АЛЕКСАНДР КАЛЬДЕР. ВОЗДУШНЫЕ СКУЛЬПТУРЫ

Александр Роуэр

Рубрика: 
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Номер журнала: 
#4 2009 (25)

C 23 октября 2009 по 14 февраля 2010 года в выставочном центре Палаццо делле Эспозициони в Риме проходит выставка, на которой представлено более 160 произведений Александра Кальдера (Колдера), в числе которых - мобили, стабили, монументальная скульптура, живописные работы, выполненные маслом и гуашью, скульптуры из бронзы, проволоки и дерева, а также ювелирные украшения. Куратор выставки - внук художника, президент Фонда Кальдера Александр Роуэр.

Александр Кальдер (1898—1976), один из наиболее признанных и изысканных художников, осуществил революционные преобразования в искусстве благодаря использованию нетрадиционных материалов и новой, неожиданной организации пространства. Известность мастеру принесло изобретение мобиля, однако его неустанное стремление к инновациям в искусстве и особое творческое видение вышли далеко за рамки созданного им направления.

Кальдера неизменно привлекало сочетание абстрактных форм с невидимыми свойствами предметов, такими как сила тяжести, равновесие и негативное пространство, и в своих скульптурах он сумел создать новые формы взаимодействия пространства и предметов. Выставка в Палаццо делле Эспозициони приглашает зрителей принять участие в эксперименте интуитивного восприятия, окунувшись в придуманный художником уникальный мир, в котором царят свои законы.

Кальдер родился в городе Лоунтон (Пенсильвания). Его отец и дед были известными скульпторами, а мать — живописцем. Несмотря на очевидное художественное дарование, Кальдер получил техническое образование и поначалу работал в области машиностроения. В 1923 году он переехал в Нью-Йорк, где брал уроки живописи и рисунка в Лиге студентов-художников.

Летом 1926 года Кальдер перебрался в центр мировой культуры — в Париж, где в то время обосновались художники-авангардисты, и среди них Дюшан, Леже, Миро и Мондриан.

Первая попытка создания чисто абстрактного изображения была предпринята Кальдером в 1930 году, когда он написал небольшую серию беспредметных живописных полотен, пять из которых представлены на выставке. Увлечение идеей создания абстрактных форм, способных менять свое положение в пространстве, привело Кальдера к использованию двигателей и рычагов для управления движением двух-трех повторяющихся элементов. Марсель Дюшан предложил именовать эти модели мобилями. Жан Арп придумал название для неподвижных конструкций Кальдера — «стабили». Кальдеру пришлись по душе оба эти названия.

Наиболее известные работы художника — монументальные скульптуры — установлены в парках и на площадях в разных городах мира.

Остановившись перед исполненной Антонио Кановой скульптурой «Паолина Боргезе» в римской галерее «Вилла Боргезе», я был поражен умением скульптора реалистично воспроизвести в мраморе не только женскую фигуру, но и кушетку, заставить твердый материал казаться мягким и податливым. В ювелирной работе с камнем, создавая идеальный образ, Канова смог извлечь из мрамора заложенный в нем потенциал. Точно так же мой дед Александр Кальдер использовал потенциал, заложенный в проволоке и листовом металле. Он трансформировал промышленные материалы в непредсказуемые, а порой и мистические произведения искусства, излучающие энергию, свойственную живым существам. Оперируя такими категориями, как сила тяжести, равновесие и негативное пространство, Кальдер заставляет по-новому взглянуть на взаимодействие объектов с окружающим миром. Эта выставка приглашает зрителей принять участие в опыте интуитивного восприятия и оценить всю глубину постижения энергии и пространства в работах моего деда.

Кальдер начал исследовать возможности создания трехмерного объема в скульптурах, целиком выполненных из проволоки, еще в 1920-х годах. Открыв возможность нового использования столь утилитарного материала, он смог передать объем всего лишь несколькими линиями проволоки. Два портрета, представленные на выставке — «Портрет китайца» (1928) и «Без названия» (1929), — демонстрируют талант Кальдера, сумевшего передать подвижность фигур, очертив их контуры с помощью проволоки. Конечно, наиболее заметной его скульптурой из проволоки (экспонирующейся на выставке благодаря щедрой поддержке музея Гуггенхайма) является монументальная работа «Ромул и Рем» (1928). Скульптура высотой более трех метров, изображающая основателей Рима, является вершиной мастерства талантливого скульптора в работе с проволокой.

В начале своей творческой деятельности мой дед быстро отошел от изображения реалистических фигур, окунувшись в абстрактное творчество и написав в октябре 1930 года небольшую серию абстрактных живописных работ. С их помощью Кальдер исследовал взаимодействие энергии и массы в композиции. Однако вскоре он перешел от этих экспериментов к созданию подвижных моделей трехмерного объема. Его ранние абстрактные скульптуры, такие как «Перышки» и «Полет» (обе — 1931), являются образцами классического абстрактного искусства, в основе которого — изысканные линии и простая палитра, призванные продемонстрировать чистую энергию.

