Приглашаем на выставку "ПАВЕЛ НИКИФОРОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ALMA MATER" в Нижегородском государственном художественном музее
Министерство культуры Нижегородской области,
Фонд ГРАНИ (Москва), Галерея АСТИ (Москва),
Нижегородский государственный художественный музей
представляют выставку
ПАВЕЛ НИКИФОРОВ
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ALMA MATER
01 - 31 марта 2019 г.
Нижегородский государственный художественный музей
Кремль, корпус 3
Открытие состоится 28 февраля в 17 часов
Фонд ГРАНИ и московская галерея «АСТИ» отмечают 25-летие со дня смерти художника-философа Павла Ивановича Никифорова на родине мастера. Именно в Горьком юный Павел постигал азы профессии.
Галерея «АСТИ» открылась в Москве в эпоху перестройки выставкой П.И. Никифорова в 1991 году и три года была его прижизненным музеем, где одна экспозиция его работ следовала за другой. И по сей день выставочная деятельность галереи «АСТИ» и Фонда ГРАНИ связана с этим художником, чье творчество внесло элемент неповторимого разнообразия в художественную жизнь советского андеграунда, а в постсоветский период стало примером адекватной реализации напряженных духовных поисков творческой личности.
«Возвращение в Alma mater» продолжает серию выставочных проектов, посвященных художнику, и открывается презентацией альбомов «Павел Никифоров. Максимализм минимализма» и «Владимир Фролов. Три жизни Павла Никифорова».
Павла Ивановича Никифорова - выпускника Строгановки (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова ) - называли одним из «великих бомжей русского искусства». Он снискал известность, однако никто не назвал бы его популярным и уж тем более успешным художником. Казалось, Павел и не искал адекватной оценки своих работ - его целью было выразить себя по максимуму: с предельной искренностью и на пределе своих креативных возможностей.
Павел отказался от холста и от многих приемов традиционной живописи, вернувшись в определенной степени к ее иконописным истокам; на протяжении всей своей жизни он обращался к традиционным христианским сюжетам, преобразуя их по-своему, т.е. максимально абстрактно («Троица», «Крест животворящий», «Над миром», «Свеча»).
Самовыражение Никифорова приняло две основные художественные формы. Одна серия его работ может быть названа философско-семантической: художник создает минималистские картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы («Знак Святого духа», «Ветка Вселенной», «Человек-галактика», «Над миром», «Окно Земли»). При этом автор усиливает философский смысл «отказом» от цвета, а рожденные в его голове образы напоминают скорее не живопись, а графику или наскальные рисунки - предельно скупые и лаконичные. Завершенность сформированного художественного образа он подчеркивал, или скорее оттенял лессировкой.
Вторую серию составляют не столь статичные, скорее экспрессивные и красочные произведения. Значительная часть этих работ связана с музыкальной темой: от «Реквиема» и «Музыканта», «Струн Паганини» и «Трио» до «Весны священной. Стравинский». При этом одна из наиболее заметных картин этой серии - «Нота» - монохромна: белый цвет символизирует предельную и труднодостижимую чистоту звука.
Среди современников Павла Никифорова не могло не найтись тех, кто сделал попытку прочитать устремленный в будущее месседж художника. Это такие известные коллекционеры и меценаты, как Ника Щербакова, бывший посол Франции в России Пьер Морель, коллекционеры и галеристы Сурен Меликян (Франция) и Марина Зандман (ФРГ), Артур и Елена Джордж (Канада), Михаил Алшибая, Юрий Монастырский, Н. и А. Войскунские (Россия). Огромная роль в сохранении наследия П.И. Никифорова принадлежит его вдове - Марине Соколовой, бизнесмену Григорию Нерсесяну и искусствоведу Натэлле Войскунской - куратору нынешней выставки в Нижегородском художественном музее.
Трудно переоценить роль Марии Валяевой, чья настойчивость позволили сделать многое для того, чтобы работы Никифорова стали частью коллекции искусства ХХ века ГТГ. Живая заинтересованность коллекционеров и любителей «сложного» концептуального искусства Павла Никифорова поддерживала мастера как в материальном, так и в духовном плане: и в том, и в другом он нуждался в одинаковой степени. Впрочем, он мог бы, кажется, творить и в полном вакууме, по крайней мере - социальном вакууме: Павел Никифоров являет собой пример абсолютной самодостаточности.
В самом общем виде можно утверждать, что максимально насыщенные смыслами и коннотациями и при этом максимально «обедненные» в цветовом плане картины-шифры Павла Никифорова представляют собой полисемантические послания, отправленные им в Будущее, то есть в наше настоящее.
В художественном наследии Павла Никифорова каждое произведение - поистине бесценный раритет. Его наиболее масштабные и наиболее знаковые произведения представлены на выставке «Возврашение в Alma Mater». П.И. Никифоров - художник, которого мировое художественное сообщество еще не оценило в должной степени. Его творчество - мост, перекинутый из века XX в век XXI.
Натэлла Войскунская
Куратор выставки, Директор Фонда ГРАНИ, Почетный член РАХ
Опыт восприятия художника Павла Никифорова
О своем опыте восприятия работ художника Павла Ивановича Никифорова рассказывает Юрий Эдуардович Монастырский, юрист и коллекционер.
Презентация альбома «Три жизни Павла Никифорова»
Фонд ГРАНИ и Галерея АСТИ представляют альбом Владимира Фролова «Три жизни Павла Никифорова» - фотолетопись о художнике Павле Никифорове.
