«Ради любви такой женщины я бы возвел и разрушил новую Трою...»

Галина Андреева

Рубрика: 
ПОИСКИ И НАХОДКИ
Номер журнала: 
#2 2005 (07)

О портрете семьи графа Шарлемонта кисти Томаса Лоуренса

Произведения британского искусства встречаются в музейных и частных коллекциях России не часто. Наиболее важные работы и менее значительные по художественному качеству были представлены на двух выставках - «С берегов Темзы на берега Невы» (1997) и «Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев» (1998). На последней выставке экспонировалось свыше 300 работ, преимущественно произведения живописи, а также миниатюра, графика, произведения прикладного искусства и книги. Казалось, что в ближайшем будущем новые открытия в изучении британского искусства в России маловероятны...

Томас ЛОУРЕНС. Семейный портрет. 1810–1820
Томас ЛОУРЕНС. Семейный портрет. 1810–1820
Дерево, масло. 52 × 42. ГМО «Художественная культура Русского Севера», Архангельск

Тем не менее фонды региональных собраний заслуживают серьезных научных изысканий. Эта статья посвящена истории обнаружения и предварительной атрибуции картины, приобретенной в 1966 году из частной коллекции в собрание одного из российских музеев. «Семейный портрет», написанный на дереве, размером 52х45 см, поступил в фонды архангельского музея предположительно как работа кисти прославленного британского портретиста Томаса Лоуренса. Эта картина находилась вне поля зрения исследователей английского искусства, хотя и имя художника и, как оказалось, его модели были известны в истории британской культуры. Сам факт выявления и публикации такого рода произведений можно считать редкой находкой.

При первом визуальном осмотре портрета и манера письма, и композиционное построение убеждали автора статьи в том, что работа действительно исполнена Лоуренсом (сравним эту картину, например, с «Портретом лорда Гренвиля», 1804), оставалось неясным, кого изобразил британский мастер. В библиотеке Уит в Лондоне и в фотоархиве Йельского центра по изучению британского искусства в Нью-Хейвене, где осуществлялся поиск необходимых материалов, были обнаружены воспроизведения двух картин большего формата, на которых персонажи «Семейного портрета» представлены по отдельности. Мужской портрет графа Фрэнсиса Уильяма Коулфилда, второго графа Шарлемонта находится в Национальной галерее Ирландии в Дублине. В каталоге коллекции он обозначен как сохранившийся фрагмент большого группового семейного портрета, исполненного Лоуренсом в 1812 году. Полотно с изображением графини Шарлемонт и ее сына появлялось на аукционах в Нью-Йорке в 1962 и 1966 годах, благодаря чему были выяснены имена персонажей «Семейного портрета». Точно устанавливается и время начала работы Лоуренса над изображениями членов семьи Шарлемонтов. В 1810 году художник упомянул о своей занятости в связи с написанием большеформатного, в натуральную величину, портрета: «Я работал ровно десять часов и пять минут над изображениями в рост лорда и леди Шарлемонт с ребенком». Спустя два года, в 1812, групповой портрет семьи графа Шарлемонта кисти Лоуренса с успехом экспонировался на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне.

В своей монографии о Томасе Лоуренсе Кеннет Гарлик сообщал, что «Портрет Фрэнсиса Уильяма Голфилда, второго графа Шарлемонта, его жены Анны и их старшего сына Джеймса» изображающий графа облокотившимся о спинку софы, на которой сидит его жена и сын, около 1894 года был разрезан и, вероятнее всего, существует в двух выше упомянутых фрагментах. Хотя размеры первоначальной композиции неизвестны, формат сохранившихся частей, их пропорции свидетельствуют, что оригинал был исполнен не менее чем в натуральную величину. Гарлик не упоминает о существовании уменьшенной версии именно этого изображения на дереве, но в каталог произведений мастера им включены как безусловные произведения Лоуренса ряд портретов, исполненных на такой же основе.

