Волгоградский музей изобразительных искусств

Татьяна Додина

Рубрика: 
ЗОЛОТАЯ КАРТА РОССИИ
Номер журнала: 
#3 2005 (08)

Проект Золотая карта России

История Волгоградского музея изобразительных искусств началась весной 1960 года, когда Министерством культуры РСФСР был издан приказ о создании в Сталинграде художественного музея. Так через 25 лет после окончания Великой Отечественной войны в городе-герое вновь появился музей искусств. Он был создан стараниями наших художников практически на пустом месте, так как Сталинградская картинная галерея, открытая незадолго до войны, в 1938 году, сгорела во время жестоких бомбежек города в августе 1942 года.

Сохранившийся каталог галереи, изданный в 1941 году, невозможно перелистывать без боли. И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.А. Иванов, К.А. Коровин, И.К. Айвазовский, И.И. Левитан, В.Д. Поленов... Десятки имен известных мастеров отечественного искусства, сотни произведений, которые мы уже никогда не увидим.

Основу коллекции нового музея составили произведения, переданные из крупнейших музеев страны. Из Государственного Исторического музея поступил «Портрет Екатерины II» А.П. Антропова, «Женский портрет» В.А. Тропинина, «Вечеринка у приказчика» Л.И. Соломаткина, произведения народного искусства, гравюры. Государственный Русский музей передал скульптуры Е.А. Лансере, А.С. Голубкиной, К.Б. Растрелли, И.Я. Гинсбурга, Ф.И. Шубина, П.К. Клодта, пейзажи «Рябина» И.И. Шишкина и «Вид Иерусалима» М.Н. Воробьева, картины «В Крыму» К.А. Коровина и «На страже» А.А. Рылова, этюды А.И. Куинджи, В.Е. Маковского, рисунки и гравюры русских художников, фарфор, произведения народного искусства.

Переданные из Государственного Эрмитажа гипсовые слепки с античной скульптуры и картины голландских, немецких, французских, фламандских художников составили ядро будущего раздела зарубежного искусства.

Значительные поступления из Павловского дворца-музея дополнили экспозицию музея произведениями К.П. Брюллова, В.Д. Поленова, А.П. Боголюбова, Н.Г. Чернецова. Произведения И.К. Айвазовского, А.Г. Варнека, Н.А. Андреева, офорты В.А. Серова, рисунки Ф.А. Васильева, В.Э. Борисова-Мусатова передала в Сталинградский музей Государственная Третьяковская галерея. И еще сотни произведений поступили в музей из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея-усадьбы «Кусково», Государственного музея этнографии народов СССР, Государственного музея восточных культур, из фондов Министерства культуры РСФСР.

В 1963 году Волгоградский музей изобразительных искусств открылся для посетителей. Коллекция музея пополнялась в течении последующих лет. Произведения приобретались на выставках, в частных коллекциях, передавались из Министерства культуры. Многие произведения поступали в дар.

Так, в 1961 и 1965 годах от Давида Давидовича Бурлюка были получены четыре рисунка и два живописных произведения - «Цветы на берегу моря» и «Портрет Н. Черкасова» - позднего, зарубежного периода творчества художника, почти не представленного в отечественных собраниях.

В 1980 году по завещанию вдовы московского коллекционера К.Ф. Арнинга, Нины Александровны Арнинг-Зайцевой, уроженки города Царицына, в Волгоградский музей изобразительных искусств поступило 38 произведений русских и зарубежных художников. Благодаря этому щедрому дару музейная коллекция обрела произведения Ф.Я. Алексеева, Д. Доу, В.Е. Маковского, М.Ф. Ларионова, Н.К. Рериха, Ф.А. Малявина, К.И. Горбатова. После реставрации они вошли в постоянную экспозицию, дополнили и расширили уже имеющиеся разделы.

В 60-70-е годы Волгоградский музей организовал ряд выставок известных советских художников, в результате которых в коллекцию вошли замечательные полотна А.Н. Самохвалова, В.И. Иванова, П.П. Кончаловского, П.П. Оссовского и др.

