенной и на первый взгляд парадоксальной «невозможностью» тема «Уистлер и Россия» поразила и заинтриговала меня как исследователя международных контактов русского искусства. Пятнадцать лет спустя этот проект обрел реальность и стал одним из самых ярких событий международной юбилейной программы празднования 150-летия Третьяковской галереи

ВЫСТАВКИ

Галина Андреева
Уистлер и Россия

#4 2006 (13)

В начале 1990-х годов в архиве и фондах Третьяковской галереи работала Эвелин Харден, профессор Канадского университета Саймона Фрайзера. Готовя публикацию дневников матери Джеймса МакНилла Уистлера, она обратилась с просьбой помочь в поисках сведений о его русском наставнике – Александре Осиповиче Корицком. Тем самым она привлекла мое внимание к малоизвестному, но существенному факту биографии Уистлера – к годам, проведенным им в России, которую этот оригинальный человек и художник, склонный к «преднамеренному плутовству» и мистификации, не без умысла называл «колыбелью» своего таланта. Откровенной и на первый взгляд парадоксальной «невозможностью» тема «Уистлер и Россия» поразила и заинтриговала меня как исследователя международных контактов русского искусства. Пятнадцать лет спустя этот проект обрел реальность и стал одним из самых ярких событий международной юбилейной программы празднования 150-летия Третьяковской галереи

150 ЛЕТ ГТГ

Галина Андреева
Музеи России поздравляют. Выставка шедевров отечественного искусства из собраний музеев России

#2 2006 (11)

Одно из главных событий празднования 150-летия Третьяковской галереи – открытие 24 мая впечатляющей выставки шедевров русского искусства XIV – первой половины XX века из музеев Москвы, Санкт-Петербурга и российских регионов «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею», которая является щедрым подношением, роскошным подарком многолетних партнеров, близких друзей и соратников к юбилею. Выставочный проект осуществлен при финансовой поддержке компании «Северсталь-групп» и Анатолия Новикова.

ПОИСКИ И НАХОДКИ

Галина Андреева
О портрете семьи графа Шарлемонта кисти Томаса Лоуренса

#2 2005 (07)

Произведения британского искусства встречаются в музейных и частных коллекциях России не часто. Наиболее важные работы и менее значительные по художественному качеству были представлены на двух выставках – «С берегов Темзы на берега Невы» (1997) и «Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев» (1998). На последней выставке экспонировалось свыше 300 работ, преимущественно произведения живописи, а также миниатюра, графика, произведения прикладного искусства и книги. Казалось, что в ближайшем будущем новые открытия в изучении британского искусства в России маловероятны…

ВЫСТАВКИ

Г. Андреева
Британская портретная премия

#4 2004 (05)

В 1856 году в Лондоне была основана Национальная портретная галерея. Целью нового типа общественно доступного музея стало коллекционирование и экспонирование для публики портретов знаменитых деятелей отечественной истории и культуры. В настоящее время собрание Национальной портретной галереи насчитывает свыше 12 000 произведений живописи, скульптуры, графики и фотографии. Коллекция продолжает пополняться, один из механизмов – широко известная в Британии и за ее пределами портретная премия. В этом году премия вручается двадцать четвертый раз, четырнадцатый раз при поддержке компании «Бритиш Петролеум». Цель этого ежегодного конкурса – поощрение молодых живописцев, работающих в жанре портрета.

ВЫСТАВКИ

Г. АНДРЕЕВА
РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ ЭПОХИ ЛЬВА ТОЛСТОГО

#3 2004 (04)

Русская живопись девятнадцатого века по-прежнему представляется на западе не столько школой и крупными явлениями, сколько отдельными именами. Успех впечатляющей выставки «Илья Репин. Русский секрет», состоявшейся в Видерландах в 2001 году, обеспечил энтузиазм ее инициаторов продолжить презентацию русского классического искусства, «показать нечто значительное, характерно русское, но до сих пор мало известное западной публике». Так родилась идея выставки, посвященной русской пейзажной живописи, организаторами которой выступили Музей Гронингера в Гронингене (Нидерланды) и Национальная галерея в Лондоне (Великобритания), участниками – Третьяковская галерея, Русский музей, Нижегородский художественный музей, Музей русского искусства в Киеве.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Г. АНДРЕЕВА
КАРТИНЫ ДЖОРДЖА ДОУ

