С Днем рождения, Илья Ефимович Репин!

5 августа 1844 года родился Илья Ефимович Репин, русский живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской Академии художеств.

И.Е. РЕПИН. Автопортрет. 1878
И.Е. РЕПИН. Автопортрет. 1878
Бумага, тушь, кисть, перо, белила, графитный карандаш. 18 × 13,3. ГТГ

«Репин занимает одно из самых почетных мест в истории русского искусства. Его имя для многих и по сей день связано с представлениями о русском реализме, передвижничестве. Он из немногих русских художников, который вошел в историю западноевропейского реализма XIX столетия. На протяжении многих десятилетий он не уставал удивлять современников новыми живописными поисками и неожиданными поворотами традиционных сюжетов и пластических приемов. По всеобщему признанию, он, бесспорно, ведущий мастер эпохи, своим искусством во многом определивший пути развития русской живописи и, более того, сформировавший определенную художественную традицию. Его произведения, как живописные, так и графические, до сих пор служат своеобразным мерилом достижений русского искусства XIX века, воплотившим в себе все самое характерное и типическое. Его художественный темперамент неуемен, а наследие неисчерпаемо по многообразию затронутых тем, сюжетов, охвату моделей и - безгранично по масштабу сделанного.» (Татьяна Юденкова. ИЛЬЯ РЕПИН: «Я люблю разнообразие»).

Читайте опубликованные в нашем журнале статьи, посвященные И.Е. Репину.

ВЫСТАВКИ

Татьяна Юденкова
ИЛЬЯ РЕПИН: «Я люблю разнообразие»

#1 2019 (62)

С 16 марта по 18 августа 2019 года Государственная Третьяковская галерея представляет масштабную выставку произведений Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), развернутую в залах музея на Крымском Валу. Она включает в себя более 170 живописных и 130 графических произведений из двадцати семи музеев страны и зарубежья, ряда частных собраний. Партнерами Третьяковской галереи выступили Государственный Русский музей, музейные собрания Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Перми, Нижнего Новгорода, а также Художественный музей Атенеум в Хельсинки, Национальный художественный музей Республики Беларусь и другие.

Галина Чурак
Ожившее время

Приложение к выпуску #1 2019 (62). «И.Е. РЕПИН. ПИСЬМА А.В. ЖИРКЕВИЧУ. 1888—1906»

Мы, люди быстротекущего XXI столетия, с напряженным ритмом жизни, обилием мелькающих событий, едва успевающие осмыслить происходящие на наших глазах тектонические сдвиги, меняющие судьбы целых государств и отдельных людей, не часто в этом «беге жизни» делаем остановки, чтобы записать в личном дневнике свои мысли о происходящем или поделиться в письме с близким другом впечатлением о прочитанной книге, взволновавшей на выставке картине. XIX, теперь уже позапрошлый век оставил нам бесценные эпистолярные сокровища, дневники частных людей, писателей, художественных деятелей, не менее интересные и важные — государственных чиновников или царствующих особ.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Галина Чурак
РЕПИН: Вечные темы человеческого бытия

#1 2019 (62)

Имя И.Е. Репина в сознании не только широкого круга любителей искусства, но и многих специалистов настолько связано с картинами на «животрепещущие» темы современной ему жизни, а также с большими полотнами на исторические сюжеты и с обширной галереей портретов его великих современников, что, кажется, не может остаться места для иных жанров и тем в его наполненной неустанным творчеством жизни.

НАСЛЕДИЕ

Елена Теркель
Репин в Париже

#1 2019 (62)

Париж... Этот город издавна манил русских художников, писателей, музыкантов. Вдохновляющий, яркий, старый и новый одновременно, город вечного праздника, любви и красоты. Каким видел его Репин? На этот вопрос может ответить только сам художник.

 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Екатерина Щербакова
Полотна И.Е. Репина как зеркало русского народничества

#1 2019 (62)

Произведение изобразительного искусства или архитектуры, фотография или фильм как визуальные источники информации обращены прежде всего к эмоциональному восприятию в отличие от рационализированного текста. Главный постулат визуалистики зиждется на неправомерности противопоставления чувственного знания и рационального. Как писал Эрвин Панофский, «свойством реальности наделено лишь то, что постигается посредством зрительного представления, <...> которое ни при каких обстоятельствах не может быть рациональным». Такой подход позволяет интерпретировать зрительные образы в качестве особого вида текста, требующего «прочтения», расшифровки в рамках того культурно-исторического контекста, в котором он возник.

ПОИСКИ И НАХОДКИ

Ирина Жукова
Еще один рисунок Репина?