Активное пополнение фондов, в том числе работами местных авторов, продолжается и в настоящее время. Общее число хранящихся в музее произведений превысило шесть тысяч.

С первых лет своего существования Волгоградский музей изобразительных искусств играл большую роль в культурной жизни города. Наряду с выставочной деятельностью он активно работает в области эстетического воспитания детей. В последние годы к традиционной детской аудитории прибавилась студенческая молодежь.

 

Собрание Ильи Машкова

Волгоградский музей изобразительных искусств представляет в проекте «Золотая карта России» собрание произведений Ильи Ивановича Машкова, художника, с именем которого связаны наши представления о смелом новаторстве русского искусства начала ХХ века и о великолепных натюрмортах ставших классикой отечественной живописи. Эта коллекция насчитывает 38 живописных и 60 графических произведений, охватывает четыре десятилетия и дает возможность проследить творческий путь Машкова от первых ученических работ до вершин мастерства.

В 1964 году, через год после открытия музея для публики, в него через Дирекцию художественных выставок и панорам были переданы натюрморт «Черешня» (1939) и «Натюрморт на синем фоне» (1930-е).

В 1967 году у вдовы художника Марьи Ивановны Машковой приобретен пейзаж «Новодевичий монастырь» (1912-1913). В начале 1970-х годов от нее же был получен целый ряд живописных и графических работ, в том числе такие шедевры, как «Портрет А.И. Мильмана» (1916-1917), «Крым. Парк в Алупке» (1923), «Степь. Репейник» (1933), ряд натюрмортов 1930-х годов. Они стали основой мемориального раздела творчества И. Машкова в нашей коллекции.

В 1976 году в Волгоградском музее изобразительных искусств состоялась выставка произведений И. Машкова, где наряду с музейными экспонировались и работы, хранившиеся в мастерской художника. После этого в музей поступили картины, созданные в 1930 году в станице Михайловской: «Колхозница с тыквами», «Девушка на табачной плантации», «Дворик в станице Михайловской».

В 1980-1981 годах были приобретены рисунки И. Машкова разных лет, а часть живописных и графических произведений передана М.И. Машковой в дар. Последнее крупное поступление произошло в 1984-1985 годах, после смерти М.И. Машковой.

У ее наследников музей купил натюрморты конца 1930-х годов и большое количество рисунков: портретная графика 1920-1930-х годов, штудии обнаженной натуры.

Собирая работы Ильи Машкова, мы проявили интерес ко всему наследию художника. Так в музее оказались не только произведения «михайловского» периода, но и не вызывавшие энтузиазма у коллекционеров тематические натюрморты, произведения так называемой «курортной» серии, картины и рисунки военных лет. Они представляют малоизвестные стороны наследия мастера, который широкой публике известен как один из основателей объединения «Бубновый валет».

Волгоградский музей изобразительных искусств не случайно обратился к И. Машкову, чья жизнь и творчество связаны с Москвой. Он родился в казачьей станице Михайловской, области Войска Донского, ныне Урюпинского района Волгоградской области. Уже в раннем возрасте у Машкова проявились способности к изобретательству и рисованию. Но ни станица Михайловская, ни провинциальные городки Филоново и Борисоглебск, где юный Илья Машков служил «мальчиком» в купеческих лавках, не могли способствовать его образованию и развитию.

Подлинной школой, где будущий художник осваивал основы профессиональной грамоты, стало Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда И. Машков поступил в 1900 году. Для него первые годы обучения были временем напряженного труда. Этот период представлен в коллекции Волгоградского музея небольшими пейзажными этюдами и рисунками, в основном натурщиков. Среди графических листов выделяется автопортрет, подписанный и датированный автором: «Въ одинъ сеансъ Мая 20 901 г. И. Машковъ».

