"Жизненный путь". Выставка произведений Владимира Галатенко (1949-2021) в Российской академии художеств

В.И. Галатенко (1949-2021). Большой Дворец искусств
В.И. Галатенко (1949-2021). Большой Дворец искусств

Выставка открыта для посещения: 14 -23 января 2022 года
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)
Торжественное открытие выставки - 13 января 2022 года в 17:00
Вход в здание музея возможен только при предъявлении QR-кода, а также документа, удостоверяющего личность.

Российская академия художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ, члена-корреспондента РАХ Владимира Ивановича Галатенко (1949 – 2021) «Жизненный путь». Экспозицию составят около пятидесяти живописных и графических работ разных лет.

«Владимир Галатенко – типичный романтик, склонный не столько фиксировать различные состояния природы, сколько преображать и обобщать их в собственных лирических переживаниях. Его картины – продуманные, сложносоставные – можно условно назвать «видениями». Это своего рода живописный идеализм, погружающий нас в плавно и почти незаметно для глаза перетекающие цвета и формы, в световую и тоновую среду… В своих лучших вещах он остается поэтом цвета и света».

В.И. Галатенко родился в 1949 году в Лиманском районе Астраханской области. В 1972 году окончил Астраханское художественное училище, в 1983 – факультет прикладного искусства Московского текстильного института имени А.Н. Косыгина. Он участник свыше ста московских и международных выставок, автор художественного оформления павильонов ВДНХ, церемонии открытия и закрытия XXII Летних Олимпийских игр. Как художник-иллюстратор сотрудничал с журналами «Юность», «Сельская новь», «Московский журнал», являлся членом Редакционного совета и главным художником международного литературного альманаха «Человек на Земле», иллюстрировал десятки российских и зарубежных книжных изданий. В.И. Галатенко часто путешествовал, создавая многочисленные обширные циклы произведений, отличающихся утонченной фантазией и декоративностью. Пейзажные образы Астраханской области, Карелии, Сибири, Сахалина, Москвы и Подмосковья, Тбилиси, виды западноевропейских городов Гётеборга, Трира, Парижа передают уникальность авторского мироощущения.

В.И. Галатенко (1949-2021). Мамин двор
В.И. Галатенко (1949-2021). Мамин двор

Исследователи отмечают, что главным достижением художника стало создание степного астраханского пейзажа как типа. «Я родился в степи, на железнодорожном полустанке. Летом сорок градусов жары – норма, обыденность. В июне степь выгорала, становилась однородной, безликой. Зато весной, в апреле, на Пасху – буйство дивных в своей простодушной красоте трав. Поля крохотных белых и желтых степных тюльпанчиков, алых маков. Цветут дикие ирисы, бело-розовые вьюнки в тени обочин, в кустах полыни полыхают разноцветными огоньками так называемые лампадочки. Это сказочное богатство, ускользающее на глазах, характерную мимолетность хотелось запечатлеть. Если не зарисуешь – бесследно исчезнут», - вспоминал художник в интервью Т. Шехановой.

Видения цветов – детей богини Флоры – занимают важное место в творчестве художника как зримое явление красоты, загадочности и постоянного обновления земного бытия. Владимир Галатенко находит изысканное равновесие между точностью исследователя и поэзией живописца. Благородство художественного языка особенно явно в разработке темы Прекрасной Дамы как целостности внешнего и внутреннего совершенства.

Большое значение для творчества художника имел графический цикл интерьеров и пейзажей музея-усадьбы А.П. Чехова «Мелихово». В этих листах Галатенко находит особенно выразительное сочетание поэтического восприятия и лаконичности пластического решения. Художник выходит за рамки прямой изобразительности. Образы экспозиции музея, созданные им, передают живой дух чеховской усадьбы.

В последние годы художник обращался к событиям военного времени. В картине «Памяти моей мамы» изображена простая русская женщина, утомленная прозаичным, тяжелым, но незаменимым трудом на железной дороге. Лишенное пафоса полотно преисполнено суровой героики, что подчеркивает цветовая ограниченность палитры и лаконичность рисунка. Владимир Галатенко предполагал создать целую серию произведений о тружениках тыла в годы Великой Отечественной войны.

Ощущая живое биение жизни и постоянную связь с малой и великой Родиной, художник передал часть своих работ для создания в родном селе Яндыки музейно-выставочного центра – филиала Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, сотрудничал с Всероссийским общественным благотворительным Фондом Алексея Фатьянова, с «Национальным АРТийским движением России», с Тюменским региональным общественным Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», с Фондом поддержки культуры, народных промыслов и ремесел «Возвращение к истокам» в Нижегородской области.

В знак признания заслуг перед отечественной культурой В. Галатенко удостоен медали Российской Академии художеств (2019). Его имя внесено в энциклопедию «Художники детской книги СССР. 1945-1991», в Европейскую энциклопедию «Художники всех времен и народов» (т. 57, Мюнхен-Лейпциг, 2008). Творчество В.И. Галатенко занимает достойное место в пространстве российского изобразительного искусства.

Материал подготовлен на основе статьи Вильяма Мейланда

Источник: сайт Российской академии художеств

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play