Круглый стол, посвященный спасению клуба фабрики «Свобода» в Музее архитектуры

Клуб фабрики «Свобода» в Москве во время строительства. 1931
Клуб фабрики «Свобода» в Москве во время строительства. 1931.
Фотобумага, чб печать. 20.12.1930. Архив ДМ

23 декабря в лектории Музея архитектуры имени А.В. Щусева состоится круглый стол, посвященный спасению клуба фабрики «Свобода», который также хорошо известен как «Дворец культуры имени М. Горького».

Здание было спроектировано архитектором Константином Мельниковым для Союза химиков в 1927-1929 годах. За всё время время существования оно несколько раз перестраивалось, так что первоначальные идеи Константина Мельникова были значительно искажены. В 1947 году здание клуба было передано профсоюзу работников советской торговли. В послевоенное время клуб переименовали в «Дворец культуры имени М. Горького».

Клуб фабрики «Свобода» в Москве. Перспектива. 1927
Клуб фабрики «Свобода» в Москве. Перспектива. 1927.
Фоторепродукция В. В. Робинова. 1977.

В 1950 году внешний вид здания претерпел существенные преобразования: лестницы уличного фасада были отсечены, окна заложены, а на глухой стене появился барельефный портрет Максима Горького. 

Клуб фабрики «Свобода» в Москве. 1930-е
Клуб фабрики «Свобода» в Москве. 1930-е.
Архив ДМ.

В 2004 году была проведена реконструкция постройки, в результате которой были заново воссозданы фасады клуба, однако реализованные интерьеры кардинально отличались от оригинальных. В данный момент памятник архитектурного авангарда разрушается и требует скорейшего проведения реставрационных и консервационных работ. Постройка имеет статус объекта культурного наследия Российской Федерации регионального значения.

Клуб фабрики «Свобода» в Москве. Интерьер зала. 1930-е
Клуб фабрики «Свобода» в Москве. Интерьер зала. 1930-е.
Архив ДМ.

Мы приглашаем Вас принять участие в обсуждении дальнейшей судьбы этого важнейшего памятника авангарда.

Модератор круглого стола: Елизавета Лихачева (директор Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева)
Приглашенные к участию в качестве спикеров:

  • Татьяна Александровна Агапова — муниципальный депутат Савеловского района г. Москвы;
  • Галина Ивановна Маланичева — почетный председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК);
  • Константин Петрович Михайлов — член Президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека, главный редактор сайта «Хранители Наследия» и журнала «Охраняется государством»;
  • Евгения Борисовна Твардовская — член ВООПИК, заместитель главного редактора сайта «Хранители Наследия» и журнала «Охраняется государством»;
  • Алексей Олегович Комов — член Союза архитекторов России, главный архитектор г. Калуги;
  • Юлия Алексеевна Логинова — заместитель руководителя Департамента культурного наследия г. Москвы;
  • Сергей Борисович Куликов — Главный архитектор Центральных научно- реставрационных проектных мастерских (ФГУП ЦНРПМ);
  • Николай Юрьевич Васильев — кандидат искусствоведения. Историк архитектуры, градостроительства и дизайна;
  • Елена Леонидовна Николаева — Депутат Московской городской думы VII созыва.

Круглый стол состоится 23 декабря в 12.00 в лектории Музея архитектуры по адресу ул. Воздвиженка, д. 5/25 (Флигель «Руина», 2 этаж).
Посетить мероприятие можно получив в кассе музея билет «Бесплатный на конференцию». 

При желании ознакомиться с выставками, проходящими в Музее, посетители мероприятия отдельно приобретают в кассе входные билеты.

 

Справка

Объект культурного наследия регионального значения Клуб фабрики «Свобода» (г. Москва, ул. Вятская, д.41)

«В единице одновременно и ТЕАТР и КИНО»
К. С. Мельников

Клуб парфюмерной фабрики «Свобода» (трест «Жиркость»), как и клуб завода «Каучук» на ул. Плющиха, построен в 1927-1931 годах в рамках программы клубного строительства профсоюза химиков. Находится в районе Бутырской слободы, для его строительства в 1927 году был выделен участок непосредственно рядом с фабрикой на территории общественного парка.

