История создания первой тханки
Данный раздел представляет собой фрагмент учения Оргьен Тобгьял Ринпоче. Монастырь Лераб Линг, Франция, осень 2014 года.
Живопись тханка зародилась в Индии. Еще при жизни Будды его главный покровитель Анатхапиндада отправил свою дочь в Шри-Ланку, чтобы выдать замуж за шри-ланкийского правителя после того, как Будда благословит брак. В связи с этим правитель Шри-Ланки обратился к индийскому монарху (в то время царю Патны) и предложил ему множество сокровищ - алмазы, жемчуг, рубины, а также драгоценные раковины. Взамен он просил единственное сокровище, равного которому в мире нет. Поразмыслив, царь Патны догадался, что речь шла об изображении Будды, и попросил у Будды разрешения написать его образ. Будда согласился, и к нему отправили множество живописцев. Однако никто из них не смог воспроизвести подлинный образ Будды с присущими ему 32 уникальными атрибутами (включая, к примеру, исходящее от него сияние и ушнишу - выпуклость на макушке, символизирующую просветление), а также 80 второстепенными атрибутами. По сути, ослепительный свет, исходящий от Будды, не позволял им отчетливо видеть, что и как они пишут. Понимая, что живописцы не справляются с поставленной задачей, Будда отправился к озеру, и, глядя на его отражение, художники написали образ Будды на большом куске ткани. Будда послал это изображение вместе с множеством выдержек из сутр правителю Шри-Ланки. Из-за больших размеров тханки ее вывесили во дворце правителя, чтобы каждый мог увидеть ее. Среди желающих увидеть тханку было много гостей из Магадхи - одного из наиболее крупных индийских государств. Увидев изображение, они сразу же пали ниц с возгласом: «Тебе, владыка Будда Шакьямуни, поклоняемся!», и таким образом правитель Шри-Ланки узнал об исключительности Будды. Таковы история создания первой тханки и происхождение иконографии Будды.
Как во время правления царя Ашоки, так и после него в Индии было много посвященных Будде изображений, вырезанных из камня. Еще до распространения буддизма в Тибете, в Индии и Китае уже писали образы Будды на ткани. Следовательно, традиции искусства тханки сформировались в то время, когда учение Будды еще не достигло Тибета.
Четыре основных символа в изображениях Будды
Будда Шакьямуни
По заказу Оргьена
Тобгьяла Ринпоче
Ок. 2005
Холст/ткань,
натуральные пигменты
95 × 146
Говоря об изображении Сугат, сам Будда отмечал, что невозможно изобразить все атрибуты и символы существа, достигшего полного просветления. Однако для напоминания о Будде необходимо присутствие как минимум четырех символов. Например, чтобы показать чудесное рождение Будды, появившегося на свет из материнского бока и сразу сделавшего по семь шагов в четырех направлениях, художники изображают большое дерево сала как символ рождения и по семь цветков лотоса в четырех сторонах тханки. Другой пример - визуальное представление такого понятия, как просветление. Чтобы создать запоминающийся образ, излучающий многоцветное сияние, Будда изображается на троне у дерева Бодхи. Образ Будды, проповедующего у дерева Бодхи, призван напомнить, как Будда вращал колесо Дхармы. Изображение Будды, возлежащего на ложе между двумя деревьями сала в окружении монахов, напоминает об уходе Будды в паринирвану.
Четыре указанных символа являются основными и самыми известными для изображения Сугат или воссоздания их образов в памяти.
В традиции Винаи рассказывается о четырех основных символах, используемых для воссоздания образа Татхагаты. Кроме того, Виная упоминает об изображении в храмах «колеса жизни», или самсары.
В практике Тайной мантры - Ваджраяны - тханка является важной опорой для медитации и входит в число вещей, относительно которых йогин-практикующий обязан хранить обет.
Иконометрия
Живопись тханка, зародившись в Индии и оттуда попав в Тибет, испытала значительное влияние традиционных форм искусства, распространенных в Непале. Поэтому тибетские живописцы переняли уже сложившуюся иконометрию - систему определенных параметров и пропорций, используемых для изображения Будды на ткани. При изображении Будд, бодхисатв, мирных и грозных божеств живописцы используют определенные пропорции, и каждый художник, пишущий тханки, должен изучить эти пропорции и неукоснительно их соблюдать, работая над образом Будды. Наука об иконометрии священна, и, если вы пишете, вдохновляясь лишь собственным воображением, вам не удастся провести ритуал освящения изображения и в нем не будет подлинного присутствия «божества мудрости» - мистического существа, помещаемого в тханку при ее освящении. В Тибете передача иконометрических пропорций способствовала развитию четырех великих традиций искусства тханки.
Оргьен Тобгьял Ринпоче
О стиле в создании тханок
Процесс создания каждой тханки включает много взаимосвязанных действий и потому занимает длительное время. Во-первых, со всем тщанием должен быть подготовлен холст. После этого наносятся основные и наиболее существенные линии будущего изображения, причем предварительно художник должен пройти очищающие ритуалы и прочитать надлежащие молитвы. Далее ему предстоит смешать все краски, которые понадобятся в работе, особенно в том случае, если будут применяться натуральные (а именно минеральные) краски. Наконец, начинается процесс собственно рисования, и он включает целый ряд стадий. В зависимости от размера конкретной тханки и ее сложности создание ее длится от трех месяцев до одного года.
В рамках проекта «108 Мастеров линии преемственности Дзогчен» ведущий художник, мастер тханка-живописи Калсанг Дорджи будет руководить работой около 15 участников проекта, различающихся степенью подготовки; все они родом из Тибета, Индии, Бутана или Непала. Родина Калсанга Дорджи - район Кхам в Восточном Тибете: именно там мастер обучился искусству создания тханок и занимался этим в течение 15 лет, а потом переехал в Индию, где встретился (в 2004 году) с Оргьеном Тобгьялом Ринпоче. По поручению Ринпоче он уже написал много тханок, а теперь Калсанг Дорджи будет занят в проекте.
Оргьен Тобгьял Ринпоче