Открытие выставки "КУКЛЫ И ИГРУШКИ. История и современность" в Государственном музее А.С. Пушкина в Международный день музеев

Департамент культуры города МосквыГосударственный музей А.С. Пушкина

Международный день музеев и День исторического и культурного наследия Москвы Государственный музей А.С. Пушкина отметит открытием новой выставки. Завораживающая и ностальгическая экспозиция, в которую войдут старинные куклы и игрушки из собрания музея и частных коллекций войдут, разместится в Белокаменных палатах XVII века, архитектурно-историческом памятнике в Чертольском переулке, летнем павильоне музейного комплекса ГМП на Пречистенке.

КУКЛЫ И ИГРУШКИ. История и современность. Государственный музей А.С. Пушкина

КУКЛЫ И ИГРУШКИ.
История и современность

С 18 мая 2019 года
в Государственном музее А.С. Пушкина,
в павильоне «Белокаменные палаты XVII века»

ул. Пречистенка, 12/2, вход с Чертольского переулка (ст.м.«Кропоткинская»)

 

Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию – закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.

А.С. Пушкин

Выставка, подготовленная Государственным музеем А.С. Пушкина при участии частных коллекционеров, посвящена куклам и игрушкам разных исторических эпох. Самые ранние человекообразные фигурки были обнаружены археологами при раскопках древних цивилизаций Египта, Греции, Рима. Сделанные из самых простых подручным материалов: глины, камня, дерева, кожи, воска и т.п. они первоначально играли центральную роль в религиозных и мистических обрядах, но впоследствии, попадая в руки ребенка, превращались в детские игрушки. А в XIX веке появились авторские куклы, которые стали рассматриваться как высокое искусство. Однако о каких бы куклах не шла речь – будь то обрядовые куклы и куклы-обереги, куклы-игрушки, театральные и художественные куклы разных исторических эпох – все они несли на себе печать своего времени: мировоззрения, культуры, этических норм и эстетических предпочтений.

Не претендуя на полноту раскрытия темы, исчерпать которую невозможно, авторы выставочного проекта представляют зрителям кукол, которые сегодня являются предметом коллекционирования.

Первый раздел экспозиции составили куклы и игрушки XIX века из фондов Государственного музея А.С. Пушкина.  Вплоть до середины XIX века европейские куклы изображали взрослых дам, одетых и причесанных по последней моде. Туловища кукол в то время делали из папье-маше, лайки и материи, набитых опилками, а головы – из терракоты, мастики, фарфора или воска. Десятилетиями кукла – с ее нарядами, украшениями, посудой и домашней обстановкой – оставалась любимой игрушкой девочек, позволяющей копировать жизнь взрослых. Напротив, серьезное поведение в детстве, отказ от игр и игрушек, расценивались как черта романтического героя. Так, например, характеризуя внутренний мир Татьяны, героини романа «Евгений Онегин», А.С. Пушкин подчеркивал, что «куклы даже в эти годы/  Татьяна в руки не брала…». 

Экспонаты, вошедшие в этот раздел выставки, полтора столетия назад не представляли большой ценности как предметы искусства. Однако со временем они обрели другую ценность – историческую. Среди них особый интерес представляет кукла «Любочка» – ценнейшая мемория, принадлежавшая детям А.А. Пушкина, старшего сына поэта. А.А. Пушкин в первом браке был женат на С.А. Ланской, которая была неплохой художницей: работала маслом, акварелью и даже разрисовывала куклы. Среди кукол, расписанных ею, была и «Любочка», много  лет хранившаяся в многодетной семье Пушкиных. Она поступила в музей в 1998 году от Г.А. Галина, праправнука А.С. Пушкина.

КУКЛЫ И ИГРУШКИ. История и современность. Государственный музей А.С. Пушкина

Здесь же представлены и другие игрушки XVIII – начала ХХ веков: пазл «Сельский пейзаж с водопадом» (1790–1800-е); игру «Восточный паркет» (середина XIX века); цилиндр, конус и карточки для анаморфоз «Садовник поливает дерево», «Пьеро и Арлекин», «Путник около дома», «Казак на лошади» (1800-е). Анаморфозами назывались уродливые изображения предметов, нарисованных таким образом, что если их рассматривать с определенного места или с помощью того или иного оптического приспособления, они кажутся правильными и не искривленными.

На стенах экспонируются детские портреты XIX века – так могли выглядеть дети, которым эти игрушки принадлежали. В витринах – издания, которые могли находиться в их детских библиотеках.

Следующий раздел выставки – это предметы из собрания художника-живописца, графика и иллюстратора Т.А. Мавриной, на протяжении многих лет собиравшей городецкую, дымковскую, филимоновскую и богородскую игрушку. Произведения народных мастеров Маврина включала в свои натюрморты; рассказывая о народной игрушке в своих книгах – знакомила детей с национальным искусством. В собрании Государственного музея А.С. Пушкина хранится более 50 предметов из коллекции Т.А. Мавриной, большая часть которой представлена на выставке. Здесь и любимые ею коты – из дерева и папье-маше, богородские медведи, лошадки с повозками. В этих работах, созданных мастерами-игрушечниками, художница черпала вдохновение для своих картин, которые также можно видеть в залах экспозиции.

Третий раздел выставки – это коллекция уникальных художественных кукол из галереи Елены Громовой. Каждая представленная здесь  кукла – это неповторимый  образ, в котором через  синтез скульптуры, живописи и дизайна  реализуется  удивительное по своему воздействию художественное высказывание. Это новый и перспективный  вид художественного творчества, способный  по-новому отразить окружающую действительность, а также нести в себе информацию о человеке и мире, касаясь самых актуальных вопросов,  и выступать важным действующим лицом в современном изобразительном искусстве.

Подробнее об этих и других мероприятиях Дня и Ночи 18 мая можно узнать на сайте Государственного музея А.С. Пушкина – www.pushkinmuseum.ru.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play