Музей AZ откроет в Иванове выставку «Симпатические взаимодействия» в рамках фестиваля «Первая фабрика авангарда»

Петр Беленок «Кратер», 1980
Петр Беленок «Кратер», 1980

6 октября 2023 года в Иванове в «Музейно-выставочном центре» откроется выставка «Симпатические взаимодействия» в рамках фестиваля современного искусства «Первая фабрика авангарда». В экспозицию войдут более 100 работ мастеров советского неофициального искусства из собрания Музея AZ и современных художников — Дмитрия Краснопевцева, Михаила Шемякина, Олега Целкова, Дмитрия Плавинского, Гриши Брускина, Франциско Инфанте, Владислава Мамышева-Монро, Павла Отдельнова, Ирины Кориной, Петра Белого, Тимофея Ради, Сергея Денисова, Анны Мартыненко, Клавы Колибабы, Ани Мирошниченко, Андрея Рудьева и других. Куратор проекта — художник, искусствовед Александр Дашевский.

Дмитрий Краснопевцев «Свиток с чернильницей», 1985
Дмитрий Краснопевцев «Свиток с чернильницей», 1985

Произведения искусства 1960-2020-х годов объединены затейливой концептуальной рамкой: проект построен по принципу зеркала, когда одна эпоха ищет отражения своих надежд, страхов, тупиков и отчаяния в опыте давно прошедшего периода. Таким двойником-собеседником современности на выставке становится Ренессанс — этап длительной трансформации социума, в результате которого появился современный раздираемый противоречиями мир. Как и сегодня, люди Возрождения творили будущее, думая, что сохраняют истины и достижения прошлого, колеблясь между ролями новаторов и наследников, экспериментаторов и охранителей.

Павел Отдельнов «Глобальность», 2020
Павел Отдельнов «Глобальность», 2020

Ренессансная медицина унаследовала от античности представление о том, что все процессы, происходящие в организме, зависят от баланса четырех гуморальных субстанций — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи. Гуморы внутри человека — отражение стихий, из которых состоит космос: земли, огня, воды и воздуха. Нарушение баланса в организме влияет на весь мир. Зритель выставки, как медик эпохи Возрождения, проследует вместе с жидкостями-стихиями по телу пациента-мироздания.

Сергей Тихонов «Находка», 2017
Сергей Тихонов «Находка», 2017

Куратор «Симпатических взаимодействий» Александр Дашевский создал пространство исторических перекличек и параллелей на материале работ мастеров советского неофициального искусства и современных авторов в городе конструктивизма — Иванове.

Андрей Рудьев «Они забыли о Гагарине»,  2002
Андрей Рудьев «Они забыли о Гагарине», 2002

Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ:

«Новая выставка в Иванове интересна прежде всего своим неожиданным и смелым диалогом с эпохой Ренессанса. Александр Дашевский, известный художник и куратор проекта, с большим энтузиазмом погрузился во времена великих живописцев и ученых, в эпоху, породившую “универсального человека” — ищущего, смелого, постигающего мир опытным путем и утверждавшего, что именно человек является мерой всех вещей. Гуманизм как новое мировоззрение стал главной отличительной чертой Возрождения, что привело к созданию новых жанров  в литературе, музыке, живописи, поэзии. С тех пор прошло много столетий, но человек по-прежнему задается теми же вопросами и пытается найти на них ответы».

Структура экспозиции
Выставка поделена на четыре раздела, каждый из которых метафорически связан с одним из гуморов. Каждый раздел в свою очередь состоит из трех тематических рубрик, плавно перетекающих одна в другую. Перемещаясь по организму выставки, зритель наблюдает эклектичную логику отношений между произведениями.

