Музеи России поздравляют. Выставка шедевров отечественного искусства из собраний музеев России
Одно из главных событий празднования 150-летия Третьяковской галереи - открытие 24 мая впечатляющей выставки шедевров русского искусства XIV- первой половины XX века из музеев Москвы, Санкт-Петербурга и российских регионов «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею», которая является щедрым подношением, роскошным подарком многолетних партнеров, близких друзей и соратников к юбилею. Выставочный проект осуществлен при финансовой поддержке компании «Северсталь-групп» и Анатолия Новикова.
Идея выставки возникла благодаря успеху и неослабевающему общественному интересу к проекту «Золотая карта России», инициированному и реализуемому Третьяковской галереей с 1999 года. В 2004 году он был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства. Члены авторского коллектива при содействии Фонда поддержки российских музеев «Сокровища Отечества» разрабатывали различные варианты экспозиции, призванной показать развитие русского искусства в системе двух координат: по мощной вертикали - хронологически и по широкой горизонтали - представляя географическую протяженность музейной сети России, которая вмещает и олицетворяет важнейшую составляющую понятия национального культурного достояния страны. Таким образом, замысел панорамного показа отечественного искусства в выставочном формате обсуждался в стенах Галереи задолго до осуществления экспортного варианта - «блокбастера» «РОССИЯ!» в музеях Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао. «Золотая карта России», по сути, была воспринята и оценена музейным сообществом России, публикой и государством как важный национальный проект в области культуры, заслуживающий поддержки и продолжения. Этим объясняется живой отклик наших партнеров и фигурантов проекта на предложение принять участие в масштабной юбилейной выставке и предоставить лучшие, знаковые произведения из своих собраний для экспонирования в Третьяковской галерее в год ее 150-летия.
Безусловно, юбилей - это прежде всего праздник. Первоначальный, более сложный и масштабный по содержательной концепции замысел выставки адаптирован к жанру эффектных и нарядных юбилейных акций.
Экспозиция, которую составляют свыше ста произведений отечественного искусства XIV - первой половины XX века из собраний тридцати музеев России, построена по хронологическому принципу. В аннотациях содержится интересная информация о каждом произведении. Экспликации посвящены краткой истории музеев-участников, их связям с Третьяковской галереей. Специально отмечены произведения, приобретенные Павлом Михайловичем Третьяковым и(или) впоследствии переданные из Государственной Третьяковской галереи в собрания региональных музеев, в их числе работы Д. Левицкого, Сильв. Щедрина, Ф. Моллера, В. Перова, И. Левитана и др.
Д.Г. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет Доротеи Шмидт. Начало 1780-х
Холст, масло. 66,5×50,5. Нижегородский государственный художественный музей
В разделе Древнерусского искусства показаны уникальные памятники. Выносная икона из Череповецкого музейного объединения «Богоматерь Петровская» (первая половина XVI века) на обороте имеет изображение святого Николая конца XIV - начала XV века. Список с главной святыни земли Русской - иконы «Богоматерь Владимирская» XII века, ныне находящейся в Третьяковской галерее, исполнен Андреем Рублевым в начале XV века (собрание Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея- заповедника). Знаменита во всем мире пермская деревянная скульптура, прекрасные образцы Северных писем были возвращены после войны из Финляндии, отреставрированы и введены в научный оборот сотрудниками Музея изобразительных искусств Республики Карелия. Интересны подписные иконы, которые в последнее время стали объектом внимательного изучения специалистов.
Живопись XVIII - первой половины XIX века представлена именами признанных мастеров, но не хрестоматийными, а неожиданными произведениями. «Дети с барашком» Владимира Боровиковского (Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина) - редкий пример группового портрета - жанра в пейзаже, красив по колориту и эмоционально необыкновенно привлекателен исходящим от него ностальгическим «ароматом» эпохи сентиментализма.
Безусловное открытие выставки - пейзаж любимого ученика Венецианова Григория Сороки «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» (1846). Произведение описано Н.К. Милюковым (опубликовано в журнале «Старые годы» в 1916), у деда которого художник был в крепостных. После революции следы картины затерялись, на момент проведения выставки произведений Григория Сороки в 1975 году местонахождение ее оставалось неизвестно. Не удалось прояснить ее судьбу и автору фундаментального исследования «Художники школы Венецианова» (издано в 1982) Т.В. Алексеевой. Только в 1998 году пейзаж был обнаружен в частном собрании в Твери. Экспертиза Третьяковской галереи подтвердила авторство Сороки, и картина была приобретена в коллекцию Тверской областной картинной галереи. Работа поступила в плачевном состоянии, сложная реставрация длилась несколько лет.
