Выставка «Художники-шестидесятники» открывается в Государственном музее А.С. Пушкина
16 февраля в своих «Выставочных залах на Арбате» Государственный музей А.С. Пушкина открывает выставку живописного наследия известных советских, российских художников Николая Андронова (1929–1998) и Наталии Егоршиной (1926–2010).
Н. Егоршина. Портрет Николая Андронова. 1957
Холст, масло
Николай Андронов и Наталия Егоршина. ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ
17 февраля - 12 марта 2023 года
Выставочные залы ГМП на Арбате
ул. Арбат, 55/32 (ст.м. «Смоленская»)
Выставка представляет имена и живописное наследие двух талантливых, самобытных русских художников второй половины XХ века. Мастера станковой живописи – Николай Андронов и Наталия Егоршина относятся к знаменитому поколению «шестидесятников». Однако художники были единомышленниками и союзниками не только в творчестве, но и в жизни. Они полюбили друг друга и поженились, будучи ещё студентами Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. И прожили вместе почти полвека! Рука об руку прошли долгий и достойный путь в искусстве. При этом у каждого он был свой.
Проследить эти пути поможет ретроспективная выставка произведений Николая Андронова и Наталии Егоршиной. Зрители увидят работы разных периодов – практически весь творческий путь живописцев, с начала 1960-х годов и до конца их жизни.
Николай Андронов и Наталия Егоршина были одними из тех, кто так дерзко, по-революционному заявили о себе в живописи во времена «оттепели», бросив настоящий вызов «старому» искусству, нарочитому пафосу и идеализированным образам советского соцреализма.
Николай Андронов известен как один из основоположников, так называемого, «сурового стиля», который ярко проявился в отечественном искусстве в конце 1950 – начале 1960-х годов, но просуществовал всего несколько лет (дальше художники пошли каждый своей дорогой). Мастера этого стиля ушли от романтики соцреализма и воспевали в полотнах героику трудовых и сельских будней, каждодневный труд людей суровых профессий. Их строгий и лаконичный живописный язык, с неяркой палитрой, резкими, контрастными мазками и намеренно будничными, совсем не парадными сюжетами, как, например, в картине Андронова «Плотогоны» или Павла Никонова «Геологи», воспринимался остро критически в официальных художественных кругах.
Н. Андронов. Воспоминание. 1997
Холст, масло
В подобной ситуации живописцы нередко стремились обрести благоприятную духовную и природную среду. Для Андронова такой средой стало вологодское село Ферапонтово, знаменитое древним монастырем и храмом, сохранившим уникальные фрески древнерусского иконописца Дионисия, созданные в начале XVI века.
Художник влюбился в этот северный край и его жителей. Знакомство с селами и монастырями, погружение в мир особенных красок фресковой живописи внесло в творчество Николая Андронова глубокую духовную созерцательность и поиски внутренней, неброской, но истиной красоты и гармонии.
Обосновавшись в Ферапонтово, живописец был всерьёз увлечен разгадкой особой палитры и качества «вечных» красок Дионисия. Он искал и находил в этих местах самые чистые по цвету камни, растирал их, как делал это сам Дионисий, добавлял на палитру, пытаясь добиться искомой чистоты контраста при скромности звучания неярких оттенков. И это ему в избытке удалось, о чем свидетельствуют представленные на выставке работы.
Наталия Егоршина была постоянной спутницей и соратницей своего мужа. Много лет работала с ним в одних мастерских. Тем не менее, она всегда умела сохранять свою самостоятельность, поэтому ее художественная манера неизменно оставалась индивидуальной.
В своих произведениях Наталия Егоршина смело отказывалась от лишних деталей, сохраняя при этом конструктивность полотен посредством гармонизации колорита, соотнесённости одного цвета с другим, удачной компоновки причудливо окрашенных поверхностей холста.
