Еврейский музей и центр толерантности открыл фотовыставку «Чувство дома»

Еврейский музей и центр толерантности открыл фотовыставку «Чувство дома»

25 июля в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие фотовыставки «Чувство дома». Проект представил работы 12 фотографов, показавших фотоистории об отношении человека к своему дому. Выставка организована совместно с исследовательским проектом «Заповедник» (Фонд «Общественное мнение»).

Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности:

«Выставка “Чувство дома” — проект, как нельзя лучше отвечающий принципам Еврейского музея и центра толерантности. Это семнадцать фотосерий, рассказывающих истории эмоциональной и символической привязанности людей к своему дому. Экспозиция приглашает зрителей познакомиться с образами домов и их обитателей, представляющих народы и этносы самых разных уголков России: от Дальнего Востока до Северной Осетии, от Финского залива до Таймыра. Еврейский музей и центр толерантности благодарит исследовательский медиапроект “Заповедник”, куратора Нину Гомиашвили и, конечно же, талантливых фотографов за столь актуальный и глубокий проект».

Гостями вечера стали Божена Рынска, Ксения Соловьева, Антон Желнов, Михаил Миндлин, Анна Трапкова, Сергей и Анастасия Рябцовы, Алиса Прудникова, глава представительства «Натив» в Российской Федерации, СНГ и странах Балтии при Посольстве Государства Израиль г-жа Яна Агмон и другие.

Нина Гомиашвили, куратор выставки «Чувство дома»:

«Чувство дома — это воспоминания, которые мы передаем из поколения в поколение: запахи, звуки, ощущения, учащающееся при подъезде к дому детства сердцебиение... У нас получилась очень нежная и лиричная выставка, которая, я уверена, найдет отклик в каждом. Ведь посредством языка фотографии мы рассказываем крайне важные истории, затрагиваем темы, о которых хочется думать, размышлять. Для этого мы использовали взгляд фотографов, их души и сердца, а также тексты и вербальное переосмысление фотографического искусства, за которое в проекте отвечал исследовательский медиапроект «Заповедник». Наша выставка — это живой организм, шумный и полный надежд, мыслей, ощущений, и мы надеемся, что она отзовется в душе каждого гостя музея».

Каждая история, представленная в экспозиции, показывает, как формируются эмоциональные связи с местом, которое человек называет домом. Сегодня разговор о доме может стать точкой опоры, попыткой найти личные смыслы, которые остаются с нами всегда и везде. При этом под словом «дом» может подразумеваться и родовое гнездо, где жило несколько поколений семьи, и переносной чум, и квартира детства, воспоминания о которой хранятся в каждом из нас, и номер в отеле, в котором пришлось остановиться на несколько месяцев.

Еврейский музей и центр толерантности открыл фотовыставку «Чувство дома»

 

Екатерина Кожевина, руководитель просветительских проектов Фонда «Общественное мнение», сооснователь медиапроекта «Заповедник»:

«Эта выставка называется не просто “Дом” — из кирпича и бетона, а “Чувство дома”. Чувство — это то, что остается с тобой навсегда, что помогает обрести опору. На выставке мы собрали семнадцать фотоисторий, рассказывающих о вещах и предметах, которые помогают человеку почувствовать себя под защитой, будь то веранда на семейной даче, бревна родной избы, с которыми люди переезжают с места на место, или личный алтарь, сооруженный на книжной полке. В ходе работы над выставкой у нас тоже было время подумать, что понятие “дом” значит лично для нас. И за это я очень благодарна коллегам из Еврейского музея, кураторам Нине и Даниле, привлекшим нас к участию в этом замечательном проекте. И, конечно, фотографам, присоединившимся к нам в этом увлекательном путешествии».

Семнадцать фотоисторий выставки «Чувство дома» переносят зрителей в разные точки России: от Финского залива до Биробиджана, от полуострова Таймыр до Северной Осетии. Экспозиция состоит из пяти тематических разделов:

  • родовое гнездо;
  • дома кочевников;
  • ностальгия по дому;
  • мой дом –– твой дом;
  • сакральный дом.

Данила Булатов, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности:

«Подготовка к выставке оказалась для нас настоящим ярким приключением длиною в пять месяцев. Здесь представлены семнадцать фотографических серий, пять из которых создавались специально к этому проекту, и лично я с большим нетерпением ждал результата. Благодаря общей слаженной работе команды все получилось, и сегодня мы можем познакомиться с прекрасной цельной экспозицией. Актуальность этой выставки в обращении к самому понятию “дома”. Герои фоторабот вызывают у меня неподдельное восхищение и уважение, поскольку в сегодняшнем глобальном мире им удается сохранять собственную уникальную идентичность, ощущать глубокую связь с тем местом, где они живут. Самобытный уклад и система ценностей, не связанная с культурой потребления, — вот что определяет особый уровень свободы этих людей. Я очень благодарен всем, кто принял участие в работе над выставкой: куратору Нине Гомиашвили, исследовательскому медиапроекту «Заповедник», фотографам, сотрудникам Еврейского музея, а также нашим друзьям и партнерам — Благотворительному фонду “САФМАР”».