К.П. БРЮЛЛОВ. Пери и ангел. 1839–1843
Холст, масло. 123×141,5. Волгоградский музей изобразительных искусств
«Великолепный Карл» - так величали Карла Брюллова за блеск и мощь таланта. Автор знаменитого исторического полотна «Последний день Помпеи» и блестящий портретист, он менее известен своими произведениями на восточные мотивы и работами, которые иллюстрируют литературные произведения. Под влиянием популярной баллады Василия Жуковского «Светлана» Брюллов написал картину «Гадающая Светлана» (1836, Нижегородский государственный художественный музей). Гадание с зеркалами считалось в России самым мистическим из всех видов святочных гаданий. Художника привлекла и атмосфера древнего народного обряда, и типичная для эпохи романтизма тема «провидения» человеческой судьбы. Эта работа стала одним из немногих жанровых произведений Брюллова на национальную тему. Примечательно, что это полотно создано художником вскоре после приезда из Италии, во время недолгого пребывания в Москве.
В типаже персонажа и колорите картины угадываются характерные черты произведений В. Тропинина, творчество которого Брюллов высоко ценил. Обращение к поэзии Жуковского не было единичным. Картина «Пери и ангел» (1839-1843, Волгоградский областной музей изобразительных искусств) написана Брюлловым на сюжет одноименного поэтического перевода Жуковского. Художник изобразил на фоне яркого восточного пейзажа странствующего разбойника в колоритных одеждах, который, припадая к живительному источнику, предается раскаянию: «И он заплакал... он во прах / Пред Богом пал в своих слезах». Крылатая Пери осеняет его легким прикосновением, знаменующим сострадание и прощение.
Искусство второй половины XIX века справедливо и неразрывно связано в нашем сознании с именем Павла Михайловича Третьякова, с сердцем и душой классической части собрания Третьяковской галереи. Для выставки подбирались произведения любимых и ценимых Третьяковым художников - Василия Перова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Исаака Левитана, Валентина Серова и других. Портрет писателя А.Ф. Писемского (1869) кисти Перова был приобретен знаменитым собирателем лично, после смерти литератора. В советское время, в 1930 году, работа передана в собрание нынешнего Ивановского объединения художественных музеев. «Портрет неизвестной» (1881, Курская государственная картинная галерея им. A.А. Дейнеки) исполнен Крамским в период его рефлексии на академическую салонную живопись, пользовавшуюся огромной популярностью у публики. Шедевр Репина «Нищая (Девочка рыбачка)» (1874, Иркутский областной художественный музей им. B.П. Сукачева) по соединению технических качеств и идеологической корректности можно считать знаковой и безупречной работой лидера движения зрелого передвижничества. Живописная культура по-европейски самоценна, тема не легкомысленна, но и не дидактична, важное проявление национальной художественной традиции - богатство эмоциональной окраски и чуткость в передаче настроения персонажа. Эти характеристики применимы к экспонируемым пейзажам Левитана - «На озере» (1893, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева) и «Лилии. Ненюфары» (1895, Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева). Оба произведения находились в 1920-е годы в собрании Третьяковской галереи. «Портрет С.М. Драгомировой» (1889, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан) Серова отличает «не по-серовски пышущая здоровьем» живопись. История создания портрета многое объясняет. С Софьей Драгомировой Серов познакомился в мастерской Репина, о чем она писала И.Э. Грабарю: «Помню, что, приехав однажды в октябре 1889 г. на сеанс к Репину ... я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. ... Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и, передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха». Репин подарил портрет, оставленный в его мастерской, самой модели, о чем сообщил Серову в письме от 16 января 1890 года: «Твой этюд я подарил им, так как мне показалось, что ты этого желал в глубине души. Только ты извини, Антон, я немножко рукав на локте, грудь и правый рукав и руку правую (левая прекрасна была) потрогал, в том же роде как было - не испортил. Они очень довольны...»
Период первой половины XX века обозначен на выставке, безусловно, «пунктирно», но почти каждая работа подобна всполоху, напоминая о направлениях, группировках и ярких индивидуальностях в искусстве тех лет. Картина Бориса Кустодиева «В провинции. Гулянье» (1910, в 1929 подарена вдовой художника в ныне Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник) отобрана для экспозиции по ряду причин. При жизни автора она имела большой успех у публики, демонстрировалась на выставке Союза русских художников, а также за рубежом - в Риме в 1911 году. Тем не менее эту работу обошли своим вниманием устроители монографических выставок Кустодиева 2004 года в Санкт-Петербурге и Москве. Происхождение картины из Костромы, города, где находилась знаменитая льняная мануфактура, деятельность которой составляла основной капитал семьи Третьяковых, явилось дополнительным аргументом в пользу запроса о ее предоставлении на выставку.
