В Третьяковской галерее открылась выставка П.И. Котова, посвященная 125-летию со дня рождения художника

Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея

21 мая — 27 июля

Выставка Петра Ивановича Котова посвящена 125-летию со дня рождения художника. Признанный мастер портрета эпохи соцреализма представлен в данном проекте в первую очередь как живописец, обладавший широким спектром стилевых возможностей, тонким колористическим чувством и искренним вниманием к образу современника.


Бухара. Бухарские мастера. 1920-е. Холст, масло. 89 x 78.
Третьяковская галерея

Сознательно выбрав близкую ему по духу реалистическую манеру письма, Пётр Котов продолжал и развивал традиции русской школы живописи второй половины XIX века. Художника можно отнести к последователям русского импрессионизма наряду с такими мастерами, как И.Э.Грабарь, С.В.Герасимов, А.М.Герасимов и В.Г.Цыплаков.

Творческая манера П.И. Котова сформировалась под влиянием блестящего живописца Н.И.Фешина, преподавателя Казанской художественной школы, которого П.И.Котов на протяжении всей жизни считал своим главным учителем.

Позже Котов поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где его наставниками были художник-баталист Н.С.Самокиш и основоположник отечественной школы панорамной живописи Ф.А.Рубо.

Культурная жизнь Петербурга во многом повлияла на становление мастера. Его внимание привлекали выставки новой французской живописи, посмертная ретроспектива произведений В.А. Серова, оперные постановки с участием Ф.И.Шаляпина и А.В.Неждановой. Особое значение имело для молодого художника знакомство с произведениями старых европейских мастеров в Эрмитаже.

В историю искусства П.И. Котов вошел как автор индустриальных пейзажей и мастер портрета. Изображая виды Кузнецкстроя ("Кузнецкстрой. Домна № 1", 1931, ГТГ), Днепростроя, Сормова, автор придавал индустриальным объектам романтическое звучание, превращая их в символы нового строящегося мира.

Портрет Н.Н.Бурденко. 1943.
Холст, масло. 100 x 86.
Третьяковская галерея

В парадных портретах военных деятелей, ученых, актеров, художников, среди которых Н.Н.Бурденко, А.А.Шовкуненко и И.Х.Баграмян, ему удавалось соединить официальный образ с психологическими, индивидуальными чертами, выявить доминирующую черту характера изображенного. В числе лучших портрет академика Н.Д.Зелинского (1947, ГТГ), получивший Сталинскую премию. Он и сегодня привлекает естественностью и непринужденностью образа ученого.

Деятельность П.И. Котова не ограничивалась работой художника-станковиста. Оказавшись в первые послереволюционные годы в Астрахани, он принимал активное участие в создании первой на юге России картинной галереи, возглавлял Астраханские свободные художественные мастерские. В начале 1940-х в Пензе под его руководством был организован "Пензенский агитплакат", занимавшийся выпуском "Окон ТАСС". В разное время П.И. Котов преподавал в Киевском государственном художественном институте, в МГАХИ им. В.И.Сурикова, во ВГИКе.

Живопись П.И.Котова позволяет по-иному взглянуть на развитие советского искусства, увидеть сложность художественной ситуации, когда наряду с конъюнктурными произведениями создавались картины, существующие в первую в плоскости искусства, а не в сфере идеологии. В его женских моделях, индустриальных пейзажах и жанровых сценах находят отражение самые узнаваемые образы эпохи.

В состав выставки вошли 105 произведений из собраний Третьяковской галереи, Ярославского художественного музея, Астраханской государственной картинной галереи им. П.М.Догадина, Центрального музея современной истории России, из Российского государственного архива литературы и искусства и из коллекции семьи художника.

Адрес:
Лаврушинский переулок, 12,
Инженерный корпус, 2-й этаж

Источник: www.tretyakovgallery.ru

Читайте в нашем журнале #1 2010 (26) статью о художнике П.И. Котове

К 65-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Марина Мозговенко-Котова, Сергей Сиренко
Пристрастный свидетель эпохи

#1 2010 (26)

Жизненный и творческий путь заслуженного деятеля искусств РСФСР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Сталинской премии профессора Петра Ивановича Котова (1889–1953) пришелся на конец XIX – первую половину XX века – период исторического и культурного излома в жизни России. Историки и искусствоведы по-разному оценивают произошедшие в нашем отечестве преобразования, но никто не сможет упрекнуть художника в том, что ему выпало жить и творить в эту эпоху. Времена не выбирают... Котов честно и добросовестно прошел свой путь, став свидетелем эпохи. За свои труды он удостоился высоких званий, его произведения хранятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, коллекциях многих картинных галерей и музеев бывшего Советского Союза.

 

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play