Продолжаем изучать авангард: дискуссии, кино, экскурсии
1 февраля, среда, 20:00
Архитектура авангарда и доступная среда: дискуссия
Авангард расширил представление о потребителе архитектуры и его нуждах — включил бедных, рабочих, женщин, детей, сельских жителей и т. д. Доступность в отношении людей с ограниченными возможностями движения при этом не рассматривалась, а вот в отношении зрения и слуха — да: тема языка была важнейшей в искусстве авангарда. Новая архитектура стала развиваться под лозунгом стандартизации, то есть антиинклюзии — проблема ищет решения до сих пор. На дискуссии 1 февраля директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева Елизавета Лихачева, старший научный сотрудник Музея Москвы Денис Ромодин и архитектор Наталья Масталерж обсудят, были ли проекты авангардистов инклюзивны по своей сути и соответствуют ли они современным нормам доступности среды.
Экскурсия
29 января, воскресенье, 14:00
От расовых законов до Нюрнбергского процесса
Евреи называют Холокост словом «Шоа», что значит «Катастрофа». Несмотря в целом на жестокость XX века, именно Холокост стал подлинной и самой крупномасштабной трагедией, не имеющей прецедентов в истории. В сентябре 1935 года на ежегодном съезде партии в Нюрнберге нацисты приняли новые законы: «Закон о гражданине Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести». Евреев лишили гражданства, избирательных прав, запретили им вступать в брак с людьми «германской или родственной крови». С началом Второй мировой войны антисемитская политика трансформировалась в еще более жестокую форму, превратившись в ужасающий план по уничтожению всех евреев в Европе: в январе 1942 года на Ванзейской конференции было утверждено «Окончательное решение еврейского вопроса». После этого события нацисты начали планомерную депортацию еврейского народа в лагеря смерти. На экскурсии, приуроченной ко Дню памяти жертв Холокоста, мы поговорим о Катастрофе на территории Европы и бывшего Советского Союза, а также о создании гетто, лагерей смерти, еврейском сопротивлении и возвращении к жизни после войны.
Выставка
Успеть до 19 февраля
Мир как беспредметность. Рождение нового искусства
Последние три недели работает выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства». Центральная тема выставочного проекта — история одного из наиболее ярких этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до периода постсупрематизма 1930-х, когда около мастера остались только самые верные ученики. Трактат «Мир как беспредметность», написанный Казимиром Малевичем в 1921–1922 годах, подвел итог более чем десятилетней живописной эволюции художника. Супрематизм стал одной из основ авангарда, глобально определил путь его развития, сделал его уникальным и неповторимым, а для учеников и последователей мастера теория беспредметности превратилась в своего рода религию. С опорой на исторические документы кураторы на выставке прослеживают формальные и неформальные связи художников, стремясь заполнить фактологические лакуны и детализировать представление о круге Малевича. Каждый день, кроме субботы, в пространстве экспозиции для посетителей проходят обзорные экскурсии, а также авторские экскурсии искусствоведа и куратора Александра Кремера.
События
29 января, воскресенье, 15:00
Дмитрий Гутов о Малевиче и культе Ленина
«Материалистическое бытие в ленинизме становится священным, преображающимся в быт. Образ становится источником силы, силы духа для того, чтобы воздвигнуть материальные твердыни; в этом дело Ленина. Дух Ленина среди нас. <…> Ленин пошлет новый дух, он выше над материей, он приказывает ей изменяться в его, Ленина, образ, в его учение» — 25 января 1924 года, когда гроб с телом Ленина, скончавшегося четырьмя днями ранее, еще лежал для прощания в Колонном зале Дома Союзов, Малевич написал о Ленине текст. В нем он проанализировал складывающийся на глазах культ вождя мирового пролетариата, культ, которому предстояло сыграть огромную роль на протяжении последующих семи десятилетий. На лекции мы поговорим о том, как это поклонение связано с искусством супрематизма, есть ли вина художников, занимавшихся отвлеченным эстетическими экспериментами, в событиях ХХ века и почему на картинах, которые мы видим на выставке «Мир как беспредметность», у людей отсутствуют лица.

29 января, воскресенье, 13:00
Авангард в лицах: экскурсия и мастер-класс для детей

29 января, воскресенье, 16:00
Игротека: играем в нарды, домино и настольный футбол

29 января, воскресенье, 15:00
Зин-мастерская для детей

5 февраля, воскресенье, 15:00
Мастерская плаката для детей

31 января, вторник, 19:00
Детский психолог Никита Карпов о том, как выстроить отношения с повзрослевшим ребенком

2 февраля, четверг, 19:30
Как авангард проявляется в социальных медиа и творчестве молодых видеокреаторов: лекция

5 февраля, воскресенье, 14:00
«Сюрреализм встречает кабуки»: лекция и кинопоказ

5 февраля, воскресенье, 18:00
«Вествуд: панк, икона, активист»: кинопоказ

5 февраля, воскресенье, 13:00
Удивительный мир синагог: экскурсия

6 февраля, понедельник, 19:00
Интерактивный спектакль «Лишний»

Музей рекомендует
28 января в «Жуковке» выступит виртуозный дуэт преподавателей Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Анастасии Рогалевой и Дмитрия Петрова «ПетРо Дуэт». В программе прозвучат «Еврейские танцы» и «Шагалданс» Игоря Рогалева, «Венгерские танцы» Иоганнеса Брамса, «Славянские танцы» Антонина Дворжака, «Норвежские танцы» Эдварда Грига, а также редко исполняемое произведение нидерландского композитора Лео Смита Дивертисмент для фортепиано в четыре руки, написанный во время оккупации Голландии.
Изменения в графике работы
Уважаемые посетители, обращаем внимание, что с понедельника, 30 января, музей возвращается к обычному графику работы: по пятницам музей будет работать с 10:00 до 15:00, а по субботам — закрыт.