Духовное единство

Протоиерей Николай Соколов

Рубрика: 
МОЯ ТРЕТЬЯКОВКА
Номер журнала: 
#4 2022 (77)

С самых детских лет слова «Третьяковская галерея» для меня были родными. Когда мне исполнилось лет семь-восемь, я впервые переступил порог этого дивного настоящего русского музея с его коллекциями икон, картин. И, конечно, никогда не думал, что спустя 40 лет я буду настоятелем храма Святителя Николая в Толмачах, домовой церкви при Третьяковской галерее. Моя родная бабушка Зоя Вениаминовна Пестова была большой любительницей искусства, живописи, прекрасно разбиралась в палитре художников России начиная от древнерусской живописи. Она часто меня водила в Галерею, на лекции, на концерты и просто погулять. И впервые тогда - это запомнилось на всю жизнь - я увидел в Галерее чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, которая в то время просто висела на стене без всяких киотов, без рамы, без стекла, как и другие иконы в Галерее, в экспозиции. И только одно меня удивило: перед этой иконой стояло несколько цветочков (цветов-то не было в то время таких, как сегодня) - две-три гвоздики, одна розочка. Но почему-то только перед этой иконой. Я тогда не понимал, что это икона чудотворная! Что это Владимирская! Однако запомнилось, что приходят некоторые люди, даже видел в монашеских одеждах, и перед ней поклон кладут. Икону не целовали. Такого не было. Но кланяться кланялись и долго стояли перед ней, молились перед этой иконой.

Богоматерь Владимирская. Первая треть XII века. Константинополь
Богоматерь Владимирская. Первая треть XII века. Константинополь
Дерево, темпера. 104 × 69. © ГТГ

Прошли годы. И вот, уже будучи священником в храме Воскресения (на Ваганьковском кладбище), я получаю указ от Святейшего Патриарха Алексия II о назначении меня настоятелем храма Николы в Толмачах при Третьяковской галерее. Я не знал, что такой храм существует, но мне сказали: приди и посмотри. И вот с этим направлением я пришел в Галерею. В тот день, когда я получил назначение в Галерею, в одном из домов, где было мероприятие, мне подарили икону Святителя Николая, а у меня назначение: храм Николы в Толмачах. И с ней я пришел сюда. И она стала первой иконой, которая здесь появилась.

Храм в то время являл собой довольно печальное зрелище, потому что шла полная реконструкция Галереи, и центральная ее часть, экспозиция были закрыты. Храм - до этого хранилище запасников Галереи - был уже пустым, все перевели в депозитарий. Руководство музея и, видимо, Министерство культуры решили здесь в свое время сделать концертный зал. Уже велись кое-какие работы, сделали специальное помещение для гримерных, уже построили специальное помещение для лестницы, которая поднималась на сцену. И вдруг получается, что я с указом Святейшего Патриарха появляюсь на сцене Третьяковской галереи.

У меня в памяти сохранились самые добрые воспоминания о первой встрече с директором Юрием Константиновичем Королевым. Мы обсудили вопрос, как совмещать действующий храм с концертной деятельностью. Я говорю: «Юрий Константинович, если будут проводить концерты, связанные с оркестровыми произведениями, какими-то еще другими инструментальными, это не очень удобно. Но хоровая музыка вполне допустима, потому что хор есть хор - везде можно». Он говорит: «Мы, думаю, с Вами найдем общий язык». Так было сказано. И действительно, пророческие слова. Потому что воистину сегодня мы отмечаем 30-летие открытия храма-музея как действующего храма в Москве, домового храма Галереи. И никаких конфликтов у нас за эти 30 лет не возникало. Все проблемы, которых много, разрешаются. В семье все можно решить, и все можно разрешить при хорошем желании, при взаимной любви и уважении. Юрий Константинович, к сожалению, скоро скончался. Я сам его отпевал. Его похоронили на Ваганькове, где я раньше служил. Затем была следующая плеяда директоров: некоторое время обязанности директора исполняла Лидия Ивановна Иовлева, потом Валентин Алексеевич Родионов, Ирина Владимировна Лебедева и теперь Земфира Исмаиловна Трегулова. И храм не сразу, но постепенно приобрел тот вид, который имел при Павле Михайловиче Третьякове и до его закрытия в 1929 году. Самое важное, что храм получил уникальный музейный климат и безопасность. Когда все наладили, установили температурно-влажностный режим, приняли решение открыть его как храм-музей при Третьяковской галерее и разместить в нем экспонаты - иконы, которые раньше люди никогда не видели. И большая часть коллекции икон из депозитария заняла полагающиеся им по статусу места в центральном иконостасе и трех приделах храма. К 1997 году реставрация храма была почти полностью завершена.

Но, пожалуй, самое важное, что произошло за эти годы, то, что в храм пришла жемчужина русской духовной культуры, великая святыня - икона Владимирской Божией Матери. Никогда не думал, что она будет в нашем храме. Много разговоров велось в 1990-е годы, где ей быть. И это решалось на уровне патриарха, президента, министра культуры и Галереи. Мы проводили молебны перед ней в экспозиции. Святейший Патриарх Алексий II приезжал и служил. Один раз мы поставили ее в храм, еще не оборудованный тогда. Встал вопрос о том, что если ее помещать в храм, то она, конечно, должна иметь определенную особую защиту, потому что это самая драгоценная икона. И тогда Юрий Михайлович Лужков (это была его идея) и директор Валентин Алексеевич Родионов обратились на Московский завод полиметаллов. И там умельцы этого завода, очень талантливые люди во главе с директором Крюковым Валерием Викторовичем, в короткие сроки изготовили несколько великолепных киотов с защитой, с пуленепробиваемыми стеклами и специальными климатическими условиями. Не сразу все получилось. Создали четыре киота: один не подходил по одному параметру, другой - не совсем по размерам, в третьем еще что-то не получалось. Но, тем не менее, работа продвигалась - очень трудоемкая, затратная, но продвигалась, икона сама сделала себе место хранения в экспозиции. Наконец климат в храме был установлен, иконы помещены, сделана витрина-киот, в которой хранится сегодня икона. Витрину опробовали, проверили на надежность. Ждали решения Святейшего Патриарха Алексия II и лично президента Б.Н. Ельцина перенести Владимирскую в действующий храм. Рассматривалось несколько вариантов: в храм Христа Спасителя, в музеи Кремля, Сретенский монастырь, наш храм. Окончательную точку в вопросе поставил Святейший Патриарх Алексий II. И с ним согласились все. Он сказал, что Кремль – фактически государственное учреждение, служба идет только пять-шесть раз в году. Храм Христа Спасителя еще достраивался, кубатура громадная. Тоже было сложно все это совместить. И поэтому самый лучший вариант - храм, действующий при Галерее. Таким образом с конца 1999 года икона была помещена в киот с особым климатом и находится в нашем храме вот уже больше 20 лет. Это великая радость для всех, кто почитает Божию Матерь. Икона доступна с обеих сторон. Можно прийти к ней поклониться, приложиться, поставить свечу перед ней. И приходят люди со всего мира, и не только христиане - приходят и мусульмане, и иудеи, смотрят на нее с удивлением и почтением, приходят люди, которые связаны с другими христианскими конфессиями - католики и протестанты, и каждый по-своему воспринимает эту святыню.

Владимирская пришла к нам из Византии сначала в Киев, потом во Владимир, затем в Москву. Сегодня для нас очень важно, что в храме совершаются все уставные праздничные богослужения. Мы служим два раза в году ночные службы: на Пасху и на Рождество. Икона милостью Божией в безопасности, как и все остальные иконы. Люди приходят и оставляют в книге записей самые добрые впечатления: слезы, радость, любовь, благодарность великую. Икона как бы центральная часть и центральный пункт, который посещают люди: сначала идут в Галерею, потом сюда, к иконе. Кроме того, за прошедшие годы в храме появились еще святыни. Это Иверская икона Божией Матери, которая считалась как бы утерянной. Было несколько списков Иверской. Один из них хранился в Галерее. Когда доказали, что это именно та Иверская, которая находилась в часовне, поместили ее в один из киотов, предназначавшийся в свое время для Владимирской иконы Божией Матери. В дни, когда празднуется праздник Троицы, ее забирают, а на несколько дней на ее место ставится икона «Троица» Андрея Рублева - в этом проявляется наглядная связь с отделом древнерусской живописи, со всеми святынями, хранящимися в Третьяковской галерее. Кроме того, в храм возвратился на почетное место чудотворный Дмитровский крест из города Дмитрова, самая великая его святыня. У креста большая история. Он считается одним из самых древних крестов, которые сохранились со времени крещения Руси. Когда храм закрыли в 1929-м, он, к сожалению, был почти уничтожен. Крест поставили в тир и стреляли в него - он весь в пулевых дырах. Каким-то чудом крест сохранился. Люди, знавшие, что это шедевр древнерусского искусства, принесли его в запасники Третьяковской галереи. Хранился он долго - лет 60-70, наверное. И когда на одной выставке Дмитровский крест выставили, его увидел Патриарх Алексий II, он сказал: «Николай, хорошо бы, чтоб этот крест был в достойном месте». И вот тогда соорудили Голгофу новую, и Дмитровский крест сейчас находится в нашем храме для поклонения как одна из великих святынь России. Вот такое бытие нашего храма за последние 30 лет.

Андрей РУБЛЕВ. Троица. 1411 или 1425–1427
Андрей РУБЛЕВ. Троица. 1411 или 1425–1427
Дерево, левкас, темпера. 142 × 114. © ГТГ

Наш причт состоит из трех священников и дьякона. Имеется хор. Отмечу, что это уникальнейший хор России, города Москвы, одновременно это хор и Галереи, и храма. Хор выступает на вернисажах, концертах, совершает большие турне и также входит в состав Синодального хора. По воскресеньям, в большие праздники хор поет у нас. Руководят им Алексей Александрович Пузаков и Елена Николаевна Мальченко, моя дочь. При храме имеются также воскресные школы для взрослых и для детей. Для взрослых довольно большая, ведет ее один из моих бывших учеников, известный адвокат Федор Куприянов. Он популярен в Москве и как адвокат, и как богослов, и как преподаватель Сретенской духовной академии. Также есть детская школа. Многие дети занимаются в музыкальных школах, поют; одно время, до пандемии, был детский хор, который вела моя матушка Светлана.

Трудно переоценить то, что накоплено за 30 лет духовной просветительской деятельности Третьяковской галереи и храма Святителя Николая в Толмачах.

Иллюстрации
Храм-музей Святителя Николая в Толмачах, Москва
Храм-музей Святителя Николая в Толмачах, Москва
Фотография
Распятие (Крест Голгофский). Конец XIV – начало XV века
Распятие (Крест Голгофский). Конец XIV – начало XV века
Средняя Русь. Дерево, темпера. 265 × 182
© ГТГ
Икона «Богоматерь Владимирская» в витрине-киоте в храме-музее Святителя Николая в Толмачах
Икона «Богоматерь Владимирская» в витрине-киоте в храме-музее Святителя Николая в Толмачах
Современная фотография
Престол и орудия страстей. Оборот иконы «Богоматерь Владимирская» в витрине-киоте в храме-музее Святителя Николая в Толмачах
Престол и орудия страстей. Оборот иконы «Богоматерь Владимирская» в витрине-киоте в храме-музее Святителя Николая в Толмачах
Современная фотография
ДИОНИСИЙ. Распятие. 1500
ДИОНИСИЙ. Распятие. 1500
Дерево, яичная темпера. 85 × 52
© ГТГ
Спас Нерукотворный. Ярославль. Первая половина XIII века
Спас Нерукотворный. Ярославль. Первая половина XIII века
Дерево, яичная темпера. 104 × 74
© ГТГ
Николай Чудотворец, поясной. Первая половина XIV века
Николай Чудотворец, поясной. Первая половина XIV века
Ярославль. Дерево, яичная темпера. 114 × 74
© ГТГ
Успение. Тверь. Первая четверть XV века
Успение. Тверь. Первая четверть XV века
Дерево, левкас, темпера. 113 × 88
© ГТГ
Князь Владимир. Из деисусного чина. Первая треть XV века
Князь Владимир. Из деисусного чина. Первая треть XV века
Дерево, темпера. 97 × 37
© ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play