Сравнение «Семейного портрета» из Архангельска с произведениями Лоуренса из Государственного Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, представляющими собой единичные работы, написанные маслом или в смешанной технике на холсте, недостаточно.

Решение об авторстве «Семейного портрета», вероятно, можно будет считать безупречным при осуществлении его технико-технологического исследования и сопоставления результатов экспертизы аналогичных работ Лоуренса, находящихся в собраниях Великобритании и Северной Америки. Тем не менее качество живописи и характерная манера исполнения «Семейного портрета» дают основание автору статьи считать его уменьшенной авторской версией «Портрета семьи графа Шарлемонта», созданной самим Лоуренсом. Этому заключению не противоречит сопоставление стилистических и ряда технических особенностей исполнения портрета с работами Лоуренса на дереве из коллекции Национальной портретной галереи в Лондоне.

Вернемся к личностям изображенных моделей; их жизнь окрашена романтическим ореолом, и это придает истории рассматриваемого портрета особый интерес. Уильям, второй граф Шарлемонт (1775-1 863) наследовал своему отцу Джеймсу Коулфилду, первому графу Шарлемонту в 1799 году. В обширной биографической литературе об этой семье стало общим местом утверждение о полном несходстве характеров отца и сына. Отец, первый граф Шарлемонт, которого современники прозвали Чистокровным Вигом и Великим Графом, считался истинным патриотом Ирландии, выполнившим важную и благородную миссию в национальной истории. Решающей была его роль в формировании Ополчения, ставшего основой народной милиции. В 1782 году Великий Граф обеспечил поддержку принятия Биля о правах, предоставлявшего большую свободу ирландским католикам. Джеймс Коулфилд-стар- ший был признанным знатоком искусства, коллекционером и меценатом, другом художников - Уильяма Хогарта, Джошуа Рейнолдса, Уильяма Чемберса и Помпео Батони. Будучи председателем комитета Клуба дилетантов, он внес существенный вклад в создание Королевской ирландской академии. Дом Шарлемонтов в Дублине стал известным культурным центром, объединившим вокруг себя либеральные, просвещенные круги ирландского общества.

Старший сын, Фрэнсис Уильям, избранный пэром Ирландии - представителем в палате лордов в 1806 году - и возведенный в баронское звание в 1837 году, оказался гораздо менее значимой фигурой, чем его знаменитый отец. В 1802 году Фрэнсис Уильям женился на дочери Уильяма Бермингемского из Росс-Хилл - Анне. Леди Шарлемонт слыла первой красавицей своего времени, в числе ее пылких и преданных поклонников был Байрон, который упомянул ее в первом издании поэмы «Дон Жуан». Из более позднего издания строки, адресованные Анне, были изъяты, вероятно по настоянию лорда Шарлемонта, не желавшего, чтобы имя его жены связывалось с произведением, осуждаемым в обществе.

Байрон писал:

Я говорю вам это неспроста,
Я даже под присягой утверждаю:
Одной ирландской леди красота
Увянет незамеченной, я знаю,
Не оживив ни одного холста
И если злое время, все меняя,
Морщинами сей лик избороздит, -
Ничья нам кисть его не сохранит![1]

Спустя несколько лет Байрон признавался одному из своих друзей: «Посмотри в ее лицо, и ты забудешь все. О, это лицо! Ради любви такой женщины я бы возвел и разрушил новую Трою...»

На рассматриваемом портрете леди Шарлемонт запечатлена вместе с мужем и со своим старшим сыном, виконтом Коулфилдом (1803-1823), который рос как «подающий надежды молодой человек», но, к несчастью, умер, дожив лишь до двадцати лет. Увы, эта трагедия была для семьи не последней. В 1827 году после долгой болезни умерла одна из их дочерей. Через два года скончалась другая дочь - Эмели. В 1837 году леди Шарлемонт похоронила мужа, а три года спустя ушла из жизни ее сестра - леди Лейтрим. «Тетушка Шарлемонт» очень привязалась к детям своей сестры. До 1854 года она состояла камер-фрейлиной при королеве, и умерла 23 декабря 1876 года в возрасте девяносто пяти лет.