Созданный в 1903-1904 годах «Портрет девочки» свидетельствует о значительных профессиональных достижениях Ильи Машкова. Однако судить о творческой индивидуальности И. Машкова пока еще трудно. Вместе с профессиональными навыками художник усвоил и сложившиеся в современном искусстве стереотипы и штампы, освободиться от которых он смог благодаря глубокому постижению традиций классического искусства.

Настоящий Машков, известный зрителям, исследователям, коллекционерам, мгновенно узнаваемый в любой музейной экспозиции, сложился как самобытный художник в первое десятилетие XX века.

В январе 1910 года Машков был исключен из Московского училища, а уже в декабре следующего года он становится организатором и активным участником открывшейся в Москве выставки «Бубновый валет». Период смелых творческих экспериментов и открытий мастера того времени представлен в коллекции Волгоградского музея пейзажем «Новодевичий монастырь». Знакомый московский вид преображается под темпераментной кистью художника. Он лепит объемы церквей и башен монастыря, деревьев, облаков, заставляя зрителя ощутить их весомость и материальность.

В 1916 году И. Машков пишет портрет своего ученика и молодого коллеги по «Бубновому валету» художника А.И. Мильмана. Эту работу отличает изысканность цветового решения и оригинальность композиции, сочетающей традиционную схему парадного портрета и дерзких кубистических приемов.

Творчество мастера в 1920-е годы представлено в музейной коллекции многочисленными живописными и графическими работами, среди которых особенно выделяются пейзажи, созданные летом 1923 года в местечке Островки, под Ленинградом, и в Алупке, в Крыму. Его влечет красота природы, ее разумная и упорядоченная организованность. Пейзажи объединяет чувство восхищения натурой, пластическим богатством форм, ландшафтным и климатическим разнообразием.

Пейзажи 1920-х годов демонстрируют, как меняется живописная система Машкова. На смену экспрессии приходит сплавленное многослойное письмо и мелкий мазок.

В 1925 году И. Машков становится членом художественного объединения АХРР на VII выставке которого он показал серию натюрмортов «Снедь московская», высоко оцененную А.В. Луначарским, отмечавшим: «Конечно, эта живопись без революционной темы, но вы чувствуете, что Машков приобрел то высокое мастерство непререкаемой реалистической убедительности и красочной звучности, которые необходимы для создания революционной картины. Я знаю, что Машков не хочет сразу взяться за нее. Он переходит к серии портретов революционных деятелей. Он хочет писать городские пейзажи, социально значительные; но я верю, что Машков даст нам настоящую революционную картину. Конечно, расстояние до нее от победного винограда и кренделей Машкова с VII выставки еще большое, но и силы у художника чрезвычайно много, и сознание именно этой цели - революционной картины - в нем крепко, и подготовительная работа его дает не какие-то леса и подпорки, а тоже шедевры в своем роде».

Машков искренне стремился написать «настоящую революционную картину». В поисках новых тем в 1920-1930-е годы он совершает поездки в Крым и на Кавказ, пишет жизнерадостные сцены отдыха трудящихся («Ливадийский крестьянский курорт»), виды Артека («Сентябрьское утро в Артеке»). Эти произведения трудно отнести к большим творческим достижениям, но и в них Машков остается настоящим мастером. Он живо и непосредственно изображает сцены курортного быта, уделяя особое внимание проблемам освещения и передаче световоздушной среды.

В эти годы художник создает галерею графических портретов, лаконичных и точных, как документы. Он снабжает многие рисунки подробными биографическими надписями. Было бы несправедливо отодвигать подобные работы И. Машкова на периферию его творческой деятельности. В них есть и подлинное мастерство, и искренний интерес автора к своим моделям.

Собрание графических произведений Ильи Машкова в Волгоградском музее представляет еще одну любимую сферу творчества художника - обнаженную натуру. К ней он обращался постоянно на протяжении всей своей жизни, но характер рисунков в разные годы менялся. Большинство из них создано в 1920-е годы, а часть - на рубеже 1910-1920-х годов. Образы мастера поражают своей мощью, силой и жизненной убедительностью.

