Интервью с Оргьеном Тобгьялом Ринпоче о проекте
ИНИЦИАТОР ПРОЕКТА - ОРГЬЕН ТОБГЬЯЛ РИНПОЧЕ - ПО ПРИЕЗДЕ В МОСКВУ ДАЛ ИНТЕРВЬЮ ОТВЕТСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ ЖУРНАЛА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» НАТЭЛЛЕ ИЛЬИНИЧНЕ ВОЙСКУНСКОЙ.
Мой первый вопрос связан с цифрой 108. Как ее надо понимать - как линию 54 учителей и 54 учеников или в этой цепочке есть какие-то родственные связи, определенная иерархия? И почему именно 108?
Проект 108 тханок - это проект буддийского учения Дзогчен, мы называем ее «линия Великого Совершенства».
Сама линия преемственности учителей Дзогчен очень обширна, к ней относятся много разных учителей, мы же выбрали самых важных и известных из них.
Почему именно 108? 108 - священное число, даже бусин в четках 108. То есть это правильное число: 108 - это когда не слишком много учителей, но и не слишком мало. Как раз сколько нужно! Особой связи между числом 108 и отношениями учитель-ученик нет. Поясню, что имею в виду... Нельзя сказать, что было ровно 54 учителя и 54 ученика. Большинство из представленных мастеров обладали связью учитель-ученик, но эта связь не обязательно представлена линейной цепочкой. На некоторых тханках, создаваемых в рамках Проекта-108, будут изображения учителей с несколькими учениками.
Что представляет собой эта связь? Прерывалась ли она или это непрерывная традиция?
Наша линия никогда не прерывалась. Начиная с первой тханки изначального Будды Самантабхадры, далее Ваджрасаттвы, Гараба Дордже и до ныне живущих учителей, таких как Додрубчен Ринпоче и Чатрал Сангье Дордже, линия преемственности не прерывалась.
Чрезвычайно интересен подход к созданию образа на буддийской тханке. Каково его предназначение?
В наше время есть книги с жизнеописаниями учителей Дзогчен и историей возникновения этой линии и учений. Все описано на тибетском языке; также есть книги на английском, французском, китайском и других языках. Однако это все письменные источники, а визуализация образов учителей важна для понимания их жизнеописания и истории линии Учения.
Но возвратимся к цели проекта. В Тибете изначально были две художественные традиции: изготовление статуй и рисование тханок. Раньше в Тибете были храмы со 108 статуями учителей. Но во время культурной революции все было разрушено. В наше время сложно построить столь огромный храм, чтобы в нем разместить 108 статуй. Поэтому намного проще сейчас нарисовать тханки, сделать их качественные копии и раздать их во все монастыри.
Статуи учителей раньше делали из золота, из серебра и из глины. Создавали только статую основного учителя, без жизнеописания учителя или его учеников. Если же мы изобразим все на тханке, то появится возможность передать всю историю их жизни. Например, некоторые из учителей, изображенные на тханках, жили в монастырях. Другие - в пещерах высоко в горах или в лесу. Допустим, мы бы захотели сделать статуи учителей, но природу и окружающую среду мы бы не воссоздали. На тханке же легко сможем все передать.
Самое важное для нас - то, что линия учения Дзогчен сейчас распространилась и прославилась по всему миру. У некоторых из ее учителей было по 50-60 томов писаний, как, например, у Лончена Рабжама. У многих из них были тысячи учеников. В любом случае эта линия учения и учителей этого учения очень известна в Тибете.
На Западе, даже когда еще не было фотографии, писались портреты всех значимых персон. Например, лик Иисуса запечатлен на иконах. А вот изображений всех учителей линии Дзогчен до сих пор нет, хотя есть изображения отдельных из них. Может быть, раньше они были, но теперь все исчезло. Во время культурной революции сожгли сотни тысяч тханок. И сейчас у нас нет даже копий тех тханок. Если сейчас мы не сможем изобразить их, то в будущем это уже не получится.
А как восстанавливаются утраченные образы? Есть ли каноны тханкописи? Ведь и икона, и тханка находятся как бы вне времени, будучи своего рода откровением, переданным языком линий и красок...
Опорой для создания образа служат жизнеописания учителей. Есть также тексты, объясняющие каноны тханко-живописи. Например, прочитав биографии учителя Кумарадзы, мы поймем, что его нужно изображать худым, как практикующего аскезу, в одежде монаха, исполняющего взятые на себя обеты. Или возьмем, например, другое жизнеописание - Махасидхи Мелонга Дордже. Он будет изображен в одеждах практикующего Учение, достигшего высокой реализации, с ваджрой (ритуальным скипетром) и мелонгом (круглым металлическим зеркалом). Сандаг Другпопа будет с длинной бородой. Все эти сведения черпаются из текстов.