Переход Кальдера от конкретных изображений к абстрактным дал выход огромной творческой энергии, апофеозом которой стало изобретение им совершенно новой формы в искусстве — «мобиля». Как писал Жан-Поль Сартр, «”мобиль” не является лишь условным выражением чего-либо: он улавливает движения живых предметов и воспроизводит их... ”Мобили” получают энергию из воздуха, они дышат, они заимствуют жизнь из призрачной жизни, растворенной в атмосфере»1. На выставке представлена работа «Малая сфера и тяжелая сфера» (1932), впервые показанная в 1933 году и не выставлявшаяся более с тех самых пор вплоть до прошлого года2. Это был самый первый мобиль, который крепился к потолку. Он ознаменовал поворотный момент в творческом развитии Кальдера. В мобиле ему удалось гениально сосредоточить свой интеллект и творческую интуицию на движении, вторжении в пространство, изменяющейся композиции, действии и реализовать открывшиеся перед ним уникальные возможности. Мой дед брал предметы, которые казались никому не нужными в повседневной жизни — пустые бутылки, консервные банки, деревянные коробки — и использовал их в качестве предметов, по которым ударяет деревянный шар приведенного в движение мобиля. Более того, Кальдер не задавал конкретного местоположения этим предметам: по его задумке, зритель сам мог выбирать и менять их расположение. Такое участие зрителя лишает художника контроля над конечным вариантом композиции. Когда легким движением приводится в действие тяжелый металлический шар, малый деревянный шар также приходит в движение и на своем пути неоднократно сталкивается с различными предметами. Его движение порождает произвольные звуковые сочетания, и таким образом мобиль мобилизует не только зрительное восприятие, но, что гораздо важнее, задействует слух, порождая музыкальные импровизации.

Непредсказуемая вариативность композиции «Малой сферы и тяжелой сферы» вызывает затаенное ожидание, которое нарастает и получает выход по мере движения шара по произвольному курсу и его столкновения с расставленными вразнобой предметами. Однако композиция формируется не самим мобилем, а целым рядом воздействующих сил (хотя она и задумана художником, но живет своей собственной жизнью). Это воздействие усиливается благодаря участию зрителей. В 1933 году Кальдер писал: «Так же как можно составлять различные цвета или формы, можно создавать композицию из движений»3. «Малая сфера и тяжелая сфера» представляет собой композицию из движений, реализуемую на глазах у зрителя и приглашающую его к участию в этом процессе. Если сравнить ее с другими работами того же периода — например, «Предмет с красным шаром» (1931) и «Без названия» (около 1932), — не может не вызвать восхищение четкая последовательность в эволюции мобиля на ранних этапах.

Позднее, в 1930-х годах, Кальдер обратился к проблеме передачи трехмерного объема фронтальной плоскости и движения в живописных полотнах. Рассматривая его абстрактные композиции, такие как никогда ранее не выставлявшийся мобиль «Белое панно» (1936), который можно рассматривать в сопоставлении с «Красным панно» (около 1938), начинаешь глубже понимать особенности кинетического воздействия на зрителя, заложенные в этих работах. «Даже если отдельные объекты Вселенной и могут оставаться неизменными в отдельные периоды времени, — писал Кальдер, — их взаимодействие между собой постоянно меняется. Есть пространства, которые кажутся постоянными, при этом могут возникать незначительные явления, протекающие сквозь эти пространства с большой скоростью... Вопрос заключается в том, чтобы зафиксировать гармонию таких движений и найти новую форму воплощения этой красоты»4. Такого рода панно представляют собой композиции, совмещающие неизменные пространства и неожиданные метаморфозы, размывая тем самым грань между живописью и скульптурой, между двух мерным и трехмерным пространством. Мой дед использовал подвижную композицию с меняющимся передним планом на фоне статичного заднего плана и создавал таким образом динамические зрелищные объекты, так как эти движущиеся живописные полотна являют собой некое действие в пространстве с абстрактными объектами в качестве действующих лиц.

В 1940-х годах появились такие шедевры, как «Паук» (1940) и «Маленький паук» (около 1940), в которых Кальдер продемонстрировал свои возможности в создании впечатляющих объектов, являющихся самоценными как художественные образы и при этом имеющих взаимосвязь с реальным миром. Так, работа «Дерево» (1941) выявляет контраст легчайшего шороха листьев и неподвижности массивного ствола, воплощенный в композиции из хрупкого металлического мобиля и внушительного стабиля черного цвета высотой 2,5 метра. «Дерево», олицетворяющее гармонизацию противоположных видов энергии, не экспонировалось с 1943 года, когда в Музее современного искусства прошла ретроспектива работ Кальдера. На нынешней выставке также демонстрируются произведения, наделенные особой естественностью и простотой. Например, «Алые цифры» — работа, в последний раз показанная публике в 1945-м, то есть в год своего создания, — объединяет четыре разные движущиеся композиции, в результате чего возникает конструкция, олицетворяющая равновесие и гармонию.