В июле 1930 года И. Машков приезжает на родину, в станицу Михайловскую. Для Машкова эта поездка стала началом большой работы по культурному строительству в родной станице. При его участии создается изокружок, где местная молодежь занималась рисованием. В сентябре художник организовал для своих земляков выставку работ, созданных за время пребывания в станице. Это было первое знакомство ее жителей с профессиональным искусством.

Тогда же у Машкова формируется план создания в Михайловской образцового Дома социалистической культуры (ДСК), и художник со свойственной ему энергией и страстью воплощает свою идею в жизнь.

В последующие годы связь с родной станицей не прерывалась. Он ежегодно приезжал в Михайловскую, жил здесь месяцами, постоянно заботился о ДСК. Сохранившиеся многочисленные документы свидетельствуют о грандиозности его замыслов. Он мечтал о преобразовании станицы Михайловской в образцовый агрогородок, а ДСК - в своеобразный культурный и просветительный центр.

В черновых записях Машкова перечисляются в качестве составляющих ДСК не только кружки, студии, кинотеатр и библиотека, но и краеведческий музей, агрокомбинат, колхозный университет, техническая станция, радиоузел, газета ДСК, парк культуры со стадионом, водной станцией и парашютной вышкой, ботанический сад, дом отдыха для колхозников, опытные станции и поля и многое другое. Художник хотел, чтобы его земляки жили в прекрасном гармоничном мире, и отдал воплощению своей мечты много сил и энергии.

Наряду с архивными документами, рассказывающими о деятельности И. Машкова в родной станице, в Волгоградском музее хранятся и произведения, написанные в Михайловской. Уже в свой первый приезд в станицу живописец создает картину «Колхозница с тыквами». Моделью для этой работы стала Фекла Мироновна Станькова, жительница станицы Михайловской, однако здесь, как и в другой работе - «Девушка на табачной плантации», - художник стремится к обобщению образов, передаче физического и духовного здоровья своих героинь, их неразрывной связи с родной землей. Машков пишет виды станицы, точно передавая особенности ландшафта. Его пейзажи пронизаны солнцем, в них чувствуется дыхание степных просторов и удивительная умиротворенность.

Самым значительным произведением И. Машкова «михайловского» периода стал «Групповой портрет красных партизан А.Е., И.А. и А.А. Торшиных», картины неординарной, вызвавшей споры. По жанровой классификации это типичный парадный портрет, но не по парадному искренний, живой, тесно связанный с народным мировосприятием. Произведения такого плана не единичны в творчестве художника тех лет. Несколько ранее им написан «Портрет партизана А.Е. Торшина», а также ряд других полотен, в том числе и «Пионерка с горном» из Волгоградского музея. Парадные портреты - это еще одна попытка выполнить социальный заказ, не выходя за пределы привычных жанров.

Машков пытается внести идейное революционное содержание и в натюрморт. Так появляются тематические натюрморты «Привет XVII съезду ВКП(б)» и «Советские хлебы». В них все сегодня вызывает ощущение шока: обилие предметов, заполняющих пространство картины, строгая симметрия композиции и, наконец, сами «герои» натюрмортов. В первом - бюсты классиков марксизма-ленинизма среди гигантских маков, пышных розанов и трогательных маргариток, во втором - всевозможные хлебобулочные и кондитерские изделия, многие из которых, включая герб СССР были выпечены по специальному заказу самого художника. Однако эти натюрморты столь же органичны для творчества мастера, как и его ранние работы. Гипертрофированные размеры и наивное стремление подать все красиво и вкусно идут от народных корней, от провинциальной вывески и наивной декоративной живописи. Но тематические натюрморты живописца принадлежат другой эпохе и представляют типичные памятники времени «индустриального социализма». В уже цитировавшейся статье А.В. Луначарский критикует творчество молодых художников общества «Бытие», непосредственное отношение к которому имел Илья Машков: «Разве нельзя развивать свою технику на сюжетах более интересных, чем куча вываленных на стол еще стариком Сезанном яблок? ...Почему молодой художник изображает себя с какой-то вазочкой в руках, а не серьезного работника революции, любовно разбирающего и чистящего свой верный маузер? Ведь это было бы соединением психологически занятного лица с любопытнейшим натюрмортом. Всякий технический этюд можно связать с революцией».