К сожалению, затруднительно установить точное время создания и проследить бытование вновь открытой картины. Не исключено, что портрет исполнен в 1820-е годы для одного из членов семьи в память о безвременно ушедшем Джеймсе Шарлемонте. Эта поздняя датировка представляется вполне вероятной, если вспомнить, что в это время Лоуренс часто пользовался деревянной основой для создания малоформатных портретов. Нет сведений о первоначальных владельцах и последующих перемещениях портрета. Мы можем строить различные предположения, где, как и в течение какого времени хранилась эта работа, каким образом она оказалась столь далеко от Дублина и Лондона. Возможно, наша публикация поможет проследить тот загадочный путь, который проделал замечательный портрет из Британии в Россию, в коллекцию одного из провинциальных музеев нашей страны...

В заключение позвольте поблагодарить за поддержку исследований по изучению британского искусства в российских собраниях, которая была оказана автору статьи Центром Пола Меллона в Лондоне и Йельским центром в Нью-Хейвене. Автор выражает признательность Майе Владимировне Миткевич и Елене Иосифовне Ружниковой, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), за любезно предоставленную информацию о «Семейном портрете».

 

  1. Байрон Дж. Собр. соч. в 4 т Т 1. М., 1981. С. 142 (Песнь 2, № 119).
Иллюстрации
Томас ЛОУРЕНС. Графиня Шарлемонт с сыном. 1810
Томас ЛОУРЕНС. Графиня Шарлемонт с сыном. 1810
Фрагмент группового семейного портрета. Холст, масло. 127 × 101,6
Аукцион Сотбис, Нью-Йорк, 23 марта 1966, лот 91
Томас ЛОУРЕНС. Граф Фрэнсис Уильям Коулфилд, второй граф Шарлемонт. 1810
Томас ЛОУРЕНС. Граф Фрэнсис Уильям Коулфилд, второй граф Шарлемонт. 1810
Фрагмент группового семейного портрета. Холст, масло. 76 × 61
Национальная галерея Ирландии, Дублин
Томас ЛОУРЕНС. Семейный портрет. 1810–1820. Фрагмент
Томас ЛОУРЕНС. Семейный портрет. 1810–1820. Фрагмент
Томас ЛОУРЕНС. Лорд Грэнвиль, Левенсон-Гоувер. Начат 1804
Томас ЛОУРЕНС. Лорд Грэнвиль, Левенсон-Гоувер. Начат 1804
Холст, масло. 238,8 × 144,8
Йельский центр по изучению британского искусства, Нью-Хейвен
Джошуа РЕЙНОЛДС. Пародия на «Афинскую школу». 1751
Джошуа РЕЙНОЛДС. Пародия на «Афинскую школу». 1751
Холст, масло. 97 x 135
Йельский центр по изучению британского искусства, Нью-Хейвен
На переднем плане изображены сэр Томас Кеннеди и лорд Шарлемонт, играющие на флейтах
Помпео БАТОНИ. Джеймс Коулфилд, впоследствии первый граф Шарлемонт. 1753–1756
Помпео БАТОНИ. Джеймс Коулфилд, впоследствии первый граф Шарлемонт. 1753–1756
Холст, масло. 97,7 × 73,6
Йельский центр по изучению британского искусства, Нью-Хейвен
Джеймс РАССЕЛ. Британские знатоки в Риме. Около 1751
Джеймс РАССЕЛ. Британские знатоки в Риме. Около 1751
Холст, масло. 94,5 × 134,5
Йельский центр по изучению британского искусства, Нью-Хейвен
Слева – изображение лорда Шарлемонта, разговаривающего с сэром Томасом Кеннеди

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play