Родовое гнездо
Первый раздел посвящен людям, живущим из поколения в поколение на одном месте, и тем, кто ищет свои корни и родовые дома сегодня. Здесь представлены фотоистории о родовых башнях Северной Осетии, народе чаты в Новосибирской области, российских казахах в Омской области. Также специально к выставке снят фотосюжет о родовом гнезде –– доме в Подмосковье, принадлежащем на протяжении десятилетий одной семье.

Дома кочевников
Эта часть экспозиции о тех, кто привык жить без стационарных домов: о кочевниках Таймыра и Тывы, оленеводах Республики Коми и тульских цыганах. О том, как и почему даже самые убежденные кочевники перестают переезжать с места на место, оседают, обустраиваются, отправляют детей в школы и постепенно интегрируются в местные сообщества.

Ностальгия по дому
Третья часть повествует о переселенцах и людях, вынужденных покинуть свои дома, — тех, кто всегда будет тосковать по исторической родине и сохраняет память о ней. Через свои работы фотографы восстанавливают хронику создания Рыбинского водохранилища и показывают затопленные деревни, рассказывают об омских немцах, которым удается сохранять свою культуру вдали от Германии, и евреях, осевших в Еврейской автономной области.

Мой дом –– твой дом
Раздел посвящен тому, как люди, переезжая в дом, построенный и обжитый носителями другой культуры, делают его своим местом. Это и поселок на берегу Финского залива, где раньше жил народ ижора, и восстановленные финские дома в Карелии.

Сакральный дом
Последний раздел выставки рассказывает о доме, как о сакральном месте. С одной стороны, духовным пристанищем и убежищем может стать храм, с другой — и обычная квартира/дом нередко становится местом, где человек чувствует утешение и защиту, подобно храму. Гости выставки познакомятся с фотоисториями о старообрядческой церкви в Верее, буддийских домашних алтарях в Калмыкии, шаманских центрах в Тыве, а также узнают о еврейском центре в Костроме, где на протяжении прошлого столетия общинная жизнь вокруг местной синагоги то угасала, то возрождалась.

Фотографы, создавшие серии для выставки

Ольга Изаксон — фотограф из Москвы. Училась в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и International Center of Photography (Нью-Йорк). Интерес Ольги как фотохудожника лежит в области документальной и художественной фотографии, что нашло отражение в ее съемках для Vogue, Elle, Harper’s Bazaar, Achtung и других. Проекты Ольги выставлялись в ММСИ в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии» («Солнечный удар» и «Путешествие») и в Еврейском музее и центре толерантности («The Lonka Project. Человек под номером»). Работы находятся в собрании МАММ и частных коллекциях.

Дарья Назарова — визуальный художник, работающий с документальной и постдокументальной фотографией. В 2015 году окончила архитектурный факультет Ивановского университета. Член Союза фотохудожников России. В 2019 году окончила Академию «Фотографика» в Санкт-Петербурге. Дарью интересует память поколений, межпоколенческие связи, связи с местом, идентичность и самоидентификация, горизонтальные сообщества. Ее фотографии и фотокниги выставлялись на национальных и международных групповых выставках.

Станислава Новгородцева — документальный фотограф из Москвы. Сотрудничает с рядом российских и зарубежных СМИ («Коммерсантъ», «РБК»), однако упор делает на долгосрочные личные проекты. Основное внимание Станислава уделяет темам этнической идентичности, взаимосвязи личного и социального. В поисках визуального языка она часто обращается к архетипическим образам сказок и мифологии. Выпускник Школы современной фотографии Docdocdoc. Участник ряда семинаров, в том числе The Nikon-Noor Academy (Венгрия) и The Eddie Adams Workshop (Нью-Йорк). Финалистка нескольких международных конкурсов, победитель LensCulture Visual Storytelling Awards 2019, гран-при PHD Photography and Design Festival 2019.

Фёдор Телков — фотограф, художник и исследователь антропологического и культурного разнообразия России, в частности Урала. Преподаватель графического дизайна и прикладной фотографии, член Союза художников России (с 2010), лауреат международных и национальных премий, куратор фотомузея «Дом Метенкова» (2017–2021). Одна из тем, которые исследует Фёдор, — документирование самого постиндустриального региона страны в постиндустриальную эпоху. Фотоработы Фёдора Телкова делают зримой мифологию Урала и обращаются к вневременным образам. 

«Заповедник» — это медиапроект о памяти и повседневной жизни в регионах России (zapovednik.space), созданный в ФОМ в 2016 году. Команда проекта проводит полевые исследования и выпускает их результаты в формате лонгридов, путеводителей и документальных фильмов.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) — одна из крупнейших российских компаний на рынке опросов общественного мнения. В этом году ей исполняется 30 лет. Компания регулярно проводит социологические замеры и тематические исследования.

Куратор выставки — Нина Гомиашвили, независимый куратор выставочных арт-проектов.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play