Александр Дашевский, куратор выставки:

«”Симпатические взаимодействия” — это большой проект о тревоге, надежде, и том, как желание расколдовать будущее заколдовывает прошлое. Связи между работами, членение материала, образный строй организованы согласно представлениям об устройстве мира из арсенала ренессансной магии. Возрождение было временем не только и не столько дерзких новаторов, сколько периодом конкуренции, переусвоения и перепридумывания традиций, временем, когда консервативный инструментарий и риторика создавали условия, заставляющие мысль и знание двигаться к неизведанному. Ощущение конца, кризиса, тупика, опасности невольно заостряет внимание на истоке, начале, точке возникновения. Ренессанс — одна из эпох, которую современность назначила своим прародителем. Фигура гуманиста, решительно говорящего и уверенного в своей способности к суждению о политике, религии, движению планет и фармакологии, оказывается очень востребована, когда вы не доверяете ни проповеднику, ни собственному врачу, ни своей возможности разобраться в их кознях. Современность, вступающая в симпатические взаимодействия с историей знания эпохи Возрождения, подсвечивает неожиданные суждения, странные представления, удивительные споры и противоречия и одновременно рассказывает о себе. На этой выставке зрителю предстоит много с удовольствием читать и тренировать поэтическое зрение — экспозиция полна визуальных парадоксов и рифм».

Разделы выставки

Первый гумор-раздел «Буква и звук» посвящен вопросам языка — владениям иностранными и древними языками; переводческой деятельности, которая была крайне важна для ренессансного гуманиста; нумерологии и эзотерическим трактатам, а также коммуникации с ангелами, занимавших людей той эпохи. Здесь будут представлены работы Дмитрия Краснопевцева, Евгения Михнова-Войтенко, Дмитрия Плавинского, Петра Белого, Владимира Абиха, Павла Отдельнова, Владимира Козина и других.

Второй раздел — «Магия точная и доказательная» — расскажет о натуральной магии, астрономии и астрологии и связи математики, музыки, движения звезд и гармонического мироустройства. В данном гуморе можно будет увидеть работы Андрея Рудьева, Димы Филиппова, Анны Мартыненко, Александра Морозова, Дениса Патракеева, Франциско Инфанте, Лидии Мастерковой, Владимира Наседкина, Гриши Брускина.

Третий раздел — «Медицина» — рассматривает устройство этой сферы в эпоху Возрождения  через произведения Клавы Колибабы, Валерия Гриковского, Дмитрия Краснопевцева, Эрнста Неизвестного, Наталии Турновой, Олега Целкова, Владимира Янкилевского, Малле Лейс, Екатерины Исаевой, Сергея Денисова и других.

Четвертый же гумор — Primus et Novissimus — возвращается к теме постоянства и изменений. Художники: Владимир Кустов, Вика Бегальская и Александр Вилкин, Алена Жандарова, Аня Мирошниченко, Сергей Тихонов, «Семичов — Кузьмин», Владимир Янкилевский, Сергей Колосов, Петр Дьяков, Петр Беленок, Тимофей Радя, Оскар Рабин, Сергей Тихонов и другие.

Михаил Шемякин из серии «Жизнь Рембранта», 1987
Михаил Шемякин из серии «Жизнь Рембранта», 1987

Проект посвящен памяти научного сотрудника Музея AZ Сергея Соловьева, спектр научных и художественных интересов которого охватывал Ренессанс, авангард, неофициальное искусство 1960-х и современность. Уроженец Иванова, он на протяжении всей жизни поддерживал с городом тесные личные и профессиональные связи.

Выставка будет открыта до 15 января 2024 года.

Виталий Пушницкий «Прорастание #1(Gepminaiting #1)»,  2021
Виталий Пушницкий «Прорастание #1(Gepminaiting #1)», 2021

Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда» проходит в Иванове ежегодно с 2018 года. Это смотр актуального искусства по различным направлениям: арт-проекты, театр, литература, музыка, кино, хореография, фотография и многое другое. Основная идея фестиваля — через призму традиций авангардного искусства, активно развивающегося в Иванове в 1920-1930-е годы, осмыслить эксперименты в разных областях современного искусства. Гостями и участниками фестиваля в разные годы были Надежда Васильева, Лев Рубинштейн, Владимир Мартынов, Евгений Водолазкин, Александр Гронский, Ольга Флоренская, Рома Уваров, Настасья Хрущева и другие. Кураторами арт-проектов среди прочих выступали Сергей Соловьев, Алиса Савицкая, Катя-Анна Тагути и Дмитрий Каварга.

Адрес: «Музейно-выставочный центр», Ивановская область, г. Иваново, ул. Советская, 29

Над проектом работали:
Генеральный директор Музея AZ и AZ/ART Наталия Опалева
Куратор проекта Александр Дашевский
Архитектура выставки MISH studio (Михаил Маслов, Марина Артамонычева)

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play