В Казани открывается выставочный проект «Окрыленные». Посвящение Рудольфу Нурееву

В Казани открывается выставочный проект «Окрыленные». Посвящение Рудольфу Нурееву

20 мая 2022 г. в рамках XXXV Нуреевского фестиваля в Казани в ГМИИ Республики Татарстан и в ГСИ состоится открытие грандиозной выставки Фонда ГРАНИ

«Окрыленные». Посвящение Рудольфу Нурееву.

Куратор и продюсер Натэлла Войскунская

Ведущий солист театра танца Аллы Духовой TODES Ильдар Гайнутдинов и артисты Большого Театра России Анна Тихомирова, первая солистка ГАБТа; Ксения Жиганшина и Клим Ефимов, солисты ГАБТа, артистка ГАБТа Анита Пудикова, а также Полина Заярная, солистка Театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировина-Данченко примеряют на себя арт-объекты известного московского офортиста Светланы Ланшаковой и перевоплощаются в героев Моцарта, Лермонтова и Врубеля!
Артисты балета танцуют героев оперы "Волшебная флейта" и героев поэмы Лермонтова "Демон" (композиторы Дмитрий Мазуров и Рамазан Юнусов).

21 и 22 июня 2022 г. Ильдар Гайнутдинов выступит на легендарной и прославленной сцене БОЛЬШОГО ТЕАТРА России в проекте POSTSCRIPT. Продюсер Юрий Баранов

 

ПРОЕКТ «Окрылённые. Семь шагов к ТАНЦУ»

От офорта на бумаге и офорта на ткани – к моделям одежды и арт-объектам. От фотографии – к балету и видео-арту. От музыкальной ткани В.-А. Моцарта – к поэтическим образам поэмы «Демон» М.Ю . Лермонтова и визуальным образам «Демона» в работах М.А. Врубеля

Автор идеи, куратор и продюсер Натэлла Войскунская, при участии РОО «Время Лермонтова» и ООО «Александровский сад»
Сокураторы Светлана Ланшакова, Денис Гладков, Мария Михеева-Никатина

Участники проекта:

Светлана Ланшакова, автор офортов и арт-объектов
Денис Гладков, фотограф
Надежда Шибина, фотограф
Дмитрий Мазуров, композитор
Рамазан Юнусов, композитор, певец
Анна Мельникова (anitashow), видео-арт
Василий Шавырин, Вячеслав Мельников бэкстейдж
Людмила Аншакова, визаж

В качестве моделей, примеривших на себя арт-объекты и воплотивших образы героев оперы В.-А. Моцарта «Волшебная Флейта», выступили:

Анна Тихомирова, первая солистка Большого Театра России
Ксения Жиганшина, солистка Большого Театра России
Клим Ефимов, солист Большого Театра России
Анита Пудикова, балерина Большого Театра России
ПОЛИНА ЗАЯРНАЯ, солистка театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
ИЛЬДАР ГАЙНУТДИНОВ, (Ildar Young), ведущий солист театра танца
Аллы Духовой TODES, хореограф, актер, модель

 

ГМИИ Республики Татарстан
Фонд «Развитие народного творчества «ГРАНИ»
РОО «Время Лермонтова»
ООО «Александровский сад»
Музей современного искусства Республики Татарстан
Казань - 2022

«Меж сценой и Дантовым адом»: Омаж Рудольфу Нурееву

С момента обретения свободы творческого самовыражения Рудольф Нуреев становится центром притяжения лучших мировых фотохудожников. Весь мир обошли изображения, в которых недавний артист Кировского театра запечатлен как Манфред в одноименном балете на музыку П.И. Чайковского (хореограф Рудольф Нуреев); Базилио в «Дон Кихоте» и Солор в «Баядерке» Людвига Минкуса; Альберт в «Жизели» Адольфа Адана; Принц в «Спящей красавице» и принц Зигфрид в «Лебедином озере» П.И. Чайковского; Жан де Бриен в «Раймонде» А.К. Глазунова; Аполлон в «Аполлоне Мусагете» И.Ф. Стравинского; Арман в балете «Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа в постановке Фредерика Аштона; Юноша в балете «Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха (хореография Ролана Пети); Лунный Пьеро в одноименном балете на музыку Арнольда Шенберга (хореография Глена Тетли)… «Парадные» сценические образы Нуреева украшали стены Ковент-Гардена и Ла Скала, Королевского балета Швеции и Королевского балета Норвегии, Парижской оперы и Венской оперы, театров оперы и балета в Германии, Испании, Канаде, Австралии, Японии…

По так называемой «естественной» фотосессии Ричарда Аведона, запечатлевшего Рудольфа Нуреева, учатся историки искусства и начинающие фотографы.

Это все – его жизнь на сцене… но ведь был и «Дантов ад» (можно смело применить такую формулировку Арсения Тарковского) бесконечного труда у станка и на репетициях… Более сотни фотографий известного фотографа Франсетт Левьё сделаны в Парижской национальной опере в период с 1971 по 1984 годы: на них она запечатлела ежедневный труд и творческий экстаз «летающего татарина», великого Руди, которого знал, знает и почитает весь мир. Рудольф Нуреев – символ человека, творящего бессмертное искусство Танца. Эмоциональное воздействие личности и судьбы великого артиста ХХ века Рудольфа Нуреева – мага и волшебника танца – служит источником вдохновения для представителей самых разных творческих профессий: фотографов, графиков, артистов балета, дизайнеров, композиторов, создателей видео-арта – участников проекта «Окрыленные».

