Единое счастье – работа. Зураб Церетели

Виктор Ванслов

Номер журнала: 
Приложение к #4 2018 (61) «Зураб Церетели»

Личность автора, масштаб его таланта определяются не наградами и званиями, а подвижническим отношением к делу своей жизни. Каждая персональная выставка произведений Зураба Константиновича Церетели демонстрирует высочайшую степень творческой работоспособности, универсальную одаренность одного из самых неоднозначных и наиболее известных художников нашего времени.

Macштабность образного мышления, полифония изобразительных средств и эмоциональная ассоциативность, внутренняя энергетика и неповторимая выразительность отличают многогранное творчество Церетели. Его уникальный художественный дар был отмечен и высоко оценен великими мастерами искусства ХХ века — Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Давидом Сикейросом, Сергеем Коненковым, которые почувствовали и поверили в неиссякаемые силы его природного, прирожденного дара. Особая интуиция, восприимчивость и отзывчивость, помноженные на недюжинную работоспособность, широту духовного кругозора, дают право говорить об этом мастере как о незаурядной личности, как о человеке, опережающем время.

Персональная выставка произведений Зураба Константиновича Церетели удивила зрителей размахом и многогранностью его синтетического дара творца, человека редких организаторских способностей, генератора идей, создавшего неповторимый, собственный стиль в искусстве.

Можно по-разному относиться к его работам, но, безусловно, они никого не оставляют равнодушным. Церетели абсолютно органичен в творческой и общественной деятельности. Он, как никто другой, способен чувствовать и понимать общечеловеческую, гуманитарную суть бытия. Его искусство обладает жизнеутверждающей силой, о чем красноречиво свидетельствуют произведения этого большого художника. Каждый, кто хоть однажды соприкоснулся с творчеством мастера, расширил горизонт своего видения мира, острее стал воспринимать и чувствовать свою сопричастность к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Выставка в стенах Большого Манежа еще раз наглядно продемонстрировала всеобъемлющее ощущение и удивительную трансформацию конгломерата явлений нашей действительности, особую образную интерпретацию предчувствий и осознания духовных векторов человеческой жизни, которые способен так ярко выразить, воплотить в искусстве Зураб Церетели.

Его живописные полотна, монументальные пластические композиции, эмали и графика свидетельствуют о широте творческих интересов автора. Для него, говоря словами блестящего поэта Валерия Брюсова, главным кредо стало «единое счастье — работа». Одним из новых открытий для зрителя явился живописный цикл мастера, созданный под впечатлением пребывания на Земле обетованной, путешествия по местам, связанным с библейскими заветами, Святой землей. Но это не просто воспоминания об увиденном, это в его восприятии прошлое, обращенное в настоящее и будущее. Сцены и персонажи, запечатленные кистью живописца на фоне Стены Плача в Иерусалиме, — монументально обобщенные, пластически активно и выразительно написанные вневременные образы, олицетворяющие тысячелетние коллизии борьбы за веру. В них присутствуют внутренняя патетика, многоассоциативность и глубокий философский смысл, не поддающийся подстрочному словесному описанию.

В его творчестве нас привлекают неординарность обращения к живому наследию культуры, уровень и характер образной интерпретации, оригинальность, самобытность художественной трактовки. Среди произведений мастера есть и отдельные римейки, которые заставляют нас иначе воспринимать давно известные произведения, события, нашедшие в них отражение.

Библейская тема занимает особое место в творческой жизни и судьбе художника, для которого размышления о сиюминутном и вечном определяют его отношение к духовным и нравственным ценностям современной цивилизации.

Церетели по-своему чутко и бережно относится к традициям отечественного и мирового искусства, но он никогда не репродуцирует внешние признаки веками формировавшихся стилей и направлений.

Полнокровная, искрометная живопись Церетели подобна сгустку энергии, возбуждающей и вдохновляющей зрителя. Его пастозные, рельефно написанные натюрморты излучают особый, внутренний свет. Калейдоскоп красок, мажорная палитра, темперамент сочных мазков, композиционная наполненность внутренним движением являются своего рода «автопортретами» эмоциональных состояний мастера.

По сути дела, каждое произведение мастера — это он сам, со всеми только ему присущими личностными характеристиками и качествами. Так, в работах, обращенных к близким автору по духу и судьбе людям, например, Пиросмани или Чарли Чаплину, мы невольно проецируем их образы на личность самого Зураба Церетели. Конечно, он обрел мировую известность прежде всего как художник-монументалист, создавший грандиозный памятник Петру Великому и скульптурный ансамбль, посвященный дружбе народов в Москве, памятник Христофору Колумбу в Испании и Америке, которые служат как бы мостом, соединяющим материки Старого и Нового Света, удивительный по содержательной силе и необычный по пластическому решению архитектурно-скульптурный ансамбль в Иерусалиме — в память жертв Холокоста и узников концлагерей.

В ряду самых значительных произведений Зураба Церетели следует отметить серию горельефов, на которых изображены выдающиеся представители отечественной культуры от Серебряного века до властителей дум 60-х годов ХХ столетия.

Это необычные по форме, стилистике, содержательным доминантам скульптурные композиции, в которых ваятель запечатлел поэтов, музыкантов, артистов, писателей, творчество и имена которых являются нашей национальной гордостью, — это Ф. Шаляпин, С. Есенин, М. Цветаева, М. Булгаков, В. Высоцкий, Б. Окуджава. Более тридцати произведений, большая часть из которых была представлена на выставке в московском Манеже, образуют выразительную галерею образов, олицетворяющих историческое, мировое значение и самобытность российской культуры.

Оригинальность композиционно-пластического замысла работ этого цикла-серии трудно переоценить. Выразительность живого движения скульптурных объемов, ритмика, контрапункт деталей, психологическая достоверность образной трактовки, органичное соединение различных жанровых структур в единое целое позволяют говорить об этих произведениях как о картинах, отлитых в бронзе и помещенных в массивные деревянные рамы, создающие эффект особого внутреннего пространства. Естественно, в экспозиции были и удивительные по технике эмали мастера, а также проекты еще не осуществленных работ художника. Среди задуманного — крупномасштабный символически-собирательный монумент, посвященный американской трагедии 11 сентября, который будет установлен напротив Манхэттена. В этом проекте Церетели еще раз продемонстрировал свой универсальный талант, удивительное умение синтезировать различные выразительные средства, аккумулировать чувства и переживания отдельных людей в сострадание общечеловеческого звучания. Стеклянная капля как слеза смотрится через монументальную твердь пластического конструктивного обрамления, фокусирующего внимание на этом знаке скорби и памяти.

Выставка в московском Манеже не только стала очередной вехой в творческой биографии президента Российской академии художеств, народного художника, почетного и действительного члена многих зарубежных академий искусств Зураба Константиновича Церетели, но и ярким событием культурной жизни России, достойным вкладом большого мастера в подготовку празднования 250-летия Российской академии художеств.

Иллюстрации
Народный художник России Зураб Церетели в своей мастерской. 1994
Народный художник России Зураб Церетели в своей мастерской. 1994
Юрий Любимов и Зураб Церетели
Юрий Любимов и Зураб Церетели
Евгений Евтушенко и Зураб Церетели
Евгений Евтушенко и Зураб Церетели
Осмотр монумента «История Грузии» совместно с Католикос-Патриархом всея Грузии Илией II
Осмотр монумента «История Грузии» совместно с Католикос-Патриархом всея Грузии Илией II

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play