Мой дед всю жизнь трудился над созданием совершенной формы идеализированного представления о красоте. Его произведения неизбежно воздействуют на подсознание зрителей, сообщая им то, что хотел выразить художник. Они передают некие сенсорные послания автора. Именно такое непосредственное взаимодействие со скульптурами в настоящий момент помогает воспринимать работы Кальдера как абсолютно современные и близкие для сегодняшней публики. Я надеюсь, что нынешняя выставка даст возможность увидеть и прочувствовать работы моего деда, зарядившись от них особой энергией, которая послужит источником вдохновения и подарит незабываемое ощущение прикосновения к великому искусству.

Редакция журнала «Третьяковская галерея» благодарит пресс-офис Палаццо делле Эспозициони в Риме за помощь и сотрудничество в подготовке публикации.

 

  1. Jean-Paul Sartre, "Calder’s Mobiles," Alexander Calder, exh. cat. (New York: Buchholz Gallery/Curt Valentin, 1947), pp. 3-5.
  2. Кальдер неоднократно в течение жизни пытался выставить «Малую сферу и тяжелую сферу», однако каждый раз куратор выставки в последний момент исключал ее из числа экспонатов. Недавно возникший интерес к этой работе связан с более широким пониманием искусства сегодняшними критиками и кураторами, которые смогли постичь глубокий смысл идей, сформулированных Кальдером несколько десятилетий назад, и понять суть презентации его композиций, которые меняются ежесекундно.
  3. Calder, Statement, Modem Painting and Sculpture, exh. cat. (Pittsfield, MA: Berkshire Museum, 1933), p. 3.
  4. Кальдер. Que ga bouge (рукопись. Архив Фонда Кальдера, 8 марта 1932).
Иллюстрации
Александр Кальдер (Колдер). Голубое перышко. Oк. 1948
Голубое перышко. Oк. 1948
Окрашенный стальной лист, проволока. 106,7 × 139,7 × 45,7. Фонд Кальдера, Нью-Йорк
© Calder Foundation, New York / Art Resource, New York
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009 by SIAE 2009
Уго МУЛАС. Александр Кальдер. Саше, Франция, 1963
Уго МУЛАС. Александр Кальдер. Саше, Франция, 1963
Галогеносеребряная печать на баритовой бумаге. Фото Уго Мулас
Уго МУЛАС. Александр Кальдер со «Снежным вихрем». Саше, Франция, 1963
Уго МУЛАС. Александр Кальдер со «Снежным вихрем». Саше, Франция, 1963
Галогеносеребряная печать на баритовой бумаге. Фото Уго Мулас
Александр Кальдер (Колдер). Маленький паук. Oк. 1940
Маленький паук. Oк. 1940
Окрашенный стальной лист, проволока. 111,1 × 127 × 139,7. Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия. Дар супругов Перлз, 1996
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009
Александр Кальдер (Колдер). Большая скорость (в 1/5 часть величины)
Большая скорость (в 1/5 часть величины)
Окрашенный стальной лист, болты. 259,1 × 342,9 × 236,2. Фонд Кальдера, Нью-Йорк
© Calder Foundation, New York / Art Resource, New York
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009
Александр Кальдер (Колдер). Теоделапио (модель II). 1962
Теоделапио (модель II). 1962
Окрашенный стальной лист. 60,3 × 38,7 × 39,8. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Дар художника, 1966
© 2008. Digital Image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Firenze
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009
Александр Кальдер (Колдер). Ромул и Рем. 1928
Ромул и Рем. 1928
Проволока, дерево. 77,5 × 316,2 × 66. Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк. 1965
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009
Александр Кальдер (Колдер). Паразит. 1947
Паразит. 1947
Окрашенный стальной лист, металлический прут, проволока. 104,1 × 172,7 × 71,1. Фонд Кальдера, Нью-Йорк
© Calder Foundation, New York / Art Resource, New York
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009
Александр Кальдер (Колдер). Стеклянная рыба. 1955
Стеклянная рыба. 1955
Проволока, стекло. 58,4 × 108. Фонд Кальдера, Нью-Йорк
© Calder Foundation, New York / Art Resource, New York
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009
Александр Кальдер (Колдер). Большая красная модель. 1959
Большая красная модель. 1959
Окрашенный стальной лист, проволока. 188 × 289,6. Музей американского искусства Уитни. Приобретено Фондом друзей музея Уитни в 1961 г.
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009. Photo: Geoffrey Clements
Александр Кальдер (Колдер). Y. 1960
Y. 1960
Окрашенный алюминиевый лист и алюминиевая проволока. 251 × 443.2 × 167,6. Коллекция Менил, Хьюстон. Фотограф: Хайки-Робертсон, Хьюстон
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009
Александр Кальдер (Колдер). Арка из лепестков. 1941
Арка из лепестков. 1941
Окрашенный стальной лист, проволока, заклепки. 214,6 × 214,6. Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция (Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк)
© 2009 Calder Foundation, New York by SIAE 2009

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play