Выставка «Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина» | Государственный музей А.С. Пушкина

Выставка «Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина»

Выставка «Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина»
К 350-летию со дня рождения Петра Великого

1 октября - 27 ноября 2022 года
Государственный музей А.С. Пушкина -«Мезонин», ул. Пречистенка, 12/2

В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения Петра I – российского императора, за годы своего правления радикально изменившего международный, политический, экономический, социальный и культурный облик страны. Выставочный проект, подготовленный Государственным музеем А.С. Пушкина, приурочен к этой знаменательной дате.

Петровская тема была центральной почти во всей русской литературе XVIII века. Поэты последующих поколений не раз обращались к фигуре царя-просветителя. Пушкин не был исключением. Начиная со «Стансов» 1826 года образ Петра I прочно вошел в его поэзию. Впоследствии в поэмах «Полтава» и «Медный всадник», в романе «Арап Петра Великого» и ряде стихотворений Пушкин создал незабываемый образ Петра I как «вечного работника на троне», человека, который «прорубил окно в Европу» и принес в Россию европейское просвещение. В последние годы жизни поэт работал над «Историей Петра», оставшейся незавершенной.

Выставка «Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина»
Рудаков К.И. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Полтава». Бой. 1946
Бумага, соус, акварель. 25,3 х 36,7

Первый раздел экспозиции посвящен историко-героической поэме «Полтава». Приступая к работе над ней, А.С. Пушкин изучал печатные источники того времени, посвященные правлению Петра I: «Историю Малой России» Д.Н. Бантыша-Каменского, «Деяния Петра Великого» И.И. Голикова, «Историю Российской империи при Петре Великом» Вольтера и другие. Ему были знакомы поэма Байрона «Мазепа» и повесть Е. Аладьина «Кочубей». В начале 1824 года он предпринял с И.П. Липранди поездку из Одессы в Бендеры с целью отыскать следы лагеря Карла II и могилу гетмана Мазепы. А в 1825 году с сочувствием встретил «Войнаровского» К.Ф. Рылеева. В «Полтаве» Пушкин предложил собственную историческую концепцию той далекой эпохи, свое понимание характеров Петра I, Карла XII, Мазепы и Кочубея, осмысление их деятельности для будущего «северной державы». В глазах поэта Петр I был воплощением прогрессивного начала, творцом новой, возрожденной России – просвещенной, мощной и единой страны. Особое значение поэт придавал полтавской победе Петра, давшей возможность создать могучую российскую государственность.

Опубликованная весной 1829 года, поэма вызвала ожесточенные споры, главным образом касавшиеся вопросов исторической точности характеров и психологической достоверности любовной коллизии – любви Марии к Мазепе. Одни утверждали, что подлинные события противоречат вымышленным характерам; другие настаивали на полной историчности поэмы; третьи считали, что «прелесть целого» допускает некоторые «отступления от истины». Однако гораздо значительнее фактической точности был художественный историзм «Полтавы» – наличие в ней образов-характеров, обусловленных Петровской эпохой и ее в себе олицетворяющих.

Второй раздел экспозиции составили материалы, связанные с романом «Арап Петра Великого». Пушкин работал над ним в Михайловском летом 1827 года. Еще до создания «Полтавы» поэт задумал дать картину Петровского времени в «семейном» историческом романе о своем знаменитом предке. Прообразом главного героя, Ибрагима, послужил прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал, один из сподвижников Петра I, чья необычайно сложная биография с юности привлекала внимание Пушкина. Роман, главная сюжетная линия которого развивается на фоне широкого историко-бытового повествования, давал возможность представить и Петровскую эпоху, и самого Петра – как центральную историческую личность, «героя полтавского, могучего и грозного преобразователя России». Отдельные главы, напечатанные в «Северных цветах на 1829 год» и «Литературной газете» в 1830 году, были благосклонно встречены критикой. Однако к моменту их публикации Пушкин уже отказался от продолжения: он ставил перед собой задачу показать бурную Петровскую эпоху, а последние годы жизни «властелина судьбы» не давали материала для изображения борьбы царя с противниками его реформ. Как целостное произведение роман впервые был напечатан после смерти Пушкина в журнале «Современник», в 1837 году, под заглавием, данным издателями – «Арап Петра Великого». О том, что текст остался незавершенным, в один голос сожалели все читатели. По словам современника, было «видно, что Пушкин изучал много век Петра и готовил материалы для того, чтобы со временем начертать большую и полную картину».

Выставка «Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина»
Иткин А.З. Иллюстрация к сборнику «А.С. Пушкин. Проза». Арап Петра великого. Петр I и Ибрагим. 2008
Бумага, тушь, перо. 13 х 10

Завершающий раздел экспозиции посвящен «петербургской повести» «Медный всадник», написанной в октябре 1833 года в Болдине. Рукопись была передана Пушкиным Николаю I, в 1826 году вызвавшемуся быть цензором поэта, и возвращена ему с многочисленными замечаниями. Формально поэма не была запрещена, но от переделки и приспособления ее к печати поэт решительно отказался. Вступление к «Медному всаднику» под заглавием «Петербург. Отрывок из поэмы» увидело свет в 1834 году в «Библиотеке для чтения», однако прошло незамеченным и не вызвало никаких откликов, оставшись единственным фрагментом «петербургской повести», опубликованным при жизни Пушкина. Полностью «Медный всадник» появился в печати после смерти поэта, в пятом томе «Современника», и был восторженно встречен читателями, одновременно вызвав истолкования самого различного рода. Утверждая за художественными образами Северной столицы и Медного всадника новое значение, в своей поэме Пушкин раскрывал проблему исторической роли Петра, значение той ломки, которой подверглась Россия в ходе петровских реформ, когда для страны закончился старый – Московский – период и начался период Петербургский. За простым сюжетом чувствовались широкие обобщения исторического порядка. Вступление к поэме звучало гимном городу, который выступал как «победа Петра над стихией». Памятник Петру I – Медный всадник – воспринимался как символ возрожденной России, «нового русского государства в его поступательном развитии». Однако гибель «маленького человека» не давала забыть об «исторической безжалостности преобразовательской деятельности Петра I» и становилась «страшным упреком всему делу преобразователя».

Выставка «Образ Петра I в творчестве А.С. Пушкина»
Бунин П.Л. Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Погоня. 1962
Бумага, тушь, кисть. 56,3 х 82,0

Тема Петра была одной из ведущих тем творчества Пушкина и с годами наполнялась все более сложным идейно-философским содержанием. Проблематика отношений между государством и личностью, самодержавной властью и «маленьким человеком», размышления о путях русского исторического развития, о судьбах страны, нации, народа оказались в центре поэмы «Полтава», романа «Арап Петра Великого» и «петербургской повести» «Медный всадник».

На выставке представлены редкие книжные издания XIX века – первые публикации произведений А.С. Пушкина, посвященных Петру I, живописные и графические портреты царя-реформатора и его современников – сподвижников и политических противников, изображения грандиозных сражений той далекой эпохи, иллюстрации художников ХХ столетия, предметы декоративно-прикладного искусства и рукописные материалы.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play