От западных морей до самых врат восточных

Евгений Богатырев

Рубрика: 
МУЗЕИ РОССИИ
Номер журнала: 
#4 2010 (29)

Одним из наиболее примечательных событий 2010 года в Государственном музее А.С. Пушкина стала выставка «Россия пушкинского времени. От западных морей до самых врат восточных», представляющая Российскую империю такой, какой видел ее поэт и его современники.

На протяжении полувековой истории существования музея его коллекции пополнялись живописными и графическими произведениями, в которых запечатлены те места, где побывал Александр Сергеевич. Богатейшее собрание, насчитывающее в настоящее время более 250 тысяч экспонатов, позволяет не только показать «пушкинские места», но и представить широкую панораму жизни Российской империи в XVIII - первой половине XIX столетия. Более 500 экспонатов их этих ценнейших коллекций демонстрировались на выставке, причем многие из них широкая публика увидела впервые.

Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу», — писал Пушкин в 1820 году, отправляясь в вынужденное путешествие на южные окраины империи: в Крым, на Кавказ, в Закавказье, Бессарабию, Украину. С этого первого длительного путешествия началась череда его долгих странствий и скитаний по дорогам отечества. «Путешествие нужно мне нравственно и физически», — писал Александр Сергеевич в 1833 году, когда за плечами были уже десятки тысяч верст, а впереди ждал еще один долгий маршрут — к местам пугачевского восстания.

Около 35 тысяч верст проехал Пушкин по дорогам России. Москва, Санкт-Петербург, Псковская губерния, Верхневолжье, Нижегородская земля, Украина, Молдавия, Кавказ, Закавказье, Поволжье, Урал — это лишь небольшой перечень тех мест, где он побывал. Дорога, путь, движение, стремление к свободе, новые впечатления являлись для поэта «могущественнейшими вдохновителями». Размышлениями о России, ее истории, прошлом и настоящем проникнуты многие пушкинские произведения. Поэт видел реальную картину жизни огромной Российской империи, населенную различными народами с присущими им культурными традициями и обычаями. Представитель старинного дворянского рода, подлинный гражданин своей страны Пушкин считал себя обязанным знать жизнь всех сословий России.

Экспонаты выставки — бесценные документальные и бытовые свидетельства эпохи — дают образное представление о культуре страны того времени, укладе жизни людей и особенностях их быта, о русской армии, системе образования и о многом другом, что составляло основу жизни государства Российского, начиная с времен правления Павла I и заканчивая царствованием Александра II. Карты российских губерний, живописные полотна, акварельные рисунки, гравюры воссоздали архитектурный и исторический облик Москвы, российских губернских и уездных городов (часть гравюр и литографий происходят из уникального собрания известного ленинградского коллекционера П.В. Губара, переданного в дар московскому пушкинскому музею в 1970-х годах).

Структурным объединением географического многообразия России явились отдельные новеллы, рассказывающие о различных сословиях. В центральном зале была представлена жизнь дворянства, о судьбе которого, настоящем и прошлом, много размышлял поэт: «Что такое дворянство? Потомственное сословие народа высшее, т. е. награжденное большими преимуществами касательно собственности и частной свободы. Кем? Народом или его представителями. С какою целию? С целию иметь мощных защитников или близких ко властям и непосредственных предстателей. Какие люди составляют сие сословие? Люди, которые имеют время заниматься чужими делами. Кто сии люди? Люди отменные по своему богатству или образу жизни <...> Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству (чести вообще). Не суть ли эти качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить — или задушить».

Размышления об исторической роли дворянства встречаются в произведениях Пушкина, в его письмах и критических статьях (например, «Моя родословная», «Родословная моего героя», «Роман в письмах», «Наброски предисловия к “Борису Годунову”», «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»). Александр Сергеевич, считавший, что «хорошее общество может существовать и не в высшем кругу, а везде, где есть люди честные, умные и образованные», тем не менее гордился 600-летним дворянством своего рода и дорожил памятью знаменитых предков.

По словам одного из пушкинских героев, «звание помещика есть та же служба. Заниматься управлением трех тысяч душ, коих все благосостояние зависит совершенно от нас, важнее, чем командовать взводом или переписывать дипломатические депеши...» Поэтому центром экспозиции стали материалы, представляющие мир русской усадьбы. Виды поместий аристократии (Надеждино князей Куракиных, Грузино, владельцем которого был граф Аракчеев, Остафьево Вяземских-Шереметевых и других), а также портреты, хозяйственные документы, книги, предметы быта и интерьера помогают воссоздать мир русского дворянства. «Семейственные воспоминания дворянства должны быть историческими воспоминаниями народа», — писал Пушкин.

Совсем по-иному были представлены композиции, рассказывающие о жизни духовенства, купечества, ремесленников, зарождающегося рабочего класса, казачества и, конечно, крестьянства.

В известных литографированных сериях К.П. Беггрова и И.С. Щедровского изображены персонажи «из народа»: торговки, ремесленники, извозчики, сапожники. Наряду с изобразительным материалом на выставке демонстрировались предметы крестьянского быта, по-своему забавные рекламные объявления о продаже мебели, ювелирных изделий, чая и т. д. Казалось бы, разнородный материал (фарфоровый сервиз завода Попова, крестьянские прялки, вышитые рушники), объединенный в целостные экспозиционные комплексы, представил неповторимый образ эпохи и времени.

Особое место было отведено географическим картам и атласам Российской империи Екатерининской эпохи и начала XIX века. Среди изданий, которые можно было увидеть на выставке, — Российский почтовый дорожник, утверждавший, что не придумано еще столь удобного и простого «екипажа», как телега, атлас карманных размеров, знаменитый альбом Дюрана и Раффе «Живописное и археологическое путешествие по России, предпринятое в 1839 году», многочисленные путевые заметки, путеводители, изданные в России и Европе.

Образы орловских и тульских крестьян, поляков, чукчей, киргизов, татар, жанровые сцены, живописующие народные обычаи и обряды, созданные А.О. Орловским, К.И. Кольманом, И.И. Поликарповым, Ж.-Б. Лепренсом, К.П. Беггровым, И.С. Щедровским, В.-Ж.-В. Адамом, Б.-Э. Свебахом и другими художниками, дали яркое представление о многообразии населения Российской империи.

Разместившаяся в трех залах особняка на Пречистенке экспозиция, дала представление об огромной империи, занимавшей 18 млн. км2 в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кавказ) и Северной Америке (Аляска) с населением более 70 миллионов человек. В планах Государственного музея А.С. Пушкина — показать выставку «Россия пушкинского времени. От западных морей до самых врат восточных» в региональных и областных музеях России.

Вернуться назад

Иллюстрации
Ф.Я. АЛЕКСЕЕВ. Москва. 1810-е
Ф.Я. АЛЕКСЕЕВ. Москва. 1810-е
Холст, масло
 
 
 
К. Вагнер. Русская забава «Скакание на доске». 1812
К. Вагнер по оригиналу Е.М. Корнеева. Русская забава «Скакание на доске». 1812
Фрагмент. Офорт
Киргиз-казак. 1776
Киргиз-казак. 1776
Иллюстрация из книги И.И.Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов»
Тройка. 1825
Тройка. 1825
Литография, акварель
Чукоцкая баба. 1815
Чукоцкая баба. 1815
Иллюстрация из альбома «Народы России». Париж
К. Вагнер по оригиналу Е.М. Корнеева. Русская забава «Скакание на доске». 1812
Офорт
Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play