Приглашаем на выставку "ПАВЕЛ НИКИФОРОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ALMA MATER" в Нижегородском государственном художественном музее

Нижегородский государственный художественный музей, Фонд ГРАНИ, Галерея АСТИ

Министерство культуры Нижегородской области,
Фонд ГРАНИ (Москва), Галерея АСТИ (Москва),
Нижегородский государственный художественный музей

представляют выставку

ПАВЕЛ НИКИФОРОВ

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ALMA MATER

01 - 31 марта 2019 г.

Нижегородский государственный художественный музей
Кремль, корпус 3

Открытие состоится 28 февраля в 17 часов

Афиша выставки ПАВЕЛ НИКИФОРОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ALMA MATER

Фонд ГРАНИ и московская галерея «АСТИ» отмечают 25-летие со дня смерти художника-философа Павла Ивановича Никифорова на родине мастера. Именно в Горьком юный Павел постигал азы профессии.

Галерея «АСТИ» открылась в Москве в эпоху перестройки выставкой П.И. Никифорова в 1991 году и три года была его прижизненным музеем, где одна экспозиция его работ следовала за другой. И по сей день выставочная деятельность галереи «АСТИ» и Фонда ГРАНИ связана с этим художником, чье творчество внесло элемент неповторимого разнообразия в художественную жизнь советского андеграунда, а в постсоветский период стало примером адекватной реализации напряженных духовных поисков творческой личности.

«Возвращение в Alma mater» продолжает серию выставочных проектов, посвященных художнику, и открывается презентацией альбомов «Павел Никифоров. Максимализм минимализма» и «Владимир Фролов. Три жизни Павла Никифорова».

Павла Ивановича Никифорова - выпускника Строгановки (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова ) - называли одним из «великих бомжей русского искусства». Он снискал известность, однако никто не назвал бы его популярным и уж тем более успешным художником. Казалось, Павел и не искал адекватной оценки своих работ - его целью было выразить себя по максимуму: с предельной искренностью и на пределе своих креативных возможностей.

Павел отказался от холста и от многих приемов традиционной живописи, вернувшись в определенной степени к ее иконописным истокам; на протяжении всей своей жизни он обращался к традиционным христианским сюжетам, преобразуя их по-своему, т.е. максимально абстрактно («Троица», «Крест животворящий», «Над миром», «Свеча»).

Самовыражение Никифорова приняло две основные художественные формы. Одна серия его работ может быть названа философско-семантической: художник создает минималистские картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы («Знак Святого духа», «Ветка Вселенной», «Человек-галактика», «Над миром», «Окно Земли»). При этом автор усиливает философский смысл «отказом» от цвета, а рожденные в его голове образы напоминают скорее не живопись, а графику или наскальные рисунки - предельно скупые и лаконичные. Завершенность сформированного художественного образа он подчеркивал, или скорее оттенял лессировкой.

Вторую серию составляют не столь статичные, скорее экспрессивные и красочные произведения. Значительная часть этих работ связана с музыкальной темой: от «Реквиема» и «Музыканта», «Струн Паганини» и «Трио» до «Весны священной. Стравинский». При этом одна из наиболее заметных картин этой серии - «Нота» - монохромна: белый цвет символизирует предельную и труднодостижимую чистоту звука.

Среди современников Павла Никифорова не могло не найтись тех, кто сделал попытку прочитать устремленный в будущее месседж художника. Это такие известные коллекционеры и меценаты, как Ника Щербакова, бывший посол Франции в России Пьер Морель, коллекционеры и галеристы Сурен Меликян (Франция) и Марина Зандман (ФРГ), Артур и Елена Джордж (Канада), Михаил Алшибая, Юрий Монастырский, Н. и А. Войскунские (Россия). Огромная роль в сохранении наследия П.И. Никифорова принадлежит его вдове - Марине Соколовой, бизнесмену Григорию Нерсесяну и искусствоведу Натэлле Войскунской - куратору нынешней выставки в Нижегородском художественном музее.

Трудно переоценить роль Марии Валяевой, чья настойчивость позволили сделать многое для того, чтобы работы Никифорова стали частью коллекции искусства ХХ века ГТГ. Живая заинтересованность коллекционеров и любителей «сложного» концептуального искусства Павла Никифорова поддерживала мастера как в материальном, так и в духовном плане: и в том, и в другом он нуждался в одинаковой степени. Впрочем, он мог бы, кажется, творить и в полном вакууме, по крайней мере - социальном вакууме: Павел Никифоров являет собой пример абсолютной самодостаточности.

В самом общем виде можно утверждать, что максимально насыщенные смыслами и коннотациями и при этом максимально «обедненные» в цветовом плане картины-шифры Павла Никифорова представляют собой полисемантические послания, отправленные им в Будущее, то есть в наше настоящее.

В художественном наследии Павла Никифорова каждое произведение - поистине бесценный раритет. Его наиболее масштабные и наиболее знаковые произведения представлены на выставке «Возврашение в Alma Mater». П.И. Никифоров - художник, которого мировое художественное сообщество еще не оценило в должной степени. Его творчество - мост, перекинутый из века XX в век XXI.

Натэлла Войскунская
Куратор выставки, Директор Фонда ГРАНИ, Почетный член РАХ

 

Опыт восприятия художника Павла Никифорова

О своем опыте восприятия работ художника Павла Ивановича Никифорова рассказывает Юрий Эдуардович Монастырский, юрист и коллекционер.

 

Презентация альбома «Три жизни Павла Никифорова»

Фонд ГРАНИ и Галерея АСТИ представляют альбом Владимира Фролова «Три жизни Павла Никифорова» - фотолетопись о художнике Павле Никифорове.

 

Павел Иванович Никифоров. О себе

Павел Иванович Никифоров
Павел Иванович Никифоров
(1941, г. Горький - 1993, г. Нижний Новгород)

Родился в 1941 году. Рисую с раннего детства. Окончил художественную студию, Горьковское художественное училище, затем Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) по отделению монументальнодекоративной живописи.

Член Международной федерации художников.

Первая выставка - в 1953 году. На профессиональной художественной выставке был представлен впервые пять лет спустя в залах Академии художеств в Москве. С тех пор выставлялся множество раз у себя в стране и за рубежом. Участник многих неофициальных, так называемых «квартирных» выставок в Москве и других городах. В 1978 году показывал свои работы на первой легальной выставке авангардного искусства в Москве, на Малой Грузинской. Принимал участие в выставках во Франции, Германии, Швеции, Аргентине.

Мои работы представлены в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галерее, «Новой галерее», галерее «Арт-Модерн» и в музее современного искусства галереи «Марс» в Москве, в Национальном институте танца США в Нью-Йорке, в Музее изобразительных искусств штата Коннектикут. Более трехсот работ находятся в частных коллекциях в США, Канаде, Великобритании, Германии, Австрии, Бельгии, Швеции, Дании, Финляндии, Италии, Испании, Греции, Югославии, Франции, Японии, Австралии, Мексике, Бразилии, Колумбии, Аргентине.

Участник аукционов «Кристи» и «Сотбис».

 

Павел Иванович Никифоров. Моя позиция

Жизнь - вселенский дар. Творчество - дар вдвойне. Это крест, который человек несет с великой радостью и мукой. Господь создал человека по образу и подобию своему. Это значит, что по Его воле человеку предначертано быть создателем.

Искусство для меня - жизнь, а жизнь - искусство. На мой взгляд, в искусстве слито два начала. Во-первых, искусство - средство познания мира. Во-вторых, средство общения людей.

Все в мире предрасположено к единению. Иначе не было бы самого мира, многообразного в своем единстве и единого в своем многообразии. Искусство помогает узнать и познать самого себя - себя в огромном мире.

Вечный вопрос искусства о форме и содержании для меня решен. Форма говорит о содержании, а оно требует такой и только такой формы. Мое искусство не живопись и не графика в привычном понимании, а трансформация мысли в зрительный образ. Это - Работа. Иногда она оборачивается философским трактатом с эмоциональной подоплекой, иногда - тихим созерцанием. Мне не хотелось бы, чтобы мои работы заставляли на себя смотреть. Они приглашают участвовать в акте творчества. Уже законченные, они продолжают жить и развиваться - помимо моей воли.

В моей работе нет более важного и менее важного. Все первое. Первое - создание среды, в которой находится все то, о чем собираюсь поведать (не принимаю болтовни в искусстве). Первое - соотношение времени и пространства. Первое - статика и динамика, статика в динамике и динамика в статике, что не одно и то же. Первое - ритм. Первое - светоцвет и цветосвет. И только каждая работа - последняя. Все, что знаешь и умеешь, нужно вложить в нее кончиками пальцев души. У меня нет поэтому двух работ одинакового размера и формата. Каждая - единственная. Это связано напрямую и с моей системой, и с моей технологией.

Немного о технологии. Насколько я знаю историю искусств, в такой технике никто и никогда не работал. Это мое изобретение. Темы моих работ вечные, и технология рассчитана на века. Я пользуюсь левкасом, тем самым, на котором писали иконы, пережившие многие столетия. Процесс подготовки утомительно долгий, рождение картины - миг. Если родилось - праздник, а нет - начинай все сначала. И когда в итоге авторства в работе как бы и нет, а есть Работа, - это для меня высокая удача. Самые удачные не хочу даже подписывать.

Уже долгое время меня занимает конструкция мира - статика и жизнь этой конструкции - динамика. В основе конструкции - знак всех знаков: крест. В основе жизни - качающееся равновесие.

Свои работы я отношу к аналитическому искусству, точнее, концептуально-аналитическому. Нельзя написать слов, не зная азбуки, и я изобретаю новую азбуку для нового языка. Искусство, по моему убеждению, находится в тупике, к которому оно шло уже давно. После бесконечных «измов» некоторым художникам показалось, что возможен возврат к старому. Возврата, однако, не будет - это противоречит логике развития. И моя азбука, надеюсь, станет одним из камней, которые лягут в основание будущего искусства. А оно уже заложено. Вспомним про супрематизм, «высшее» искусство, пришедшее слишком рано, как если бы паровоз появился в каменном веке. Это новое искусство, рожденное в России Казимиром Малевичем, многими не понято и потому не принято. Продолжатели есть, но их единицы; поле деятельности велико и не вспахано...

Из всего, что я сказал - или только хотел сказать, - следует, что подлинное творчество складывается из искры Божьей, опыта поколений и собственного - анализа, синтеза, вывода, решения и действия с Божьей помощью.

А перед работой - молитва:

Господи, помоги мне начать работу во имя Твое, продолжать - Тебе.

Павел Никифоров. Без названия. 1991
Без названия. 1991
Оргалит, темпера, левкас, смешанная техника. 82 × 67
Государственная Третьяковская галерея

Павел Никифоров. Король. 1991
Король. 1991
Оргалит, темпера, левкас, смешанная техника. 123 × 89
Государственная Третьяковская галерея

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ:

Журнал ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯСТОЛИЦА НИЖНИЙ

 

Издания Фонда ГРАНИ, посвященные Павлу Никифорову:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play