Павел Иванович Никифоров. О себе
Павел Иванович Никифоров
(1941, г. Горький - 1993, г. Нижний Новгород)
Родился в 1941 году. Рисую с раннего детства. Окончил художественную студию, Горьковское художественное училище, затем Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) по отделению монументальнодекоративной живописи.
Член Международной федерации художников.
Первая выставка - в 1953 году. На профессиональной художественной выставке был представлен впервые пять лет спустя в залах Академии художеств в Москве. С тех пор выставлялся множество раз у себя в стране и за рубежом. Участник многих неофициальных, так называемых «квартирных» выставок в Москве и других городах. В 1978 году показывал свои работы на первой легальной выставке авангардного искусства в Москве, на Малой Грузинской. Принимал участие в выставках во Франции, Германии, Швеции, Аргентине.
Мои работы представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галерее, «Новой галерее», галерее «Арт-Модерн» и в музее современного искусства галереи «Марс» в Москве, в Национальном институте танца США в Нью-Йорке, в Музее изобразительных искусств штата Коннектикут. Более трехсот работ находятся в частных коллекциях в США, Канаде, Великобритании, Германии, Австрии, Бельгии, Швеции, Дании, Финляндии, Италии, Испании, Греции, Югославии, Франции, Японии, Австралии, Мексике, Бразилии, Колумбии, Аргентине.
Участник аукционов «Кристи» и «Сотбис».
Павел Иванович Никифоров. Моя позиция
Жизнь - вселенский дар. Творчество - дар вдвойне. Это крест, который человек несет с великой радостью и мукой. Господь создал человека по образу и подобию своему. Это значит, что по Его воле человеку предначертано быть создателем.
Искусство для меня - жизнь, а жизнь - искусство. На мой взгляд, в искусстве слито два начала. Во-первых, искусство - средство познания мира. Во-вторых, средство общения людей.
Все в мире предрасположено к единению. Иначе не было бы самого мира, многообразного в своем единстве и единого в своем многообразии. Искусство помогает узнать и познать самого себя - себя в огромном мире.
Вечный вопрос искусства о форме и содержании для меня решен. Форма говорит о содержании, а оно требует такой и только такой формы. Мое искусство не живопись и не графика в привычном понимании, а трансформация мысли в зрительный образ. Это - Работа. Иногда она оборачивается философским трактатом с эмоциональной подоплекой, иногда - тихим созерцанием. Мне не хотелось бы, чтобы мои работы заставляли на себя смотреть. Они приглашают участвовать в акте творчества. Уже законченные, они продолжают жить и развиваться - помимо моей воли.
В моей работе нет более важного и менее важного. Все первое. Первое - создание среды, в которой находится все то, о чем собираюсь поведать (не принимаю болтовни в искусстве). Первое - соотношение времени и пространства. Первое - статика и динамика, статика в динамике и динамика в статике, что не одно и то же. Первое - ритм. Первое - светоцвет и цветосвет. И только каждая работа - последняя. Все, что знаешь и умеешь, нужно вложить в нее кончиками пальцев души. У меня нет поэтому двух работ одинакового размера и формата. Каждая - единственная. Это связано напрямую и с моей системой, и с моей технологией.
Немного о технологии. Насколько я знаю историю искусств, в такой технике никто и никогда не работал. Это мое изобретение. Темы моих работ вечные, и технология рассчитана на века. Я пользуюсь левкасом, тем самым, на котором писали иконы, пережившие многие столетия. Процесс подготовки утомительно долгий, рождение картины - миг. Если родилось - праздник, а нет - начинай все сначала. И когда в итоге авторства в работе как бы и нет, а есть Работа, - это для меня высокая удача. Самые удачные не хочу даже подписывать.
Уже долгое время меня занимает конструкция мира - статика и жизнь этой конструкции - динамика. В основе конструкции - знак всех знаков: крест. В основе жизни - качающееся равновесие.
Свои работы я отношу к аналитическому искусству, точнее, концептуально-аналитическому. Нельзя написать слов, не зная азбуки, и я изобретаю новую азбуку для нового языка. Искусство, по моему убеждению, находится в тупике, к которому оно шло уже давно. После бесконечных «измов» некоторым художникам показалось, что возможен возврат к старому. Возврата, однако, не будет - это противоречит логике развития. И моя азбука, надеюсь, станет одним из камней, которые лягут в основание будущего искусства. А оно уже заложено. Вспомним про супрематизм, «высшее» искусство, пришедшее слишком рано, как если бы паровоз появился в каменном веке. Это новое искусство, рожденное в России Казимиром Малевичем, многими не понято и потому не принято. Продолжатели есть, но их единицы; поле деятельности велико и не вспахано...
Из всего, что я сказал - или только хотел сказать, - следует, что подлинное творчество складывается из искры Божьей, опыта поколений и собственного - анализа, синтеза, вывода, решения и действия с Божьей помощью.
А перед работой - молитва:
Господи, помоги мне начать работу во имя Твое, продолжать - Тебе.
Без названия. 1991
Оргалит, темпера, левкас, смешанная техника. 82 × 67
Государственная Третьяковская галерея
Король. 1991
Оргалит, темпера, левкас, смешанная техника. 123 × 89
Государственная Третьяковская галерея
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ:
Издания Фонда ГРАНИ, посвященные Павлу Никифорову: