Выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» | Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея запускает специальный проект T Lates
В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884 - 1887. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент.

Министерство культуры Российской Федерации
Государственная Третьяковская галерея

Выставка-маршрут «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова»

Выставка открыта с 16 сентября 2021 по 13 марта 2022
Лаврушинский переулок, 10

Состав выставки: 20 экспонатов
Куратор: Татьяна Юденкова

К 165-летнему юбилею со дня своего основания Третьяковская галерея подготовила яркий и неожиданный для большинства зрителей проект — выставку-маршрут «Отвергнутые шедевры…», который проложен по постоянной экспозиции в историческом здании музея в Лаврушинском переулке.

Выставка предлагает посетителям пройти по залам классического искусства Галереи и увидеть самые неоднозначные, острые и обсуждаемые в России во второй половине XIX – начале XX века произведения, которые нашими современниками воспринимаются как хрестоматийные шедевры. Сегодня трудно поверить, что эти картины когда-то были опальными и гонимыми, что вокруг них не утихали дискуссии. Со временем градус полемики снизился, острота проблематики ушла в прошлое и забылась. И те работы, которые когда-то возмущали публику, сегодня стали привычными и всеми любимыми.

Из 20 полотен, включенных в состав проекта, 15 были куплены самим Третьяковым. Три картины по разным причинам он не приобрел, две были созданы и приобретены уже после его смерти Советом Галереи, который продолжил политику коллекционера.

Маршрут выставки начинается в 16 зале и на всем его протяжении возле экспонатов расположены специальные стойки с информацией о том, почему тот или иной шедевр был отвергнут современниками. На них же размещены QR-коды с более подробной историей о каждом произведении.

Включенные в состав маршрута произведения отмечают высшие достижения отечественного искусства – столетий. Значительная часть этих работ была приобретена Третьяковым именно в тот момент, когда большинство их не принимало и критиковало. В этом смысле факт покупки картин демонстрирует верность поставленной цели, удивительное художественное чутье и смелость коллекционера, воспринимается как своего рода вызов московского купца обществу, прежде всего чиновничьему Петербургу. Среди отобранных для экспозиции картин такие шедевры, как «Боярыня Морозова» (1887) В.И. Сурикова, «Сельский крестный ход на Пасху» (1861) В.Г. Перова, «Неизвестная» (1883) И.Н. Крамского, «Березовая роща» (1879) А.И. Куинджи.

Идея проекта — показать, как были встречены современниками избранные полотна и как менялись эстетические представления и предпочтения публики на протяжении ста с лишним лет, сколь разнообразно и неоднозначно может быть истолкование той или иной картины критиками, писателями, общественными деятелями. В момент появления на публике, оказавшись в орбите обсуждений профессионального сообщества, произведения вызывали не только споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до запрета цензурой на экспонирование, снятия с выставки и изъятия из каталога. Атмосфера идейных и эстетических разногласий во второй половине XIX века, взаимоисключающих высказываний ранила живописцев, вносила смуту в отношения между единомышленниками, создавала ситуацию противостояния в искусстве и делила участников художественного процесса на вражеские лагеря, отражая поляризацию критической мысли.

Подзаголовок проекта «Вызов Павла Третьякова» выбран неслучайно. Мы привыкли воспринимать основателя Третьяковской галереи как щедрого благотворителя, просвещенного мецената, подарившего городу свою коллекцию, как человека законопослушного, дисциплинированного, лояльного властям, очень осторожного и осмотрительного. В самом деле, сделав свое собрание общедоступным, он вынужден был опасаться цензурных запретов, поэтому исполнял их неукоснительно, заботился в первую очередь о музее, его благополучии, о том, чтобы он был открыт публике ежедневно.

Выбор произведений всякий раз был связан с мировоззренческой платформой Третьякова, с тем комплексом представлений, которыми он руководствовался всю свою жизнь.

Павел Михайлович принимал решения обдуманно, порой вопреки общественному мнению. Он демонстрировал проницательность, безупречный эстетический вкус и непреклонность при отстаивании своей точки зрения. Таким образом меценат оказывал нравственную и финансовую поддержку художникам.

Картины, включенные в проект, представляют не столько разрозненную группу изначально отвергнутых картин, сколько ядро коллекции П.М. Третьякова, выявляют важные тенденции эпохи. Они отражают поиск ответов на животрепещущие вопросы времени, демонстрируют эволюцию русского искусства в сторону его самоопределения, преодоления «чужеземных» влияний, поиска национальных прототипов и пластических формул художественного самосознания второй половины – начала века. Картины, включенные в состав выставки-маршрута, уже много десятилетий неотделимы от образа Третьяковской галереи и русского искусства в целом.

Спонсором выставочного проекта выступил ПАО «ГМК «Норильский никель».

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play