Cпециальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь или Кто я?» | 6я Международная биеннале печатной графики «Всадник», Казань-2021

6я Международная биеннале печатной графики «Всадник», Казань-2021

Специальный проект Фонда ГРАНИ

«Аз есмь… или Кто Я?»

октябрь – ноябрь 2021 года

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

На 6-й Международной биеннале печатной графики "Всадник" в Казани (октябрь - ноябрь 2021) Фонд ГРАНИ представляет масштабный специальный проект "Аз есмь или Кто я?"

Натэлла Войскунская, директор Фонда ГРАНИ, куратор, автор текстов и продюсер проекта «Аз есмь… или Кто Я?»
Светлана Ланшакова, художник-офортист, автор арт-объектов
Денис Гладков, фотограф
Андрей Кутьин, дизайнер

А также

Полина Заярная, солистка балета
Ксения Жиганшина, солистка балета Большого театра (ГАБТ)
Клим Ефимов, солист балета Большого театра (ГАБТ)

 

Натэлла Войскунская

Девиз биеннале: Аз есмь… I am… Je suis… Ich bin… предполагает бесконечность продолжений Я есмь на любых языках. Иными словами, множественность ответов на вопрос: «Кто Я?»

В Проекте «Аз есмь… или Кто Я?» делается попытка средствами современного искусства представить, как бы ответил на этот вопрос Моцарт. Вот уже 265 лет весь мир знает, казалось бы, все про Моцарта, на самом же деле личность его – самость, или «Я» – остается загадкой…

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

Особое место на выставке уделено офортам Светланы Ланшаковой, в которых решается чрезвычайно сложная задача: визуализировать светлую легкость и полетность Моцартовского письма и передать созданный им фантастический мир Мудрости и Любви – мир Волшебной Флейты. Этой оперой Моцарт простился с земной реальностью – он скончался через два месяца после премьеры, состоявшейся 30 сентября 1791 года. Эта опера, вероятно, и есть попытка сказать –мир вокруг стоит (как на трех китах) на троичной системе, – этической триаде зороастрийской религии: благомыслие, благословие, благодеяние.

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

Весь проект – это путешествие короля печатной графики, а именно офорта в область симбиоза арт-объекта, фотографии, фэшн-дизайна, декоративно-прикладного искусства и скульптуры.

Самоценность офорта как первоисточника перечисленных видов искусства подчеркивается в каждом разделе экспозиции. Проект открывают офорты из серии «Вариации на тему Моцарта».  Отпечатанная на разных видах бумаг и тканей серия «Экзерсисы» из 14 офортов коммутируется с арт-объектом «Безделушки».  Серия офортов “The End of the Days” показана параллельно арт-объектам на тему оперы «Волшебная флейта», в которой некоторые «прочитывают» масонскую символику.

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

Таким образом, тема биеннале «Аз есмь» раскрывается Светланой Ланшаковой в трех из шести арт-объектах из серии «Шесть клавиров Моцарта»: «Les petits riens  (Безделушки)» Kv. 299b; «Eine kleine nachtmusik» (Маленькая ночная серенада) Kv. 525; «Die Zauberflöte» (Волшебная флейта) Kv. 620. А также в арт-объектах, которые Ланшакова посвятила героям оперы «Волшебная Флейта»: Папагено, Папагене, Зарастро  и… самой волшебной флейте. Каждый из арт-объектов – яркий персонаж, как классический натюрморт «напичканный» говорящими деталями-ассоциациями. Наряду с офортистом-дизайнером (и это только два определения «кто ты?» для Светланы Ланшаковой), роль своеобразных Пигмалионов в проекте исполняют известные артисты балета…

 

II

Балет – одна из тех  профессий, в которых наиболее сложно найти свое Я. В нашем случае выбор балета – омаж Моцарту, создавшему свой единственный, но зато первый в мире балет «Безделушки». Так было положено начало высокому искусству танца, утонченной эстетике движения, выразительной пластике тела. Поколения танцовщиков сумели найти свое Я и стать порой знаковыми личностями, если не олицетворением своей эпохи. В самом деле, что значит быть артистом балета? По Максимилиану Волошину, это значит «сделать свое тело таким же чутким и звенящим, как дерево старого страдивариуса, достигнуть того, чтобы оно стало все целиком одним музыкальным инструментом, звучащим внутренними гармониями, – вот идеальная цель искусства танца».

В проекте участвуют известные артисты балета: они «примерили» на себя образы арт-объектов, созданных Ланшаковой, и нашли свое – моцартовское – Я. В этой части проекта, а значит, и экспозиции тема биеннале раскрывается средствами искусства фотографии.

Эстетика классического балета, утонченная красота человеческого тела, ищущего самовыражения в движении, иными словами, язык танца, – все это мы находим в съемке фотографа Дениса Гладкова. Артистка балета Полина Заярная солирует в арт-объекте «Безделушки», созданном Ланшаковой в период ковидной самоизоляции. Гротеск, образ fеmme fatаle – несомненная удача креативного трио Полины Заярной, Дениса Гладкова и Светланы Ланшаковой.

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

Солисты Большого театра России Ксения Жиганшина и Клим Ефимов примерили на себя образы героев оперы Вольфганга Амадея Моцарта – «Волшебная флейта». Они талантливо «сыграли» роли Папагена и Папагены. Вжиться в образы этих героев оперы им «помогла» креативная фантазия автора арт-объектов, в создании которых особая роль отведена подлинным винтажным артефактам. Клим Ефимов-Зарастро  создал  образ таинственного и могущественного волшебника, верховного жреца храма Любви и Мудрости.