Архитекторы: К.С. Мельников (общий эскизный проект), В.А. Петров (отделка интерьеров). Проект сильно переработан К. С. Мельниковым в ходе строительства 1927-1931 гг. Исполнитель работ: контора «Строитель» при Московском Совете народного хозяйства.

Первоначальный проект 1927 года («сигара Свободы»). Форма здания - «цистерна», или «сигара» (цилиндрический объем, вытянутый вдоль улицы и зажатый между двумя прямоугольными корпусами) - являлось аллюзией на резервуары-цистерны, используемые в мыльно-косметическом производстве. Со стороны уличного и паркового фасадов - по два изогнутых в плане пандуса. Каждая пара вела на площадку 2-го этажа непосредственно ко входу в зрительный зал и была рассчитана на пропуск массовых шествий. Главные входы в здание - на 1-ом этаже, между пандусами.

Интерьеры по проекту 1927 года: трансформируемое многофункциональное пространство. Зрительный зал на 1000 чел. - на 2-ом этаже (в «цистерне»). Дневное освещение, благодаря ленточному остеклению продольных стен. При необходимости зрительный зал мог быть разделен на две части - театральный и кино- залы - опускным щитом (перегородкой), убирающимся в железобетонный кожух. Эллипс зала - единая конструкция перекрытий 1-го и 2-го этажей, что позволило бы разместить вдоль стен трибуны, а в зазорах нижнего пояса фермы - бассейн. Бассейн длиной 40 м проектировался прямо под полом партера зрительного зала. При использовании бассейна часть партера со зрительными местами поднималась бы вверх. Вестибюль с гардеробом и фойе - при входе на 1 -ом этаж. В боковых объемах помимо сцены - помещения для кружков, гостиная и библиотека с читальным залом.

Осень 1927 года - изменения в проекте:
-         спортсектор вынесен в отдельную пристройку по западному фасаду;
-         вход в зрительный зал с пандусами со стороны парка ликвидирован;
-         пандусы со стороны улицы заменены на лестницы;
-         отказ от бассейна из-за отсутствия водопровода в этом районе;
-         вместо одной опускной перегородки - два выдвижных щита, разделяющих пространство на три части. Кожухи щитов стали частью конструкций западной пристройки;
-         конструкция зрительного зала запроектирована в виде железобетонных ферм на колоннах, у боковых крыльев - кирпичные стены с перекрытиями по железным балкам и эксплуатируемая плоская кровля.

1928 год - изменения в проекте:
-         заказчики попросили устроить столовую - К. С. Мельников увеличивает объем пристройки со спортзалом;
-         в зрительный зал возвращена одна перегородка (вместо двух);
-          в цокольном этаже запроектированы кухня и обслуживающие помещения, на 1ом этаже - столовая, а на 2-ом - спортзал с полуциркульным в сечении перекрытием и кровлей. В композиции главного (западного) фасада выделялась центральная 2-этажная часть с полукруглым остекленным завершением и боковые крылья меньшей высоты с чередующимися остекленными и глухими плоскостями.

1929 год - от столовой отказались, вернулись к 1-ому варианту пристройки меньшей кубатуры. Строительство затянулось и завершилось только в 1931 году.

Реализованный проект (1931 год)
-          центральная часть сооружения - «цистерна» - получила граненную форму. На ее первом этаже находился вестибюль с гардеробом и фойе, на втором - зрительный зал с раздвижной стеной. Акцентом уличного фасада стали две открытые лестницы с каменными глухими парапетами, башня-пилон кожуха раздвижной стены и ленточное остекление в уровне второго этажа. Марши лестниц охватывали пространство по сторонам от главного входа в здание.
-          разновысокие боковые объемы со стороны улицы и парка выделены ризалитами с балконами наверху.
-          в северном объеме находилась сцена с трюмом и колосниками, подсобные помещения для реквизита и бутафории, комнаты для шумной кружковой работы.
-          устройство дневного освещения сцены в виде двух вертикальных лент остекления на северном фасаде.
-          с северной стороны этого объема находилась двухэтажная пристройка с артистическими уборными, кружковыми комнатами и лестничной клеткой.
-          южное 3-этажное крыло - фойе, кружковые помещения и библиотека. Для освещения этих помещений на южном фасаде устроено пять широких вертикальных полос остекления.
-          наружная лестница по центральной оси фасада вела непосредственно в фойе первого этажа.
-          с запада располагался спортивный корпус, состоящий из 1-этажного спортзала и 2-этажного объема с душевыми, раздевалками, санузлами и аудиторией.