В региональных собраниях хранятся великолепные образцы творчества мастеров художественных объединений «Голубой розы» и «Бубнового валета». Сказочно роскошна и чувственна «Шахерезада» Петра Кончаловского (1917, Тульский музей изобразительных искусств). Художественный музей в Саратове обладает первоклассными произведениями уроженца этого волжского города Виктора Борисова-Мусатова.
Музеи живописной культуры - феномен, порожденный эпохой отечественного авангарда. Творения его представителей из расформированных в конце 1920-х годов Музеев живописной культуры долгие десятилетия «отлеживались» в фондах центральных и региональных музеев. Их возвращение, периодический показ и «фрагментарная» демонстрация в едином выставочном пространстве - укор специалистам и напоминание об актуальности и незавершенности темы.
Самарский областной художественный музей и Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, хорошо известные своими собраниями искусства авангарда, представили произведения классиков - Казимира Малевича, Любови Поповой, Александры Экстер, и их менее известных современников, сегодня практически причисленных к той же когорте, - Михаила Менькова, Алексея Моргунова (сына прославленного пейзажиста Алексея Саврасова), Константина Медунецкого.
А.А. ДЕЙНЕКА. Футболист. 1932
Холст, масло. 116,5×91,5. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Нам показалось, что уместным и комфортным для восприятия зрителей завершением парадной юбилейной выставки станет демонстрация витальных по своей энергетике произведений Александра Дейнеки. Оптимистическое творчество Дейнеки (представлено произведениями из собрания Курской государственной картинной галереи, носящей имя художника) проникнуто здоровым культом гармоничной личности. Эта система ценностей, ориентированная на человека, свойственна «ренессансному» типу мышления и характерна для многих мастеров ОСТа, творивших в эпоху больших перемен и великих надежд.
Самостоятельную часть проекта «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею» составляют произведения классического русского искусства и мастеров «россики» из крупнейших музеев Санкт-Петербурга и Москвы, которые будут размещены в постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке. Посетители Галереи увидят шедевры мирового уровня кисти Д. Левицкого («Портрет Е.И. Нелидовой», 1773), К. Брюллова («Портрет кн. Е.П. Салтыковой», около 1841), И. Репина («Запорожцы», 1880-1891), В. Серова («Портрет кн. О.К. Орловой», 1911) из собрания Государственного Русского музея. Редкие образцы живописи петровского времени из собрания Государственного Эрмитажа (Жан Марк Натье. «Портрет Екатерины I», 1717; Луи Каравак. «Портрет цесаревны Елизаветы Петровны», конец 1720-х) и частного собрания Голицыных в Москве - парные портреты князя И.А. Голицына и его супруги княгини А.П. Голицыной (1728) работы одного из первых петровских пенсионеров живописца Андрея Матвеева.
Несмотря на многие технические сложности в процессе подготовки и реализации проекта, устроители предприняли все меры, чтобы сделать его зрелищным и репрезентативным. Мы надеемся, что выставка доставит удовлетворение профессионалам, удовольствие и радость нашим гостям.
П.П. КОНЧАЛОВСКИЙ. Шахерезада. 1917
Холст, масло. 10×142. Тульский музей изобразительных искусств
Оборот выносной (запрестольной) двусторонней иконы «Богоматерь Петровская» первой половины XVI века. Дерево, темпера. 46,5×39. Череповецкое музейное объединение
Дерево, темпера. 108×87. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Дерево, темпера. 132× 55×57. Пермская государственная художественная галерея
Холст, масло. 60×48. Тамбовская областная картинная галерея
Холст, масло. 100,2×82. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Холст, масло. 72,4×97,5. Тверская областная картинная галерея
Холст, масло. 79×61,9. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Холст, масло. 74,5×53. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, Саранск
Холст, масло. 108×71. Самарский областной художественный музей
Холст, масло. 66,5×59,5. Тюменский областной музей изобразительных искусств
Холст, масло. 107×88. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Холст, масло. 14,8×14,8. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Якутск
Холст, масло. 78 х 128. Калужский областной художественный музей
Холст, масло. 95×128. Передано из ГТГ в 1927. Астраханская государственная картинная галерея имени Б.М. Кустодиева
Холст, масло. 73×50. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева
Дерево, темпера. 159×98. Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина
Холст, масло. 59×70. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул