Приглашаем на совместный on line проект Музея Моды и Фонда ГРАНИ «Вечно модный Моцарт. Вечно молодой Балет. Вечно молодая Мода»
Музей Моды и Фонд ГРАНИ представляют совместный on line проект
“Вечно модный Моцарт. Вечно молодой Балет. Вечно молодая Мода”
Сеанс I на сайте Музея Моды
Продюсеры проекта:
МВЦ “Музей Моды”
Фонд ГРАНИ при участии Натэллы Войскунской
МВЦ “Музей Моды” — первый музей в России, занимающийся изучением, исследованием и популяризацией истории моды как важной части и явления материальной культуры. В Музее Моды проходят выставки, культурно-образовательные мероприятия, лекции, экскурсии, мастер-классы, конкурсы, концерты, показы работ fashion-дизайнеров и перформансы.
Автор идеи – Натэлла Войскунская
Идея проекта состоит в следующем: «оторвать» офорт от бумаги, на которой он традиционно печатается в течение многих веков, и перенести печать офорта на нетрадиционные носители, а именно, на натуральные ткани: прозрачные (шелк, шифон, батист, органза) или непрозрачные (шерсть, сукно, бархат, хлопок, лен), и таким образом использовать офорт в fashion-дизайне для создания эксклюзивных моделей от кутюр. Итак, отпечатанные на разных тканях офорты становятся «графическими» изысками деталей моделей от кутюр, созданных московским художником-модельером Оксаной Негодой, а инклюзии «барочных» элементов в известной степени соединяют современную моду с fashion-тенденциями XVIII века и, конечно, с всегда модной тенденцией CAMP - КЭМП. Третья часть проекта – HOMAGE грандиозной выставке моды "САМР" в Метрополитен музее в Нью-Йорке. Наш историко-культурный проект – тоже САМР, т.е. показной, театрализованный, нарочито интеллектуальный. Синтез FASHION дизайна (Оксана Негода) с фантазиями виртуозного офортиста (Светлана Ланшакова) – смелый выход за пределы листа бумаги.
Куратор Натэлла Войскунская
Директор Фонда ГРАНИ, со-редактор журнала "Третьяковская галерея", Почетный член Российской Академии художеств
Участники:
Светлана Ланшакова — художник-офортист, известный мастер печатной графики. Член Творческого Союза Художников России.
Книга Светланы Ланшаковой Livre d'artiste "FRIETOD - вольная смерть". Посвящение Марине Цветаевой» находится в коллекции Библиотеки Т. Уотсона музея Метрополитен, Нью-Йорк. Работы находятся в фондах Государственного литературного музея, НХГ Хазинэ, в Фонде ГРАНИ (Москва), частных коллекциях России, Австрии, Великобритании, Израиля, Швеции, США, Германии, Франции.
Оксана Негода (Oksana Negoda) — fashion-дизайнер, художник-модельер, лейбл МОДА НЕГОДА. Член “Московской Палаты Ремесел” Выпускник дизайнерской школы “Лаборатория Моды Вячеслава Зайцева” по специальности “fashion design”. Участник многочисленных fashion показов.
Совместное творчество двух художников, офортиста (Светланы Ланшаковой) и модельера (Оксаны Негода) привело к созданию серии арт-объектов, в которых фантазия и мастерство художника и погружение в звуковую ткань творений Моцарта позволили создать произведения искусства, находящиеся на стыке fashion-дизайна, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
В основе проекта — серия офортов известного московского мастера печатной графики Светланы Ланшаковой.
Офорт, как одна из разновидностей гравюры, известен с начала XVI века и по сей день считается "королем" печатной графики. Это новое (для XVI века) направление искусства печатной графики с металлических пластин на бумаге определило важную веху в развитии европейской гравюры — репродуцирование произведений живописи и, таким образом, их распространение, поскольку технология офорта позволяла тиражировать конкретный зрительный образ, созданный живописцем. Многие офортисты искусно использовали случайные эффекты, произвольно возникающие при печати, в частности, возможность получать различные оттиски с одной пластины, что можно увидеть в представленных на выставке офортах Светланы Ланшаковой. Она свободно соединяет образы, совмещая их и создавая множественность превращений каждого изображения. “Театры Моцарта”
Это первый раздел проекта, раскрывающий творческую географию Моцарта. Согласно биографии, юный Вольфганг Амадей уже в 4 года создал незатейливую, но грамотную с точки зрения гармонии пьесу. В первое путешествие Моцарты (отец, сын и дочь) отправились в начале 1762 года, когда Вольфгангу было 6 лет, а его сестре — 10. Чудо-дети везде встречали самый восторженный прием, они поражали слушателей своими исполнительскими умениями и навыками. Но был в этом ещё один интересный момент. Во время всех этих путешествий от Лондона до Неаполя Вольфганг не только демонстрировал публике своё щедрое дарование — он также впитывал в себя культурные и музыкальные достижения, которые мог ему предоставить тот или иной город. В итоге синтез всех этих музыкальных пластов дал толчок к тому мощному движению, что являло собой творчество Моцарта. Какое-то время юноша состоял капельмейстером у архиепископа в Зальцбурге, а в 1781 году переехал в Вену, где провёл последние 10 лет жизни и написал самые знаменательные свои произведения. В то время Вена была музыкальной столицей Европы, а её жители были избалованы обилием музыкальных событий, сюда стекались музыканты со всего света. Венцы не сразу приняли Моцарта, и вообще, после успеха “Свадьбы Фигаро” в 1786 году остальные премьеры проходили спокойно. Гораздо теплее его всегда принимали в Праге.
Светлана Ланшакова
Моцарт и Вена. Из серии «Вена Моцарта»
Офорт. Печать с двух форм.
130х180 мм; Оригинал — портрет Моцарта и старинная литография.
Масло, хлопковая бумага, пропитанная масляным составом.
Оформлен в фотокамеру.
В Вене 30 сентября 1791 года в театре “Ауф дер Виден” состоялась премьера оперы “Волшебная флейта” — последнего произведения австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Либретто к опере написал давний приятель композитора и антрепренер Эммануэль Шикандер.
Светлана Ланшакова
Венский оперный театр. Из серии «Вена Моцарта».
Офорт, коллаж из трех оттисков. Размер 380х380 мм. Оригинал —старинная фотография. Масло, хлопковая бумага, белый мел.
В 1869 году 25 мая Венская опера торжественно открылась оперой Моцарта «Дон Жуан».
Оксана Негода
Пальто «ТЕАТРЫ МОЦАРТА»
В модели использованы офорты на бархате Светланы Ланшаковой.
Пальто из фрагментов офортов "Венский оперный театр" и "Аугсбург" на бархате на тему «Театры Моцарта, соединённых “плоским ”швом.
Внутренняя часть воротника, манжет и шлицы (сзади) выполнена из офорта на зеленом бархате.
В рукавах от низа до локтя вставлены металлические молнии.
Аксессуары — броши из коллекции ElDiaClaro— офорт на шелке.
Оксана Негода
Крупный план переда пальто «Театры Моцарта» с брошью «Семья Моцартов» из коллекции ElDiaClaro (офорт на шёлке)
В модели использованы офорты на бархате Светланы Ланшаковой.
Оксана Негода
Крупный план спинки пальто«Театры Моцарта» с брошью «Часы» из коллекции ElDiaClaro (офорт на шёлке)
В модели использованы офорты на бархате Светланы Ланшаковой
Светлана Ланшакова
Маленький Моцарт в Шёнбрунне. Из серии «Вена Моцарта»
Офорт, коллаж из четырех оттисков. Печать с двух форм. 270х380 мм. Оригиналы — работа неизв. художника 1763 года и современная фотография в авторской обработке
В 1887 году, по случаю столетия со дня создания оперы "Дон Жуан", Оперный театр Гарнье поставил восемь спектаклей произведения и организовал выставку, посвященную рукописи Моцарта.
Балет “Безделушки”. Первое представление: Париж, «Гранд-Опера» (Королевская академия музыки), балетмейстер Новер; исполнители —
М. Гимар, Ж. Доберваль и др.
Оксана Негода
Комплект платье/жилет «МАЛЕНЬКИЙ МОЦАРТ»
В модели использованы офорты на бархате Светланы Ланшаковой
- платье-баллон: чёрная ткань hand made “крэш”, капрон на сетке, детали платья соединены плоским швом.
На груди офорт с изображением Моцарта, выполненный на шелке и помещённый между основной тканью и сеткой.
- жилет с баской из пайеточной ткани на сетке.
На спине офорт на бархате с изображением Моцарта.
- обработка по краю кожаным кантом.
- на платье два объемных кармана украшены брошью “Часы” (офорт на шелке, вышивка бисером)
Оксана Негода
Фрагмент платья «Маленький Моцарт» со вставкой офорта на шелке
В модели использован офорт на шелке Светланы Ланшаковой
Оксана Негода
Спинка жилета из комплекта «Маленький Моцарт» со вставкой из офорта на бархате
В модели использован офорт на бархате Светланы Ланшаковой
Оксана Негода
Комплект «Маленький Моцарт»
в экспозиции на выставке в Национальной Галерее ГМИИ РТ. V международная биеннале печатной графики "Всадник". Международный спецпроект фонда ГРАНИ VARIETAS DELECTAT, г. Казань,
сентябрь, 2019 г.
В модели использованы офорты на шелке и бархате Светланы Ланшаковой.
Светлана Ланшакова
Аугсбург. Из серии «Города Моцарта».
5 пронумерованных офортов.
Размер каждого 130х180 мм. Оригинал — старинная литография. Хлопковая бумага, масло. В отдельных рамах. Размер рам 260 х360 мм.
На органе базилики Святых Ульриха и Афры в Аугсбурге в 1777 году маленький Моцарт играл для друзей своего отца .
Во время праздников, посвящённых году Моцарта в 2006 году, приобрёл европейскую известность хор из Аугсбурга — «Mozartchor Augsburg». Основанный в 1976 году, «Mozartchor Augsburg» в основу своего репертуара взял оратории. Этот репертуар позволяет теперь хору имени Моцарта выступать с самыми известными исполнителями и оркестрами Европы.
Светлана Ланшакова
Семья Моцартов
Коллаж из офортов. Авторские принты. Общий размер 350х400 мм. Оригиналы — портрет семьи, фотография в авторской обработке и рукописный нотный лист. Хлопковая бумага разной плотности, калька, пропитанная маслом, масляные краски, белый мел.