В Музее AZ открылась выставка Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо»

В Музее AZ открылась выставка Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо»

Выставка «Мой учитель Леонардо»

8 февраля — 5 ноября 2023

8 февраля в Музее AZ открылась масштабная выставка «Мой учитель Леонардо» — это уже одиннадцатый проект музея, посвященный легендарному московскому художнику Анатолию Звереву. Одно из главных событий этой выставки — показ архивного собрания трактатов Зверева, впервые оцифрованных и представленных публике.

Прочитав трактаты «универсального человека» эпохи Возрождения, Зверев написал в автобиографии: «Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи» — эта метафорическая фраза и стала смысловым центром выставки. Зверев создал десятки собственных трактатов, в которых не раз вступал в диалог с великим итальянцем. Зверев преклонялся перед Рембрандтом и Гойей, Малевичем и Матиссом, Рафаэлем и Веласкесом, но с да Винчи у него были особые отношения. В них не было ни споров, ни прямого подражания — их объединяло родство и созвучие мыслей об искусстве и месте художника в нем.

В Музее AZ открылась выставка Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо»

На выставке «Мой учитель Леонардо» представлены более 170 работ Анатолия Зверева — шедевры живописи и графики в различных жанрах от портретов и автопортретов до пейзажей и анималистики. Особое место занимают ранее не публиковавшиеся литературные произведения художника — трактаты и стихи. Специально к открытию выставки Музей AZ подготовил факсимильное издание «Трактата о живописи» 1959 года, посвященного великому коллекционеру Георгию Костаки. Трактат будет опубликован с комментариями известного филолога и текстолога, переводчика и искусствоведа Николая Котрелева.

Генеральный директор Музея AZ, Наталия Опалева:

«Зверев и Леонардо — казалось бы, кто может быть более несовместимым, разнесенным по разным полюсам не только временем, но и особенностями характера, образом жизни и всем остальным?

Однако – “когда я читал трактаты оного — уже теперь моего друга — был поражен одинаковости в выражении мыслей наших” — читаем мы у Зверева. Была ли это только зверевская ирония или все-таки именно Леонардо да Винчи был выбран Зверевым в качестве учителя, подсказав нашему герою особый взгляд на жизнь и творчество в самом широком смысле — без академических и вообще каких-либо норм и правил, доверяя исключительно собственному опыту и интуиции?»

Главный хранитель Музея AZ, Наталья Волкова:

«Рассматривать Зверева как значительного литератора и поэта было бы неправильно. Его поэзия и проза неотделима от его живописи — спонтанной и мгновенной. Это изо-поэзия, изо-литература. Рукописный текст сегодня сродни клинописи шумеров или берестяным грамотам древних новгородцев. Музей издает факсимиле этого трактата, оно раскроет широкому зрителю доселе неизвестные грани таланта художника Зверева».

В Музее AZ открылась выставка Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо»

Наследие Анатолия Зверева неисчерпаемо и многообразно. На трех этажах экспозиции не только самые знаменитые портреты и автопортреты, циклы графики и живописные пейзажи, но и работы, которые не демонстрировались в Музее ранее и были приобретены недавно:  «Сосна в Щукино» 1973 года и «Дворик в Сокольниках» 1957 года, а также портреты поэта Арсения Седугина 1983 года.

Также экспозицию дополняет мультимедийный объект «Вселенная Зверева» современного художника, одного из пионеров российского медиаарта Аристарха Чернышева. Работа создана специально для выставки «Мой учитель Леонардо» и представляет собой систему, собранную из трактатов художника.

В Музее AZ открылась выставка Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо»

На выставке «Мой учитель Леонардо» Анатолий Зверев предстает тем самым «универсальным человеком», о котором рассуждал «титан эпохи Возрождения», —  художник и поэт, воплотивший мечту ХХ века о свободе искусства.

Выставка будет сопровождаться программой специальных событий: циклом лекций, кинолекторием а также детскими образовательными программами.

О художнике

В Музее AZ открылась выставка Анатолия Зверева «Мой учитель Леонардо»
Анатолий Зверев. Автопортрет в шляпе. Конец 1950-х.
Бумага, тушь

Анатолий Зверев (1931 – 1986) — российский художник, легенда художественной жизни Москвы второй половины XX века. Знаменитый коллекционер Георгий Костаки называл Зверева «русским Ван Гогом». В 1960 году журнал Life вышел с репродукциями Зверева и заметкой Александра Маршака «Искусство России, которое никто не видел». Это было яркое свидетельство мирового взлета художника, в то время как в России Зверев оставался фигурой андеграундной. При жизни выставки художника проходят в Париже, его работы приобретали известные коллекционеры и дипломаты, а также зарубежные музеи — одним из первых был МоМА в Нью-Йорке, сам же Зверев ни разу не выезжает за границу и не посещает собственных вернисажей. В Москве зверевские картины неоднократно попадали на квартирные и коллективные выставки нонконформистов. Первая и единственная персональная — прижизненная выставка — прошла незадолго его кончины в 1984 году в Горкоме графиков на Малой Грузинской улице. Одним из главных ее организаторов стал Владимир Немухин. Сегодня наследие Зверева насчитывает более 30 тысяч работ. Работы находятся в коллекциях Музея AZ, Третьяковской галереи, в Историческом музее, ММОМА в Москве, МоМА в Нью-Йорке, в частных собраниях в России и за рубежом.

Создатели проекта:
Генеральный директор Музея AZ — Наталия Опалева
Художник-постановщик — Анатолий Голышев
Координатор проекта, главный хранитель — Наталья Волкова
Литературный редактор — Ольга Богомолова

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play