Оригинальное колористическое решение и отделка фасадов:  гладкая штукатурка белого цвета; крупная крошка - коричневого; мелкая крошка - серого.

1940-е - 1950-е годы: дом культуры им. М. Горького
- проведен капитальный ремонт, оборудованы Малый зал на 300 мест, комната отдыха и буфет;
-          отремонтирован Большой зрительный зал (замена сгнивших конструкций перекрытия потолка и кровли, кирпичная кладка стен с последующей штукатуркой, покраска стен и потолка);
- в спортзале - смена сгнившего пола и перекрытия, гидроизоляция пола, укладка паркета, переоборудование отопительных приборов, покраска;
-          укладка нового паркета и линолеума в фойе, кружковых помещениях и библиотеке, отремонтированы все двери, окна и электрооборудование;
-          в зрительном зале разобран железобетонный кожух разделительной перегородки и трибуны, окна заложены кирпичом;
-          с северной стороны к спортзалу пристроено двухэтажное каменное сооружение для гаража и передвижного фонда библиотеки;
-          фасады оштукатурены и покрашены в нейтральный охристый цвет;
-          на глухой стене над главным входом размещен барельеф А.М. Горького и его рельефный автограф;
-          в интерьерах появились дополнительные перегородки, выполнено новое оформление в классическом стиле;
-       изменена конфигурация сцены и потолка, стены обшиты панелями из ДСП.

1965 год - к южному фасаду здания пристроена металлическая лестница, ведущая непосредственно в фойе 2-го этажа. Балконы ризалитов заполнены стеклоблоками.

1970-е - 1990-е годы - в доме культуры продолжилась культмассовая работа. В его стенах работали различные творческие коллективы: народный хор, камерный хор, камерный оркестр, детская хоровая студия, студия бальных танцев и др.

1990 г. - присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения

2004 - 2006 годы: реставрация и реконструкция

Заказчик: ООО «ИНТЭС». Проект реставрации выполнен ЦНРПМ.
-       фасады основного корпуса отреставрированы с воссозданием утраченных первоначальных элементов - наружных лестниц и башни-пилона;
-       раскрыты заложенные оконные проемы зрительного зала (при этом установлены пластиковые стеклопакеты), разобраны закладки из стеклоблоков балконов, отреставрированы их ограждения;
-       металлическая лестница на южном фасаде демонтирована, взамен установлена новая, ведущая на первый этаж;
-       проект покраски фасадов был выполнен по итогам натурных исследований. При их покраске с определенными отступлениями восстановлено первоначальное контрастное колористическое решение фасадов, основанное на сочетании цветов красно-белой гаммы.

Утраты и искажения авторского замысла в ходе работ 2004-2006 годов:
-       диссонирующие элементы: новые заполнения оконных проемов (пластиковые стеклопакеты) и ограждение наружной южной лестницы в виде балясника сделаны без учета исторического облика здания;
-       приспособление интерьеров под современное использование (банкетный зал и ресторан) произведено без учета первоначального облика и планировки помещений, вопреки проектным предложениям реставраторов;
-       диссонирующая внутренняя отделка - помпезная и эклектичная - выполнена из современных материалов с мотивами в духе псевдо-ренессанса и псевдобарокко, не соответствует оригинальному замыслу и дизайну;
-       вопреки проекту реставрации одноэтажный корпус спортзала вместе с поздней пристройкой были разобраны. На их месте возведена пристройка, которая исказила облик дворового фасада клуба;
- окна на северном фасаде, освещавшие сцену, и наружные дверные проемы зрительного зала с навесами не восстановлены.
Сохранились оригинальные элементы: две внутренние металлические винтовые лестницы и лестницы со ступенями «тераццо» по металлическим косоурам.

Текущая ситуация
С 2007 по 2017 годы в здании на основании договора аренды располагался ресторан - банкетный зал «Суриков-холл».

По данным Росреестра на июль 2020 г. здание находится в собственности г. Москвы.

По имеющимся сведениям, в 2017 г. проведены предпроектные работы для приспособления здания под использование театром, находящимся в подчинении Департамента культуры г. Москвы (по аналогии с Театром романа Виктюка в здании Клуба Русакова).

С 2017 г. здание не используется и постепенно разрушается.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play