Н. Егоршина. Портрет Н.И. Андронова 1995
Холст, масло
Мотивы её живописи вполне традиционны: среднерусский или северный пейзаж, портрет мужа или дочери в интерьере, автопортрет и другие, внешне незамысловатые, сюжеты, решенные, однако, изысканно и темпераментно.
В непосредственности жеста, всегда присутствующего в живописи Егоршиной, зримо чувствуется импрессионистическое мироощущение, основанное на понимании драгоценности каждого запечатленного мига бытия.
В целом, настоящая ретроспективная выставка творчества Николая Андронова и Наталии Егоршиной сможет вновь привлечь заслуженное внимание зрителей к этим, бесспорно, достойным и выдающимся фигурам в отечественном искусстве второй половины ХХ века.
Николай Иванович Андронов (1929–1998)
Родился 30 апреля 1929 в Москве. В 1948 окончил Московскую среднюю художественную школу и поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде.
В 1952 женился на Наталии Алексеевне Егоршиной.
В 1952 переехал в Москву и в 1954 окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова.
С 1951 постоянный участник многочисленных отечественных и зарубежных выставок.
С 1954 по 1956 жил и работал в Куйбышеве. С 1956 жил и работал в Москве.
В 1958 вступил в Союз художников СССР.
С начала 1960-х – творческие поездки в Сибирь, на Северную Двину и другие регионы.
В 1960 вступил в секцию монументальной живописи Московской организации Союза художников РСФСР, начал работать в области монументального искусства.
С 1961 участник выставок группы девяти (восьми) совместно с Н.А. Егоршиной, В.Г. Вейсбергом, М.В. Ивановым, К.А. Мордовиным, П.Ф. Никоновым, М.Ф. Никоновым, М.В. Фаворской, Л.Л. Берлиным.
С 1963 совершал творческие поездки в Вологодскую область, в Ферапонтово, где жил и работал в деревне.
В 1978 присвоено звание Заслуженного художника РСФСР. В 1979 присуждена Государственная премия СССР за мозаичные работы в здании газеты «Известия» (совместно с А.В. Васнецовым). В 1991 избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств, с 1997 – действительный член РАХ.
В 1992 начал преподавать в Московском академическом художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1996 присвоено звание профессора и звание Народного художника России.
Скончался 10 ноября 1998 в Москве, похоронен на Немецком кладбище.
Наталия Алексеевна Егоршина (1926–2010)
Родилась 28 декабря 1926 в Куйбышеве. Окончила среднюю школу с золотой медалью. В 1947–1953 училась на живописном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде.
В 1952 стала женой Николая Ивановича Андронова.
В 1953 окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, переехала в Москву. С 1954 по 1956 жила и работала в Куйбышеве. С 1955 начала участвовать в выставках в Куйбышеве, Москве, Ленинграде, в других городах СССР и за рубежом.
С 1956 жила и работала в Москве. В 1960 была принята в секцию декоративно-прикладного искусства Московского союза художников РСФСР. С 1960 много работала в керамике.
С 1961 участник выставок группы девяти (восьми) совместно с Н.И. Андроновым, М.В. Ивановым, В.Г. Вейсбергом, К.А. Мордовиным, П.Ф. Никоновым, М.Ф. Никоновым, Б.Г. Биргером, М.В. Фаворской, Л.Л. Берлиным в Москве и Ленинграде.
В 1961 вступила в Союз художников СССР. С 1963 вместе с мужем периодически совершала творческие поездки в Вологодскую область, в Ферапонтово.
В 1973 перешла из секции декоративно-прикладного искусства в секцию монументального искусства Московского союза художников РСФСР. С 1973 работала в области монументального искусства. В 2001 избрана членом-корреспондентом Российской Академии художеств.
Скончалась 6 февраля 2010 в Москве. Похоронена на Немецком кладбище.
Произведения художников хранятся в Государственной Третьяковской галереи, Государственном Русском музее, Музее-усадьбе Абрамцево, Вологодской картинной галерее, Кирилло-Белозёрском музее-заповеднике и многих других художественных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.