Выставка «Её Величество Ваза» в выставочном зале Оранжереи Тверского императорского дворца

Выставка

«Её Величество Ваза»

Вазы и кашпо заводов Товарищества М.С. Кузнецова
конца XIX – начала XX века из собрания
Тверской областной картинной галереи

Её Величество Ваза

…Пустынный зал. Витрины. Свет и мгла
Здесь борются, как боги Зороастра.
Стремится к своду лёгкая пилястра.
Брожу одна, и к вазе подошла.
Как ты чиста! Влюблённую мечтою ловлю мечту прозрачную твою.
Ты чутко спишь. Ты ждешь неутомимо…
Всегда одна. Часы проходят мимо…

Людмила Вилькина

В выставочном зале Оранжереи Тверского императорского дворца, открывшейся после долгожданной  реставрации, начинает свою работу выставка «Её Величество Ваза». Это важное событие для картинной галереи, которая в 2021 году отмечает 155-летие своей коллекции, известной далеко за пределами нашей страны. В экспозицию вошли превосходные памятники декоративно-прикладного искусства, созданные на заводах Товарищества М.С. Кузнецова.

Этот вернисаж – первый в цикле музейных проектов, которым мы открываем для посетителей новые выставочные пространства, расположенные в историческом здании Оранжереи. Здесь представлены уникальные образцы художественного фаянса рубежа XIX–XX веков, многие из которых сохранились в единственном экземпляре, а некоторые экспонируются впервые.  Тема выставки перекликается с назначением самой Оранжереи и воссозданным дворцовым садом, которые органично дополняют друг друга и являются неотъемлемой частью ансамбля Тверского императорского дворца. Разнообразные вазы и кашпо, выполненные на высоком художественном уровне, необыкновенный по красоте ландшафт сада за окном, профессионально подобранные растения и цветы в оранжерейном зале гармонично дополняют друг друга. Их единство образует симфонию безупречных творений природы и безграничного человеческого таланта архитекторов, садовников, ландшафтников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

В экспозиции представлено более пятидесяти произведений, и это лишь небольшая часть богатой коллекции Ассортиментного кабинета Тверской фабрики Товарищества М.С. Кузнецова. Среди российских музеев коллекция изделий кузнецовского фарфора и фаянса Тверской областной картинной галереи считается наиболее полной и разнообразной.

Выставка посвящена одному из древнейших сосудов на земле, созданных человеком, – вазе. В зависимости от  назначения вазы и специфики исторического развития стилистических направлений её функции и формы варьировались в разные эпохи.  Наиболее популярными можно назвать вазы-чаши, вазы-светильники и ароматники, вазы для фруктов и десертов. Но основным предназначением вазы всегда было служить цветам в букетах, придавая им более торжественный вид, а иногда и иносказательный смысл.  Часто ваза существовала и сама по себе как украшение внутреннего убранства – в Европе и в России на протяжении нескольких веков создавались парные вазы и ансамбли из них, которые располагались в интерьерах вестибюлей, залов, гостиных, будуаров, кабинетов, на балюстрадах лестниц, в специальных нишах и эркерах. В помещениях эти предметы устанавливались на каминных полках, бюро и секретерах, столах,специальных этажерках и жирандолях.

Их виды разнообразны: вазы для цветов, напольные и настольные, каминные и кабинетные, парные и единичные, для одного цветка или определенного вида цветочных композиций. Вазы крупных размеров, более полутора-двух метров в высоту, ставились на пол и именовались в мужском роде – их уважительно называли «ваз» (например, в старых заводских документах имелись записи: «…заказано два больших золочёных ваза»). В России были популярны миниатюрные вазы, которые в ассортиментных ведомостях трогательно назывались «вазики». Часто в решении пространства разного рода  интерьеров вазы играли роль первой скрипки, являясь основными элементами декоративного убранства, ориентированными на существующий стиль, моду, вкусы и статус хозяина. Нельзя не вспомнить, что вазы жили не только в интерьерах. Большемерные, иногда гигантские вазы и вазоны выходили за пределы внутренних покоев и становились важным акцентом внешнего архитектурного облика зданий, садов, парков, павильонов или беседок.

Формы ваз разделяются на классические и свободные. В течении столетий сформировались основные пропорции, которые варьировались в размерах тулова, ножки, ручек и горла. До сих пор классическими видами можно считать амфоровидные, кратерообразные, цилиндрические, бочкообразные и веретенообразные варианты. Все они представлены в экспозиции выставки.

Нельзя не сказать об отдельном виде ваз – кашпо или «цветниках», которые украшали собой не только жилые помещения, но и зимние сады, ротонды, оранжереи. Иногда они располагались на специальных мебельных конструкциях – жардиньерках и этажерках. Большинство образцов этих изделий выполнено в два вкладыша, один из которых несет исключительно декоративную функцию. Образцы подобных цветников украшают выставочный зал Оранжереи.

Экспонаты выставки демонстрируют многообразие ассортимента этого направления деятельности на предприятиях М.С. Кузнецова. Изготавливались вазы серийно или штучно, а иногда на заказ. Они отличаются высоким художественным мастерством исполнения и богатой пластикой форм. Многие из них ориентированы на аристократические «фасоны» столичного и европейского фарфора и фаянса. Большинство из них выполнены на рубеже XIX–XX столетий и испытали сильное влияние стиля модерн, однако сумели сохранить характерные особенности традиций кузнецовской фаянсовой школы с её любовью к ярким насыщенным глазурям, использованию богатых рельефных разделок и росписей. На вазах и кашпо часто встречается лепной и прорезной декор в виде цветов, бутонов, листьев, плодов, веток цветущих деревьев. Однако некоторые образцы кузнецовские мастера оставляли гладкостенными, сознательно лишенными росписей. Главную партию на этих предметах играет знаменитая кузнецовская глазурь необыкновенных оттенков - желтых, брусничных, бирюзовых, вишневых и синих. Иногда в глазурях использовались меланжевые разработки (произвольные включения смешанных красок на поверхностях), а также потёчные глазури. Эти приёмы придавали материалу сходство с полудрагоценными камнями, например, с яшмой, бирюзой, авантюрином, малахитом, агатом и сердоликом.

Кузнецовские вазы и кашпо, при создании которых образцом могли служить столичные экземпляры, имеют свои индивидуальные черты и часто несут печать неспешной жизни провинции, её уклада и особых  представлений о красоте.  Мастерство их исполнения достигается применением надглазурной и подглазурной росписи, активного использования люстра, позолоты в сочетании с широким использованием матовых и прозрачных цветных глазурей необыкновенно насыщенных и чистых оттенков.

Без ваз невозможно представить себе и дворцовые апартаменты, и усадебные интерьеры, и личные покои в городских домах. Это наиболее самодостаточный и благородный вид среди прочих изделий, часто сохраняющий только декоративные функции. Даже включенная в состав сервиза ваза главенствует в нём и вполне может существовать самостоятельно – отдельно от других предметов. Их бережно хранили и наиболее дорогие сердцу передавали по наследству. Могли они служить и памятным подарком, дарились на крестины и именины, непременно были частью приданого.

Выставка «Её Величество Ваза» демонстрирует лишь небольшую часть коллекции художественного фаянса Тверской областной картинной галереи. Каждая из вошедших в экспозицию ваз демонстрирует свою уникальность и неповторимость, открывая новые грани высочайшего мастерства кузнецовских художников.

Выставка открыта по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Оранжерея Тверского императорского дворца).

Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play