ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ

Галина Андреева

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#1 2003 (01)

Проект Золотая карта России

Страна может быть пронизана лучами художественной культуры.
В.Я. Курбатов

Россия сильна провинцией...
А.П. Чехов

Среди художественных музеев национального искусства России Третьяковская галерея занимает особое место. Ее по праву можно считать первой и по времени создания, и по роли в истории национального самосознания, если прослеживать эту историю на наиболее ярких и при этом типично русских явлениях отечественной культуры, заслуживших мировое признание. Для россиян и иностранцев знакомство с собранием Третьяковской галереи - неисчерпаемое по богатству впечатлений и приобретаемых знаний путешествие в Россию. Русское искусство, собранное в Галерее, дает возможность увидеть особенности мировоззрения и духовного склада русского человека. Находясь в залах Галереи, постигаешь не только самобытность и оригинальность русской школы, но и ее неразрывную связь с общеевропейским художественным процессом.

Появление крупных художественных музеев, представляющих по преимуществу национальное искусство, приходится в нашей стране на последнюю треть XIX века. Именно тогда в обществе широко проявляется осознанный, глубокий интерес к национальной культуре и искусству. Значимой, движущей силой в этом процессе оказались просвещенные слои московского купечества. В отличие от Петербурга, где промышленные круги стремились приобщиться к высшему свету, в Москве они сближались с ученым и художественным миром. Поколение московских купцов 1850-1860-х годов выдвинуло замечательных знатоков-коллекционеров. Крупнейшей фигурой в этой среде был Павел Михайлович Третьяков. Он наиболее полно собрал в своей галерее произведения членов Товарищества передвижных художественных выставок. Приверженцы этого направления ратовали за реалистическое искусство, национальное по духу и содержанию. Устраивая в городах Российской империи передвижные выставки (1871-1923), передвижники, как их называли уже современники, просвещали русское провинциальное общество, приобщая его к достижениям отечественного искусства. Деятельность Товарищества способствовала созданию в ряде городов России обществ и кружков любителей изящных искусств, художественных школ, подготавливала почву для создания местных художественных музеев.

Глубоко патриотическая в своей основе деятельность П.М. Третьякова по созданию публичной общедоступной галереи русского искусства получила огромный резонанс и явилась благородным примером для подражания. «Музейное поветрие» вслед за Москвой охватило провинцию. В 1881 году внук писателя А.Н. Радищева известный пейзажист А.П. Боголюбов обратился к министру императорского двора И.И. Воронцову-Дашкову с проектом устройства художественных музеев «во всех провинциальных, университетских и некоторых губернских городах России». Авторитетный художник назвал реализацию проекта важным государственным делом, ссылаясь на опыт Западной Европы, где «каждый малоизвестный городок имеет при ратуше музей, охотно посещаемый и обогащаемый обитателями». Стараниями Боголюбова и его единомышленников один из первых художественных музеев в провинции открылся в 1885 году в Саратове. Вслед за ним возникли художественные музеи и художественные отделы при музеях в других городах - в Казани (1895), Нижнем Новгороде (1896), Пензе (1897), Иркутске, Таганроге (оба - 1898) и др. В большинстве случаев художественные собрания включали в себя главным образом русское искусство. Их организаторами и вдохновителями выступали признанные мастера живописи (И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов, Н.А. Кошелев, А.О. Карелин, В.П. Верещагин, К.А. Савицкий) и местные энтузиасты: художники, любители искусства (К.П. Головкин, И.П. Пожалостин, В.П. Сукачев), представители интеллигенции, в том числе А.П. Чехов, органы городского самоуправления. Основу провинциальных собраний составляли дары частных лиц; картины, присылавшиеся из Академии художеств; произведения, поступавшие от авторов, а также от коллекционеров Москвы и Петербурга.

Рубеж XIX-XX веков в литературе по истории отечественного музейного дела называют «музейным ренессансом». В это время создается Музей изящных искусств в Москве, возникают комплексные и специализированные музеи в Ставрополе, Екатеринодаре (ныне Краснодар), Ростове-на-Дону, Симбирске, Смоленске, Вологде, Туле и многих других городах России. Катаклизмы, обрушившиеся на страну с наступлением Первой мировой войны и достигшие своего апогея в связи с политическими событиями 1917 года, обнажили проблему сохранения культурного наследия. В 1918-1920 годах вышли декреты о национализации наиболее ценных художественных коллекций, об охране памятников искусства и старины, о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения. В экстремальных условиях революционного времени и гражданской войны интеллигенция, специалисты музейного дела были движимы чувством огромной ответственности, проявляли гражданское мужество и высочайший профессионализм. К сожалению, нельзя не упомянуть и печального факта продажи за границу культурных ценностей, в том числе из музейных собраний, допущенной государством в конце 1920-х - первой половине 1930-х годов.