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

Естественность перехода от фотопортрета к жесту и движению, словно переход от личности как таковой к сценическому образу – визитная карточка фотографа Дениса Гладкова. Зрителей ждет удивительная возможность «прочувствовать» неповторимое Я каждого участника: в экспозиции представлены масштабные фотографии героев фотосессии.

В заключительной части экспозиции, представляющей Часть I проекта «Аз есмь» или «Кто Я?» представлены офорты, в основе которых – фотографии Полины Заярной в арт-объекте «Безделушки». Подлинной жемчужиной этой серии стал офорт на батисте винтажного носового платка, отделанного старинным кружевом шантильи.

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

Синтез несколько видов искусства – офорта на разных носителях, фотографии, арт-объектов на моцартианскую тему – безусловно делает этот проект привлекательным для самой широкой аудитории.

 

Проект. Часть II. Алфавиты и тексты. Аз есмь, или Кто я, если я есть

Аз, буки, веди, глагол – буквы родного языка. Я есмь узнавание текста на родном языке. А при знании языков – и на разных языках.

В этой части проекта эссе Натэллы Войскунской

«У каждого человека есть лицо, в том числе и у меня. Но лицо – это не то, что я (аз) есмь. За лицом скрыт ум, не видимый для вас, но осмысливающий вас. И мое лицо, которое вы видите, но я не вижу, есть некий посредник, способный выражать хотя бы частицу того, чем я являюсь на самом деле. А может быть, мне это только кажется, во всяком случае до тех пор, пока я не подхожу к зеркалу. И тогда мое лицо овладевает мною».

становится ЭПИЛОГом и заговорит на разных языках – русском, татарском, английском, французском, немецком, испанском, итальянском, грузинском, китайском… Визуализация изменяет восприятие – один и тот же смысл «читается» по-разному. Меняются алфавиты, меняется и сама визуальная эстетика текста. Незнание или неузнавание текста приводит к восприятию.

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

Арт-объект «Я - Erika» – собирательный образ: манекен с напечатанными на сетке офортами, с многослойной накладкой,  составляющей своеобразный "скелет" с офортами (текст "Аз есмь – Я есмь" на русском языке дополнен офортами из серии "Я – Эрика") на шелке, сукне, коже, сетке, хлопке. Искусная вышивка шелком и бисером позволяет отнести этот концептуальный арт-объект заодно и к артефактам декоративно-прикладного искусства... Этот арт-объект в равной степени подошел и Ксении Жиганшиной, и Климу Ефимову. Они интуитивно, каждый по-своему, творчески восприняли возможности игрового элемента этого артефакта, и каждый виртуозно «сыграл» на ERIKA свой балетный текст и контекст.

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

Идею игры подхватил и постоянный участник проектов Фонда ГРАНИ дизайнер Андрей Кутьин. Он создал графические шрифтовые экзерсисы, ставшие не только смыслообразующими элементами экспозиции зала (Я – ERIKA), но и послужившие  «оригиналами» офортов. В них присутствие цветовой составляющей не разрушило дизайнерское черно-белое мышление, напротив, придало ему новую эмоциональную окраску. Семь офортов на тему шрифтовых композиций Кутьина составили livre d’artiste – уникальный артефакт всей экспозиции в оформлении известного мастера переплетных дел  Ивана Пискова.

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

 

Вторая часть Части II проекта посвящена самой загадочной теме «Я есмь … или Кто Я?», а именно, субъектам и объектам, индивидуальность которых определена и подтверждена организациями и/или институциями, выдающими спецномера, клейма, тавро, шифры, погоны, шрифты-литеры и иные «знаки отличия». Заклейменными субъектами и/или объектами оказались манкурты (у Чингиза Айтматова – раб, лишенный собственного Я), узники концентрационных лагерей (получали номера-татуировки), лошади (их метят тавром), зашифрованные тексты, именное холодное или огнестрельное оружие и …. да-да, пишущие машинки: по их литерам можно определить, на какой именно машинке нелегально напечатано нечто недозволенное. Слава вам, «Ятрань» и «Украина», "Башкирия" и «Любава», безотказные привозные: «Эрика», «Смит-Корона», «Olivetti», «Адлер-Рояль», «Олимпия», «Ремингтон», «Ундервуд»! «Соло на ундервуде» - под таким названием издал выдержки из своих записных книжек Сергей Довлатов …

Специальный проект Фонда ГРАНИ «Аз есмь… или Кто Я?»

Литеры, клавиши, каретка – все детали «Эрики» «входят» в офорты Ланшаковой, преображаясь, приближаясь к зрителю, открывая свою внутреннюю структуру, свою завораживающую металлическую ретро-эстетику. Индивидуальность пишущих машинок стремительно исчезала по мере внедрения компьютеров и принтеров. Литеры заменили шрифты: так, в спектакле «Князь» Константина Богомолова известный всем читавшим Ф.М. Достоевского князь Мышкин, упоминает о своем хорошем почерке, а в подтверждение на заднике ленкомовской сцены демонстрируется нечто набранное гарнитурой Times New Roman…

Словом, этот проект – о поисках индивидуальности, о потере и обретении своего Я. Каждый по-своему продолжит фразу «Я есть…», определяя себя по специальности, или по национальной принадлежности, или по самой яркой черте характера и т.д. Еще меньше, чем себя и других, мы знаем об окружающем нас мире вещей: как знать, может быть, «граждане» этого мира, знакомые и не знакомые нам предметы, тоже «радуются» своей принадлежности определенной марке, компании, роду войск, лейблу и т.п. Или, может, печалятся и клянут свою судьбу... Ведь они не так давно скучковались втайне от нас и образовали свой многоштучный «Интернет вещей».

Этот проект – о поисках, которые с нами со всеми навсегда.

Фото экспозиции - Денис Гладков

 

СМИ о выставке:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play