Герман НИТШ: «школа восприятия и чувств»
Редакция журнала «Третьяковская галерея» выражает свою искреннюю признательность Музею Германа Нитша (MZM Museumszentrum Mistelbach), Мистельбах, Австрия, и лично г-же Лизбет Бехтер-Бём за сотрудничество в подготовке этой публикации.
В небольшом австрийском городе Мистельбах, расположенном к северу от Вены на берегу реки Цайя (Тайя), неподалеку от границ со Словакией и Чехией, 24 мая 2007 года состоялось открытие музейного центра, перестроенного из бывшей сельскохозяйственной фабрики. Начало этому центру положил Музей Германа Нитша - самый большой в Австрии монографический (посвященный только одному мастеру) музей, площадь которого составляет 2600 кв. метров, а протяженность галерей - 61 метр. Здесь вполне достаточно места для полноценного представления творчества Германа Нитша - всемирно известного мастера, живущего неподалеку от Мистельбаха.
В музее разместились живописные и графические произведения Нитша, предметы дизайнерской одежды, а также 500 фотографий и тщательно отобранных видеозаписей, документирующих многочисленные перформансы Нитша. Отдельные помещения зарезервированы для «Лаборатории запахов и вкуса» и коллекции (предоставлена Франческо Концем из Вероны) реквизита к постановке «Театрa оргий и мистерий», состоявшейся в 1973 году.
«Мои работы - школа жизни, школа восприятия и чувств» - так полагает Герман Нитш. Это убеждение сложилось у него за пять десятилетий непрерывной творческой активности. В новом музее эта «школа» представлена в полном - как никогда ранее - виде: тут и многочисленные работы художника, и документы, и исследовательские материалы о его творчестве и о влиянии на него тех или иных художественных течений, а также о воздействии многогранного творчества мастера на самые разнообразные области искусства и сферы знания. С новым музеем будут сотрудничать профессионалы - ученые-гуманитарии (теологи, психологи, философы и культурологи) и искусствоведы - театроведы, музыковеды, литературоведы, киноведы, специалисты в области живописи, фотографии и акционизма (так именуется австрийское ответвление художественного направления, связанного с организацией перформансов, в развитие которого внес значительную лепту Герман Нитш).
Творчество Нитша тесно связано с венским акционизмом. Полвека назад, в 1957 году, он начал развивать свою идею постановки «Театра оргий и мистерий». При этом им была реализована концепция Gesamtkunstwerk, или синтеза искусств - живописи, архитектуры и музыки. В качестве отправного пункта им была взята греческая трагедия, а конечной целью было задумано вызвать у зрителей катарсис. Подобную фундаментальную эстетическую программу можно проследить в творчестве художника, который в каждом проекте делает попытку обратиться ко всем пяти органам чувств у зрителей и активных участников его перформансов.
Под влиянием идей и работ, восходящих к ташизму и абстрактному экспрессионизму, Герман Нитш в конце 1950-х - начале 1960-х годов посвятил себя живописи. Тогда же он начал демонстрировать «театрализованные живописные акции», т.е. создавать живописные произведения путем разбрызгивания краски. Сначала он просто выливал на холсты большого формата красную краску, а после 1961 года начал заменять ее кровью. По его словам, «красный цвет наиболее эффективен для привлечения внимания, поскольку он представляет собой одновременно и цвет жизни, и цвет смерти».
Начиная с 1971 года большинство перформансов «Театра оргий и мистерий» происходят в замке Принцендорф в Нижней Австрии, где живет и работает Герман Нитш. Сам художник - не только автор и композитор, но и актер своего театра. Его партитуры включают и тексты реплик или арий, и указания по представлению-перформансу, и, конечно, нотную запись музыкальных партий. Фантазия художника, которая находит проявление в подготовке и проведении в замке Принцендорф акций-перформансов, не ограничена практически ничем. Несмотря на широкую известность, официального признания со стороны театрального мира Герман Нитш дождался только в 2005 году, когда он был приглашен организовать 122-ю по счету акцию в венском «Бургтеатре» по случаю 50-й годовщины повторного открытия этого театра после Второй мировой войны.
