Обращение посла Швейцарии в Российской Федерации Пьера Хельга

Пьер Хельг

Номер журнала: 
Специальный выпуск. ШВЕЙЦАРИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

 

Дорогие читатели!

Номер журнала, который вы держите в руках - не совсем обычный. Он посвящен художникам, в чьей жизни, творчестве или посмертной славе каким-то образом обнаруживается точка пересечения культур двух стран, не сопоставимых, на первый взгляд, ни по размерам территории, ни по численности населения, ни по образу мыслей. Даже в художественных предпочтениях как в прошлом, так и в наше время у русских и швейцарцев, как мне кажется, больше различий, нежели сходства. Тем более поразительным кажется тот факт, что на протяжении веков мы наблюдаем неизменную потребность в диалоге друг с другом, в том числе и в творческой сфере.

В начале 2014 года исполнится 200 лет со дня установления дипломатических отношений между Швейцарией и Россией. За это время мы обменялись множеством послов и консулов, но «посланники культуры» появились на территории обеих стран гораздо раньше. Еще в конце пятнадцатого века в Россию приехал Пьетро Антонио Солари, уроженец городка Ка-рона в швейцарском кантоне Тичино. С тех пор впервые попадающие на Красную площадь швейцарцы удивляются, почему зубчатые кремлевские стены так напоминают им краснокирпичные крепости юго-восточной Швейцарии. Да и в Санкт-Петербурге тичинцы оставили свой след, ведь первым главным архитектором северной столицы был Доменико Трезини.

Швейцарские историки архитектуры едут в город на Неве, чтобы познакомиться с творчеством знаменитого соотечественника, а русским искусствоведам приходится отправляться в швейцарскую Аскону, чтобы увидеть картины родившейся в Туле Марианны Верёвкиной. Правда, уже дважды ее полотна побывали в России: в 1997 и 2010 годах состоялись масштабные выставки художницы. А вот Альберто Джако-метти вряд ли бывал в России, но когда в 2008 году его «Шагающий человек» дошел до Москвы и Санкт-Петербурга, посмотреть на него приходили тысячи посетителей. Не меньшее внимание привлек к себе «долетевший» до Базеля «Летатлин» - в 2012 году там с успехом прошла выставка русского авангардиста Владимира Татлина. В век высоких технологий по-прежнему жива традиция приглашать в Россию швейцарских архитекторов: разработка концепции Университета в Сколково была поручена бюро «Херцог и де Мёрон».

Русская художница Марианна Верёвкина стояла у истоков искусства XX века, став музой для экспрессионистов группы «Синий всадник», куда, кстати, входил и знаменитый Пауль Клее. Музой сюрреалистов называли другую женщину-художника -швейцарку Мерет Оппенгейм. В октябре этого года исполнится сто лет со дня ее рождения. Мерет Оппенгейм можно назвать символом искусства прошедших ста лет. В ее биографии трудно найти какую-либо связь с Россией, и тем не менее «швейцарский» выпуск журнала со столь русским названием «Третьяковская галерея» открывается статьей о Мерет Оппенгейм. Это позволяет мне думать, что искомая «точка пересечения» находится в сердцах русских ценителей искусства. Приветствовать их на страницах журнала «Третьяковская галерея» - большая честь для меня.

Пьер Хельг
Посол Швейцарии в Российской Федерации

Вернуться назад

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play