Взаимодействие с образом - это необходимость? Нужен ли обязательно образ для поддержания веры? Скажем, христиане-баптисты считают, что иконопочитание не является формой служения Богу, основанной на Библии. Они полагают, что для человека, чье сердце предано Богу, нет необходимости общаться с Господом через икону, которая выступает в качестве окна в духовный мир. Таким окном для верующего является его сердце: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
В буддийском понимании дхармакая - это высший абсолют, который проявился в нашем мире в виде эманации учителей, чтобы принести благо живым существам, поэтому проявленный образ важен. Такой образ сможет принести больше блага. Поэтому нужна опора на образ. Зарождение веры без образа возможно, но с образом это легче сделать. Нам проще представить что бы то ни было, если есть внешний образ.
Проект тханок Дзогчен - это не только религиозный, но и исторический проект. Изобразив 108 учителей Дзогчен, мы сохраним историю. Ведь есть изображения всех самых великих людей, которые были в мире. Как хороших, так и ужасных.
Учение Дзогчен, и без того широко распространенное в настоящее время, в будущем прославится еще больше. И мы должны обязательно изобразить учителей этой традиции. Если в будущем кто-то прочитает, что вот был такой-то учитель, и захочет узнать, как он выглядел, сразу же окажется возможным найти его изображение. Если мы создадим образы 108 учителей, то сможем размножить их при помощи современных технологий, издать в книге или выложить в Интернете. В наше время это очень просто сделать. Раньше в Тибете сохранялись изображения учителей. Скорее всего, они были в Потала (дворец и храмовый комплекс в Лхасе, столице Тибета) и в больших монастырях. Но уничтожить их было слишком просто, и это было сделано в один момент. Ведь сколько времени займет сжечь сотню тханок? Да всего несколько минут! А вот после реализации проекта, после рассылки высококачественных копий 108 тханок в монастыри, после появления их в книгах и в Интернете их уже не удастся уничтожить, просто бросив в огонь. Они распространятся по всему миру. В настоящее время в музеях мира сохранилось несколько тханок Дзогчен. Например, в Германии в музее хранятся 5-6 таких тханок. Все они пришли из Тибета. Однако то, что они в музее, не делает их доступными для монастырей.
Мы надеемся, что публикация в русско-английском журнале «Третьяковская галерея» как раз и будет способствовать привлечению внимания к буддийским тханкам - и как к сакральному произведению, и как к произведению изобразительного искусства; конечно, я имею в виду оригиналы.
Да, это было бы прекрасно. Это очень важно. Для тех, кто ничего не знает о [Будде] Дхарме, эти вновь созданные тханки линии преемственности мастеров Дзогчен являются произведениями искусства, и в будущем многие люди будут считать эти тханки образцом бесценного, подобного античному, изобразительного искусства.
Это так же, как с русскими иконами - для нас они и духовные ориентиры, и произведения искусства.
Да-да, именно так. Как и художественные произведения, представляющие древние культуры, эти тханки будут оценены представителями будущих поколений в качестве источников по истории древней культуры и ее традиций.
Если же говорить о Дзогчен, то эта традиция вначале распространилась в Индии, а далее пришла в Тибет. Это было 2000 лет тому назад. А в наше время об этой традиции действительно знают во всем мире.
Поэтому проект написания тханок с изображениями учителей линии Дзогчен очень важен. Сейчас мы можем ознакомиться с историей линии Дзогчен только по сохранившимся письменным источникам. Но как было бы хорошо еще и визуально общаться с учителями через посредство тханки!
В наше время в Интернете мы можем найти все, что хотим, кроме одного - там нет изображений учителей Дзогчен. Восполнить такой пробел - вот в чем смысл проекта. Будем надеяться на его успешное завершение.
Многие спрашивают, что будет потом, когда мы закончим изготовление этих 108 тханок. Нарисовав по одной копии этих тханок, мы хотим сделать так, чтобы у всех в мире была возможность их увидеть, с ними ознакомиться. Вот когда все смогут увидеть эти тханки и в Интернете, и в публикациях, то вопрос, что мы сделаем с теми изначальными тханками, не так уж важен. Потому что самое главное - чтобы их смогли увидеть. Мы сможем сделать по 100 копий каждой тханки и отправить их в монастыри школы Нингма, но если другие монастыри заинтересуются, мы им тоже подарим эти копии. Если будет интересно другим религиозным традициям, мы также передадим им эти копии.
Спасибо, большое спасибо за то, что согласились дать интервью для журнала.
Позвольте преподнести Вам тот номер журнала «Третьяковская галерея», в котором опубликованы статьи о творчестве известного советского художника Павла Корина, запечатлевшего образы российских священнослужителей, переживших поругание веры. В статье говорится и о трагических судьбах этих людей, замученных в сталинских концлагерях.