В истории художественных музеев России имеются яркие, впечатляющие страницы. Еще в 1919 году на Всероссийской музейной конференции была принята государственная программа развития музеев. Провозглашенный курс на превращение музеев в культурные центры отражал передовые тенденции музейного дела. Более того, именно в России в это время был создан абсолютно новый тип музея, не имевший аналогов в мировой практике, - Музей живописной культуры. Подобные музеи возникли в Москве, Петрограде и ряде провинциальных городов по инициативе художников, представлявших авангардные течения. Экспозиции Музеев живописной культуры демонстрировали изменения художественной формы, материалов, техники, происходившие в творческом процессе. Музеи живописной культуры, особенно на местах, в качестве одной из первоочередных задач своей деятельности определили обучение молодежи современному художественному языку.

Всемирный музейный бум начался в первые послевоенные десятилетия. Особенно интенсивный рост числа художественных музеев происходил в Советском Союзе и США. В нашей стране в 1950-1960-х годах свое рождение отметили многие художественные музеи в городах Сибири (1956 - в Тюмени, 1958 - в Новосибирске), Алтая (1958 - в Барнауле), Русского Севера (1960 - в Архангельске), Республики Карелия (1960 - в Петрозаводске), Республики Мордовия (1960 - в Саранске) и ряда других регионов страны.

Третьяковская галерея играла важную роль в создании и развитии художественных музеев России. Братья Третьяковы безвозмездно передавали принадлежавшие им произведения в дар Радищевскому музею в Саратове; Павел Михайлович Третьяков своим примером вдохновлял на собирательскую деятельность П.М. Догадина в Астрахани, В.П. Сукачева в Иркутске, А.Ф. Коваленко в Екатеринодаре. Начиная с 1920-х годов, в процессе создания разветвленной сети государственных музеев в масштабах страны укреплялись собрания региональных музеев, во многом за счет перераспределения центральных фондов, в том числе и произведениями, поступавшими из Третьяковской галереи, Русского музея и Эрмитажа.

В 1999 году Третьяковская галерея предложила многолетнюю общероссийскую программу, направленную на укрепление единого культурного пространства и межмузейных связей. Новый федеральный проект, получивший название «Золотая карта России», - это проведение регулярных выставок лучших произведений из региональных художественных музеев России в Третьяковской галерее. Организация каждой выставки включает экспонирование 50-100 произведений и издание альбома-каталога. Основная задача проекта - показать единство музейного фонда России как общенационального достояния.

Проект «Золотая карта России» дает возможность продемонстрировать специфику и уникальность местных коллекций, выявить особенности локальных художественных явлений и творческих индивидуальностей.

Непростой, «многоступенчатой» историей формирования музейного фонда страны объясняется тот факт, что когда-то цельные, известные своим качественным составом коллекции оказались распределенными по различным городам. В региональных собраниях обнаруживаются следы картин из Московского Публичного и Румянцевского музеев, из коллекций К.Т. Солдатенкова, Ф.И. Прянишникова, И.Е. Цветкова, Московского Межевого института, Английского клуба. Открытием для специалистов и любителей искусства становится появление на выставках проекта «Золотая карта России» ряда экспонатов из упомянутых выше Музеев живописной культуры, в том числе произведений, предназначавшихся в годы борьбы с формализмом к уничтожению и спасенных благодаря мужеству музейных сотрудников.

Общественный резонанс проекта «Золотая карта России» оказался значительным: за пять лет претворения в жизнь программы состоялось 20 выставок, которые посетило свыше 250 000 человек. Освещение проекта на телевидении расширило его аудиторию до миллионов зрителей. Российская пресса назвала «Золотую карту России» лучшим российским музейным проектом.

«Золотая карта России» представляет собой увлекательный «музейный сериал», дающий редкую возможность путешествия во времени и пространстве истории российской культуры.

На страницах журнала «Третьяковская галерея» начинается наше путешествие по провинциальным музеям России. И главным ориентиром будет «Золотая карта России», а первым «пунктом назначения» станет Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

Иллюстрации
ЛЕНТУЛОВ А.В., Старый замок в Крыму. Алупка. 1916
ЛЕНТУЛОВ А.В., Старый замок в Крыму. Алупка. 1916
Холст, масло. 120×104
ПОЛЕНОВ В.Д., Русская деревня. 1889
ПОЛЕНОВ В.Д., Русская деревня. 1889
Холст, масло. 89×142
КОНЧАЛОВСКИЙ П.П., Натюрморт. 1911
КОНЧАЛОВСКИЙ П.П., Натюрморт. 1911
Холст, масло. 107×132
БОРИСОВ-МУСАТОВ В.Э., Осенний мотив. 1899
БОРИСОВ-МУСАТОВ В.Э., Осенний мотив. 1899
Холст, масло. 143×98,5

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play