Шагал и Библия
С ранних лет я был пленен Библией. Мне всегда казалось, как и сейчас кажется, что эта книга - на все времена. Она один из самых мощных источников поэзии. С тех самых пор я стал искать ее след в жизни и в Искусстве. Библия - это отражение бытия, именно эту тайну я и пытался передать.
Я писал картины в унисон с моей давней мечтой - в меру собственных сил в течение всей жизни, хотя иногда мне кажется, что я - совсем другой; про меня можно было бы сказать, что я родился между небом и землей, и мир для меня - бескрайняя пустыня, по которой душа моя блуждает как огонек.
Мне захотелось оставить мои работы в этом Доме1, чтобы люди, приходя сюда, попытались обрести в них мир и покой, духовность, веру, смысл жизни.
Думаю, в этих работах отражены мечты не какого-то одного народа, но всего человечества. Они появились после моей встречи с французским издателем Амбруазом Волларом и путешествия на Восток. Я решил, что они должны навсегда остаться во Франции - стране, где я словно заново родился.
Не мое дело их разъяснять. Произведения искусства должны говорить сами за себя.
Часто рассуждают о [творческой] манере, о том, в какие формы, в какое [художественное] Течение поместить цвет? Но этот цвет - врожденная вещь. Он не зависит ни от манеры, ни от формы, в которую вы его уложите. Он не зависит и от мастерства кисти. Он - вне всяких Течений. Из всех Течений в истории искусства остались только те редкие художники, которые владели этим врожденным чувством цвета... Течения забыты.
Не в Любви ли черпают вдохновение живопись и цвет? Не является ли живопись лишь отражением внутреннего «Я» и уже только этим отодвигает на второй план мастерство кисти? Оно здесь мало что значит. Цвет и его линии вбирают в себя и ваш характер, и ваше послание.
Если каждая жизнь неуклонно движется к своему концу, то, проживая свою, мы обязаны расцвечивать ее собственными краскими любви и надежды. Именно в этой любви и заключена социальная логика жизни и суть любой религии. По-моему, стремлением к совершенству и в Искусстве и в жизни мы обязаны этому библейскому источнику. Если ты в этом не убежден, если бездуховно берешь за основу только механику логики и конструктивность, то и Искусство, и жизнь не приносят плодов.
Молодые и не очень молодые люди, быть может, придут в этот Дом в поисках того идеала братства и любви, каким он привиделся моим краскам и линиям.
И может быть, стоя перед ними, они произнесут слова любви, которую я чувствую ко всем. Может быть, не будет больше вражды, и, как всякая мать. в муках и любви производящая на свет свое дитя, эти молодые и не очень молодые люди создадут собственный мир любви, используя новые цвета.
И все, какой бы не была их религия, смогут прийти сюда и рассказать об этой мечте, вдали от злобы и возмущения.
Мне бы также очень хотелось. чтобы в этом месте выставлялись произведения искусства и документы. свидетельствующие о высокой духовности всех народов, чтобы звучали музыка и поэзия, рассказанные сердцем.
Возможно ли воплощение этой мечты? В искусстве, как и в жизни. все возможно, если в основе лежит Любовь.
Марк Шагал
Ницца, 19732
Перевод с французского ЕЛ.Селезневой
- Шагал имеет в виду Национальный музей «Библейское послание Марка Шагала». - Прим. ред.
- Предисловие к первому каталогу Национальногомузея «Библейское послание Марка Шагала».- Прим. ред.