#1 2019 (62)

В 2008 году собрание оригинальной графики Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева (Радищевский музей) пополнилось рисунком в технике графитного карандаша, который был записан в инвентарную книгу как «И.Е. Репин (?). Мужской портрет»[1]. На небольшом (19 х 13,5), слегка пожелтевшем листке бумаги изображен сидящий за столом немолодой человек в пенсне. В правой руке он держит карандаш (перо?), левой рукой подпирает щеку. Голова изображенного повернута чуть влево; он не смотрит на зрителя, сосредоточившись на своих размышлениях, волосы его слегка растрепаны, вот-вот он продолжит работу. В правом нижнем углу листа - автограф и дата: «И. Репин. 90», ниже и левее - «23 Апр.» Столь солидное авторство листа нуждается в подтверждении эксперта, мы же попытаемся проследить провенанс интересующего нас графического произведения.

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Ольга Давыдова
Юрий Репин. ОТШЕЛЬНИК ИЗ «ПЕНАТОВ»

#1 2019 (62)

Язык искусства напрямую связан с сокровенной внутренней жизнью человека, которая, несмотря на все внешние запреты, органично отражается в мире художественных образов. Таково было творческое кредо Юрия Ильича Репина. Подобное понимание изобразительного искусства как визуального языка души на принципиальном уровне подтверждают слова художника, сказанные им в конце 1910-х - начале 1920-х годов: «Искусство есть психологическая пища, следовательно: красота и трогательность». В этот период Юрий Репин был уже настоящим мастером, как неоднократно характеризовал его отец Илья Ефимович Репин.

ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Ирина Медведева
МИХАИЛ ВЕРБОВ - УЧЕНИК РЕПИНА. «Жить и работать с Ильей Ефимовичем!»

#1 2019 (62)

Художник Михаил Александрович Вербов (Michael Alexander Werboff, 1896-1996), представитель первой волны русской эмиграции, начал свой творческий путь под руководством Ильи Ефимовича Репина в усадьбе «Пенаты». За свою долгую жизнь он создал портретную галерею выдающихся деятелей мировой культуры и стал известен как портретист королей и президентов. Получив признание на Западе, Вербов оставался продолжателем традиций русского реалистического искусства. Репина он называл учителем и духовным отцом. В i960 году он написал К.И. Чуковскому: «Прошло 46 с половиной лет с того вторника 5 января 1914 года, когда Вы и мой покойный дядя меня буквально впихнули в двери Пенатов. В этот день решилась моя судьба. Последующие три года неразрывно связаны с Вами - Куоккала и визиты к Вам с Ильей Ефимовичем».

ВЫСТАВКИ

Галина Чурак
Илья Репин в окружении друзей

#4 2005 (09)

В Художественном музее города Вуперталь (Германия) в октябре открылась выставка «Илья Репин в окружении друзей». Сорок шесть живописных полотен и тридцать графических листов из собрания Государственной Третьяковской галереи представляют мастерство И.Е. Репина, живописца и рисовальщика. Но помимо его произведений, в состав выставки включены тридцать картин не просто современников, но художников, наиболее близких Репину. С одними он учился в Академии художеств, с другими его связывали общие интересы по Товариществу передвижных художественных выставок. О каждом из этих мастеров и обо всех вместе можно сказать, что они являли собою содружество единомышленников.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

В. КАЛАШНИКОВ
ДОВОЛЬНО КРОВИ?

#1 2004 (02)

Среди хрестоматийно известных картин русской школы одна занимает особое место. Ее известность имеет двойственную природу. Созданная кистью крупнейшего художника, она обрела оттенок «отрицательной» популярности, от которого, впрочем, не свободны и «Три богатыря», и перовская «Тройка», и жанры Федотова. Действительно, если в основе образа заложен некий общепринимаемый архетип, то неминуемо разнородные ассоциативные цепочки, исходящие от него, будут включать и сатиричные, и иронические компоненты. Такие образы становятся источником узнаваемых логотипов и шаржирования. Но и среди них «Иван Грозный» Репина стоит отдельно. Особая экзальтация, эмоциональная взвинченность предопределили драматичное происшествие, случившееся более чем через четверть века после написания картины. 90 лет назад, незадолго до 300-летия дома Романовых, неуравновешенный старообрядец Абрам Балашов набросился с ножом на полотно с криком «Довольно крови! Довольно крови!» Общественность была возбуждена, в прессе пошли публикации. Суть открывшихся дискуссий выходила далеко за пределы обсуждения качеств репинской картины или психики Балашова – как во всяком заинтересованном разговоре у русской интеллигенции проблематика касалась самых общих вопросов эстетического и этического порядка, во многом сохраняющих актуальность и поныне, а порой приобретших новые оттенки смысла.

 

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play