В течение 1980-х годов все усилия Германа Нитша были направлены на создание «Театра оргий и мистерий». К живописи он вернулся только в середине прошлого десятилетия. По-прежнему он придает первостепенное значение исследованию феномена цвета. Однако в отличие от предшествующего периода активной живописной работы, когда символическое значение для него имел прежде всего красный цвет, теперь мастер обращается ко всему цветовому спектру. Ключевое место в его теории цвета занимают положения о «синестетическом отношении цвета к другим чувственным впечатлениям» и о «колористической гармонии». В полном соответствии с присущим художнику чувственным отношением к творчеству выстраиваемый им космос находит отражение в созданных колористических объектах (так называемых цветовых шкалах), а также в написанных им сочинениях по теории цвета.
С 1989 по 2003 год Герман Нитш преподавал в Академии живописи во Франкфурте, а также во многих летних школах и академиях. В 1984-1985 годах он был приглашенным профессором в Академии живописи в Гамбурге, а в 2004 году - в Театральном институте Венского университета. Его работы экспонировались на многочисленных престижных выставках, включая «Документа 5» (1972) и «Документа 7» (1982) в Касселе.
В организации нового музея партнером Германа Нитша выступил мэр Мистельбаха Кристиан Реш. Музей призван быть полифоническим по своему замыслу и по своей тематике. Во-первых, он дает новую жизнь старой неработающей фабрике, т.е. включен в производственный ландшафт. Во-вторых, он представляет собой феномен вторжения в этот ландшафт современной архитектуры. В-третьих, в Музее Германа Нитша - произведения всемирно известного художника, а значит, музей привлечет многочисленных туристов. Наконец, он окажется включенным в адекватный культурно-исторический контекст, став составной частью других музеев Вайнфиртеля, т.е. винного района (так называют центр виноделия - Нижнюю Австрию, где и расположен Мистельбах).
Музейный центр предоставляет своим посетителям возможность созерцания и концентрации. Не случайно архитекторы склонны называть его своего рода монастырем. В историческом плане он действительно представляет собой «промышленный монастырь», да и в своем настоящем виде вполне соответствует этому метафорическому выражению. Его большие залы почти не изменили свой стародавний облик. Они не «давят» на зрителя, а потому условия для экспонирования произведений искусства в такого рода помещениях, пожалуй, даже лучше, чем в каком-либо более современном, специально спроектированном и выстроенном музейном здании.
Музейное пространство открывается взору сразу по приезде в Мистельбах. Дорога от железнодорожной станции ведет вверх и проходит между двумя зданиями, которые не перестраивались. Пройдя между ними и очутившись на центральной площади музейного комплекса, можно войти в помещение с двумя выставочными залами, основным и боковым; предусмотрен еще один вход в него, крытый - на случай ненастной погоды. Оба зала были чрезвычайно эффектно использованы Нитшем во время церемонии открытия музея.
Особенно хорошее впечатление своим минималистским дизайном оставляет большой зал, в котором сохранен его «скелет» из стальных балок. Нитш справедливо отметил, что его работы лучше всего и целесообразнее всего представлять в помещении с голыми стенами и без всяких архитектурных излишеств. Особенностью зала является соответствие его естественному рельефу местности, перепадами уровней создающего подобие крипты. Подземная часть может быть использована для организации экспозиций некоторых произведений мастера.
Работы Германа Нитша многочисленны, ими вполне можно эффектно и эффективно заполнить любые, даже самые торжественные помещения, такие как Венские оперный театр и «Бургтеатр» или пражский замок Градчаны. Собранные в Музее Нитша произведения украсят собой интерьеры музейного центра в Мистельбахе. Там они раскроются перед зрителями во всем своем величии и значимости.