Фонд ГРАНИ и Галерея АСТИ представят спецпроект на 5-й Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник»

5-я Казанская международная биеннале печатной графики «Всадник»

5-я Казанская международная биеннале печатной графики «Всадник»

12 сентября 2019 в Национальной художественной галерее ХАЗИНЭ в Казанском Кремле открывается 5-я Казанская международная биеннале печатной графики ВСАДНИК. Фонд ГРАНИ представляет Международный художественный проект Varietas delectat РАЗНООБРАЗИЕ ДОСТАВЛЯЕТ УДОВОЛЬСТВИЕ.

ФОНД ГРАНИ – Галерея АСТИ

Спецпроект «Varietas delectat»
Разнообразие доставляет удовольствие

Светлана Ланшакова – Марина Гурова – Оксана Негода – Натэлла Войскунская

 

Цель Проекта – показать, насколько театральной может быть традиционная печатная графика в современном осмыслении.

 

Часть I. Le Mozart Noir Театр Офорта.

Художник-офортист Светлана Ланшакова представляет серию работ «Вариации на темы Моцарта». Зрителю предоставляется возможность проследить жизнь великого композитора на театральной сцене, на которую Вольфганг Амадей ступил совсем маленьким мальчиком и с которой не расстался до самой смерти, иными словами от 4 лет (Моцарт написал свой первый концерт в этом возрасте) до 35 лет – до «Реквиема» и встречи с Черным человеком. Ланшакова совмещает портреты Моцарта с узнаваемыми архитектурными образами, т.е. работает с несколькими печатными формами. Так несколько образов, просвечивающих друг сквозь друга, позволяют достичь эффекта движения, в том числе движения времени: прошлое проступает сквозь плюсквамперфект и становится настоящим – по Аристотелевому закону триединства Действия, Времени и Места.

Для достижения эффекта «театральности» художник использует коллажи, создавая оригинальные концептуальные графические листы. В результате многослойные работы с двумя или тремя планами становятся как бы авансценой в сцене-коробке.

Однако кульминацией экспозиции, безусловно, является камера-обскура, в которой для удовольствия зрителей представлена обманка (тромплёй) – имитация пергамента. Налицо еще одно превращение «короля» печатной графики.

 

Часть II. Театр Тени: превращение тени, или как Тень «поймала» художника

Марина Гурова. Трафареты (акрил, трафаретная печать)>

Проект М. Гуровой – о креативности зрения художника, способности увидеть образ там, где его никто не видит, готовности не пройти мимо мгновения: запечатлеть его, а затем создать из него театр превращений – в буквальном смысле преобразований с вращением.

Разнообразие представлено как результат 7 превращений на бумаге одного-единственного знака – графического образа, выполненного по трафаретному шаблону, или иначе: 7 знаков, порожденных одним-единственным образом.

Проект М. Гуровой соответствует парадигме концептуального минимализма: образ – знак.

Не только тень, но и свет в равной степени рождают «театральный» образ. Ширма-инсталляция с прорезанным – вырезанным – как для трафаретной печати знаком загорается от установленного внутри ширмы света. Так черное изображение на бумаге замещается ярким светящимся знаком, так свет побеждает тень.

Экспозиция дополнена видео-презентацией (точка-линия-точка) с музыкой современных шведских композиторов Патрика Вингорда и Себастиана Ринга, создавших оригинальные сочинения с участием духовых, струнных и электронных инструментов. Это особый жанр музыки созерцания с плавными переходами от звучания к беззвучию. Звук «возникает» из тишины точно так же, как зрительный образ из линии, а в конечном итоге – из точки, чтобы возвратиться к началу, к обретению покоя и безмолвия. В слиянии музыкального и зрительного ряда – одна из особенностей диалога искусств.

Кульминация экспозиции – превращение знака в трехмерную скульптурную форму, рожденную графическим образом.

 

Часть III. Модельер Оксана Негода.
Путешествие офорта в мир высокой моды.

Традиционные офорты на бумаге, представленные в экспозиции, согласно наименованию проекта «Varietas delectat» (Разнообразие доставляет удовольствие), претерпевают превращения: отпечатанные на шелке, батисте, льне, шерсти или сукне, они становятся «графическими» изысками деталей одежды, созданной московским модельером Оксаной Негодой. Причем инклюзии «барочных» элементов в ее модели в известной степени соединяют современную моду с фэшн-тенденциями XVIII века и, конечно, с всегда модной тенденцией CAMP - КЭМП.

Третья часть проекта – HOMAGE грандиозной выставке моды "САМР" в Метрополитен музее в Нью-Йорке. Этот историко-культурный проект – тоже САМР, т.е. показной, театрализованный, нарочито интеллектуальный. Синтез ФЭШН дизайна (Оксана Негода) с фантазиями виртуозного офортиста (Светлана Ланшакова) – смелый выход за пределы листа бумаги. Цель – оставить отпечатки своей фантазии на темы Моцарта (Le Mozart Noir) на разных материальных носителях – на шелке, шифоне, бархате, сетке…

Модельеру Оксане Негода удалось волшебным образом передать романтический и готический характер музыкального гения всех времен, создать ощущение подлинного шика от кутюр (hautecouture, илиaltamoda) с его вниманием к деталям и стремлением создать настоящие арт-объекты. Все представленные в экспозиции 10 моделей – наглядное тому подтверждение.

Союз двух муз предоставит зрителям возможность получить подлинное удовольствие от эстетики и интеллектуальной гармонии САМР в исполнении бренда МодаНегода.

Автор идеи и куратор
Натэлла Войскунская, Директор Фонда ГРАНИ

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play