Натэлла Войскунская, куратор и продюсер проекта
Почетный член Российской Академии художеств

 

В Казани открывается выставочный проект «Окрыленные». Посвящение Рудольфу Нурееву

Окрылённые

Светоносный, окрыленный,
Ангел встретился со мной:
Взор его был грустно-ясен,
Лик задумчиво-прекрасен…
Василий Жуковский

Моцарт и Лермонтов, Лермонтов и Врубель, Врубель и Демон, и наконец, демонический Рудольф Нуреев явились тем импульсом, который объединил и вдохновил участников проекта «Окрылённые»: художников, музыкантов, артистов балета, фото- и видео-художников.

Для каждого из участников этот проект стал своеобразным путем достижения акме. Так, художник-офортист Светлана Ланшакова проявила себя автором арт-объектов, поражающих воображение виртуозным мастерством печати офортов на ткани, раскрепощенным воображением, обузданным бережным отношением, можно даже сказать, почтением к героям своих арт-объектов, в буквальном смысле слова «выросшим» из творческого наследия великих – Моцарта и Лермонтова. Легкость «играющих» «Маленькую ночную серенаду» мотыльков; продуманность каждой ноты из 39 пьес, сочиненных восьмилетним Моцартом в Лондоне; знаки благоговейной любви к талантливой старшей сестре Наннерль (не правда ли, само ее уменьшительно-ласкательное имя звучит как начало колыбельной?); изящество арт-объекта «Волшебной флейты» – там и утонченность, и несгибаемость, и властность Царицы Ночи; игривая шутливость «Безделушек», – все перечисленное обеспечило Ланшаковой воспоследовавшее успешное освоение наследия другого гения – Лермонтова, а именно, поэмы «Демон». На этом непростом пути ее безусловно вел за собой парящий над миром и тоскующий Демон великого русского художника Михаила Врубеля … Да и как иначе? Судите сами: «Печальный Демон, дух изгнанья… < … > Давно отверженный блуждал // В пустыне мира без приюта… < … > Изгнанник рая».

И вот художник-офортист создает свои «лермонтовские» арт-объекты: Демона и сразу два образа Тамары. Арт-объекты Светланы Ланшаковой – своего рода мультидисциплинарное высказывание, ибо в них и скульптура, и графика, и элементы декоративно-прикладного искусства; кумулятивный эффект призван вызвать у зрителя эмоциональный отклик. Усиление этого отклика – в расширении «применения» арт-объекта в качестве сценического костюма. К моменту создания Демона обогащенную арт-объектами Моцартиану уже успешно «исполнили» великолепные артисты балета Большого театра России Анна Тихомирова (Наннерль), Ксения Жиганшина (Папагена), Анита Пудикова (Волшебная флейта и Папагена), Клим Ефимов (Папагено) и солистка театра К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Полина Заярная (Безделушки, Маленькая ночная серенада). Вот тогда мы пригласили восходящую мировую звезду – танцовщика, ведущего солиста балета TODES Ильдара Гайнутдинова «примерить на себя» роль Зарастро, иными словами, станцевать оперу. Опыт удался блестяще. Ильдар так же убедительно создал и игривый образ простачка Папагено, и лаконичный – total black – лук «Лондонская тетрадь».

Именно в Ильдаре Гайнутдинове мы нашли своего Демона – мощного и хрупкого одновременно, отвергающего любовь и жаждущего ее… Мы нашли и новую музыку, конечно, не отвергая «Демона» Антона Григорьевича Рубинштейна… Хотелось современного музыкального прочтения, вот и неслучайно встретились Демон – Ильдар Гайнутдинов – с известным композитором Дмитрием Мазуровым и с композитором и певцом Рамазаном Ю нусовым. Роль Тамары исполнила великолепная Полина Заярная – трепетная в сольном танце Тамары накануне венчания, отрешенная в монастырской келье (музыка Д. Мазурова). Сцены встречи Демона и Тамары, ее скорой смерти сыграны Ильдаром и Полиной с той убедительной силой пластической и драматической выразительности ТАНЦА, с какой это подвластно только большим артистам. Музыка Рамазана Юнусова, сам тембр его голоса создали неповторимую музыкальную составляющую этого трио. Именно танец в сочетании с пением соединяет Ильдара Гайнутдинова с великим Рудольфом Нуреевым. Вспомним «Песни Странствующего Подмастерья» Густава Малера (им же написаны и слова песен) в постановке Мориса Бежара для Паоло Бортолуцци (Судьба) и Рудольфа Нуреева (Студент). Нуреев танцует словно с ножом в груди – он как бы борется против самого себя и со своим одиночеством… Это ли не экзистенциональный фон страданий Демона, предназначенного быть несчастным?!! Именно «Песнями Странствующего Подмастерья» Рудольф Нуреев завершил свою карьеру в Парижской опере: «Все опять ясно, да, все ясно, все, любовь и горе, жизнь и мечты», – эти слова из Четвертой песни «Голубые глаза моей любимой» навсегда останутся связанными с прощальным танцем великого Нуреева.

Танец Ильдара-Демона – homage Рудольфу Нурееву.

В завершении – цитата из эссе «О смысле танца» Максимилиана Волошина: «Танец – это такой же священный экстаз тела, как молитва – экстаз души. Поэтому танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств». То, что творит на сцене Ильдар Гайнутдинов – суть священный экстаз тела и экстаз души.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play