#2 2004 (03)

«Негр, укрощающий быка. Факт, имевший место в Америке в 1809 году» – картина Джорджа Доу, обнаруженная в одном из американских собраний. Сцена поражает своей экспрессией, и не сразу веришь, что ее автор тот же художник, который известен созданием грандиозной серии портретов для Военной галереи зимнего дворца. «Британец», как называл его Пушкин, хваливший свободную кисть и «быстрый карандаш» Доу, сделал головокружительную карьеру в России, получил огромную известность в художественных кругах Петербурга и Москвы 1820-х годов. До отъезда из Великобритании Доу приобрел известность у себя на родине. Среди почитателей его раннего творчества знаменитые английские поэты-романтики Роберт Саути и Сэмюэл Колридж. Эссе по теории цвета, написанное художником, оценил Гете. После смерти Доу образ преуспевающего европейца послужил прототипом для нарицательного гоголевского персонажа, модного в светских кругах портретиста г-на Воль, а затем надолго исчез из памяти потомков…

СОБИРАТЕЛИ И МЕЦЕНАТЫ

Галина АНДРЕЕВА
ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ ПОБЫВАЛ КАК ОБЫЧНО В АНГЛИИ...

#1 2004 (02)

В АРХИВЕ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ ХРАНЯТСЯ ПИСЬМА, ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ, СЧЕТА И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПАВЛА МИХАЙЛОВИЧА ТРЕТЬЯКОВА И ЕГО СЕМЬИ. БЛАГОДАРЯ ПЕДАНТИЧНОСТИ И АККУРАТНОСТИ, СВОЙСТВЕННОЙ ДЕЛОВЫМ ЛЮДЯМ ЕГО СКЛАДА, МЫ РАСПОЛАГАЕМ ИНТЕРЕСНЕЙШИМИ ДОКУМЕНТАМИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕТЬЯКОВА КАК КОЛЛЕКЦИОНЕРА, О СОЗНАТЕЛЬНОЙ ПЛАНОМЕРНОЙ РАБОТЕ ПО СОЗДАНИЮ ПЕРВОЙ В РОССИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕИ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА. МЕНЕЕ ИССЛЕДОВАНЫ ФАКТЫ О ЕЖЕГОДНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ СОБИРАТЕЛЯ. В ЭТИ ПОЕЗДКИ, ПОМИМО КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ, ТРЕТЬЯКОВА ВЛЕК ИНТЕРЕС К СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОН ПОСЕЩАЛ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ И КРУПНЕЙШИЕ МУЗЕИ. ЕГО ВНИМАНИЕ К ЗАРУБЕЖНОМУ ИСКУССТВУ ПОСТОЯННО СООТНОСИЛОСЬ С АНАЛИЗОМ СОСТОЯНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ. ТРЕЗВО ОЦЕНИВАЯ ЕВРОПЕЙСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ, ПОПОЛНЯЯ ЗНАНИЯ, ОТТАЧИВАЯ ЗНАТОЧЕСКИЙ ВКУС, ТРЕТЬЯКОВ БОЛЕЕ ЯСНО ОПРЕДЕЛЯЛ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОБСТВЕННОЙ СОБИРАТЕЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ.

ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Галина Андреева
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

#1 2003 (01)

Среди художественных музеев национального искусства России Третьяковская галерея занимает особое место. Ее по праву можно считать первой и по времени создания, и по роли в истории национального самосознания, если прослеживать эту историю на наиболее ярких и при этом типично русских явлениях отечественной культуры, заслуживших мировое признание. Для россиян и иностранцев знакомство с собранием Третьяковской галереи – неисчерпаемое по богатству впечатлений и приобретаемых знаний путешествие в Россию. Русское искусство, собранное в Галерее, дает возможность увидеть особенности мировоззрения и духовного склада русского человека. Находясь в залах Галереи, постигаешь не только самобытность и оригинальность русской школы, но и ее неразрывную связь с общеевропейским художественным процессом.

Вернуться назад

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play