Истинным мастером натюрморта И. Машков предстает там, где чувственная природа его таланта не сдерживается идеологическими задачами. Произведения этого жанра из коллекции Волгоградского музея тому подтверждение. Все они созданы во второй половине 1930-х годов и относятся к так называемому абрамцевскому периоду, когда художник подолгу жил на даче под Москвой. Там он писал традиционные натюрморты: букеты цветов, фрукты, не переставая удивлять своим мастерством в передаче световоздушной среды, цвета, объема, фактуры предметов.

В 1939 году в Москве открылась Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, которая поразила Машкова необыкновенным обилием разнообразных плодов, их размерами и красками. Под этим впечатлением он создает натюрморт «Фрукты сельскохозяйственной выставки». Однако за парадной витриной социализма художник увидел не внешний пафос, а величие труда и щедрое плодородие земли.

В годы Великой Отечественной войны И. Машков работал в Первом Московском коммунистическом госпитале. Он задумывает тематическую картину «В Эвакогоспитале», создает серию живописных и графических портретов раненых и врачей. В этих работах точно передано настроение суровых военных будней. Названные произведения завершают творческий путь художника. Он умер в 1944 году.

Все, созданное Ильей Ивановичем Машковым, стало неотъемлемой частью мирового художественного наследия, о чем свидетельствует и уникальная коллекция его произведений, представленная в музее города, ставшего символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Иллюстрации
В.Е. МАКОВСКИЙ. Девушка с ягодами. 1873. Фрагмент
В.Е. МАКОВСКИЙ. Девушка с ягодами. 1873
Xолст, масло. 68 х 45,5. Фрагмент
А.К. САВРАСОВ. Распутица. 1894
А.К. САВРАСОВ. Распутица. 1894
Холст, масло. 62,5 × 79,5
М.Н. ВОРОБЬЕВ. Иерусалим. 1849
М.Н. ВОРОБЬЕВ. Иерусалим. 1849
Xолст, масло. 83 × 133
П.П. КОНЧАЛОВСКИЙ. Окно. Балаклава. 1929
П.П. КОНЧАЛОВСКИЙ. Окно. Балаклава. 1929
Холст, масло. 107 х 90,5
В.Е. ПОПКОВ. Майский праздник. 1972
В.Е. ПОПКОВ. Майский праздник. 1972
Холст, масло, темпера. 140 × 190
А.А. ПЛАСТОВ. Девочка в синем платке. 1963. Фрагмент
А.А. ПЛАСТОВ. Девочка в синем платке. 1963
Картон, масло. Фрагмент
Новодевичий монастырь. 1912–1913
Новодевичий монастырь. 1912–1913
Xолст, масло. 93 × 120
Портрет художника А.И.Мильмана. 1916–1917
Портрет художника А.И.Мильмана. 1916–1917
Xолст, масло. 167,5 × 142,5
Дворик в станице Михайловской. 1930
Дворик в станице Михайловской. 1930
Xолст, масло. 94 × 130
Степь. Репейник. 1933
Степь. Репейник. 1933
Холст, масло. 84 × 62,5
Крым. Парк в Алупке. 1923
Крым. Парк в Алупке. 1923
Холст, масло. 56 × 77
Колхозница с тыквами. 1930
Колхозница с тыквами. 1930
Xолст, масло. 120 × 97,5
Советские хлебы. 1936
Советские хлебы. 1936
Xолст, масло. 150 × 180
Пестрый букет на темном фоне. 1936
Пестрый букет на темном фоне. 1936
Xолст, масло. 86,5 × 69, 5
Девушка на табачной плантации. 1930
Девушка на табачной плантации. 1930
Xолст, масло. 107,5 × 80,5

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play