ПСКОВСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ЩУСЕВА
Псковское губернское земство в 1910 году по рекомендации Игоря Эммануиловича Грабаря обратилось к Алексею Викторовичу Щусеву как к единственному, кому «под силу нелегкая задача создания проекта часовни (Святой Анастасии. - С. К.) в Псковском духе». Действительно, к этому времени Щусев был известен как знаток новгородско-псковского зодчества, автор ряда построек, вдохновленных яркими образами и особенностями этой школы. Архитектор, проживавший и работавший тогда в Петербурге, совершал периодические поездки в Великий Новгород и Псков, причем поездки носили научно-исследовательский характер. Их результатом стали многочисленные фотографии и зарисовки с памятников изобразительного искусства и архитектуры, обмеры. О глубине погружения в тему свидетельствуют написанные Щусевым совместно с В.А. Покровским главы «Святая София Новгородская и начало самобытности», «Расцвет новгородского зодчества», «Крепостное и гражданское зодчество Новгорода и Пскова» для 1-го тома «Истории русского искусства» И.Э. Грабаря[1], а также предоставление в это издание ряда своих фотографий. Тем не менее в монографиях и научных публикациях, посвященных творчеству Щусева, его дореволюционные поездки в Великий Новгород и Псков почти не описаны.
Вид Псково-Печерского монастыря. Открытое письмо А.В. Щусева М.В. Щусевой. 15 апреля 1906.
Частное собрание. Публикуется впервые
Вид Псковского Крома со стороны Запсковья. Апрель 1906
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
Первая документально подтвержденная экспедиция Щусева в Псков состоялась лишь в апреле 1906 года (первая экспедиция в Великий Новгород - в 1904 году), не так рано, как принято считать... Позволяют уточнить ее время датированные зарисовки, а также корреспонденция, среди которой открытка Щусева супруге: «Я только сегодня (суббота) приехал сюда, пробуду дней 5, т.к. много интересного. Пиши: Псков, петербургская гостиница, мне - всего 6 ч[асов] от Петерб[урга] <...>. Погода переменная, очень интересные церкви, хочу даже порисовать немного»[2].
Вид на храм Михаила Архангела с Городца. Апрель 1906
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Глава храма Михаила Архангела с Городца. 1906.
Бумага, угольный и цветные карандаши. 31,2 × 23,8.
Частное собрание. Публикуется впервые
От экспедиции 1906 года сохранились уникальные альбом[3] с рисунками и фотосъемка. Они позволяют определить круг памятников, которые изучал Щусев, фокус его интересов. В графике отражены в первую очередь произведения храмового и фортификационного зодчества Пскова и Псково-Печерского монастыря, интерьеры, архитектурные детали, иконопись, декоративно-прикладное искусство (дверные приборы, замки, киоты, фрагменты окладов). Часть рисунков выполнена графитным и угольным карандашами с заливками акварелью «a la prima», часть - цветными карандашами. Даже в беглом наброске с натуры он добивался поразительно точной характеристики изображаемого им предмета, сочности и богатства колорита. Часто Щусев выполнял фотографии с тех же точек зрения, с которых делал зарисовки. В ряде эскизов ощущается влияние псковских архитектурных пейзажей Н.К. Рериха 1903 года. По воспоминаниям брата Щусева, особенное впечатление на зодчего произвели Поганкины палаты и массивная глава собора Мирожского монастыря[4], образ которой угадывается в его проектах Троицкого собора в Почаеве и Покровского храма Марфо-Мариинской обители.
Вид на храм Климента Папы Римского на Завеличье. Апрель 1906.
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Храм Климента Папы Римского на Завеличье. 1906.
Бумага, угольный и цветные карандаши. 23.8 × 31.2.
Частное собрание. Публикуется впервые
Приезды Щусева в Псков 1911 года связаны с проектированием часовни Св. Анастасии, хотя и в это время он продолжал снимать и зарисовывать произведения древнерусского зодчества. Последние поездки совершались уже после Великой Отечественной войны и были посвящены вопросам восстановления и реконструкции разрушенного города. Значение документальных и графических материалов рассмотренных экспедиций представляется очень важным, они восполняют пробелы в изучении творчества Щусева. Кроме того, натурная фиксация памятников Пскова в начале XX века может представлять интерес для историков искусства и архитектуры, реставраторов.
Ризница Псково-Печерского монастыря. Апрель 1906.
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Ризница Псково-Печерского монастыря. 1906.
Бумага, угольный карандаш, акварель. 31,2 × 23,8.
Частное собрание. Публикуется впервые
Виды на храм Успения с Пароменья на Завеличье. Апрель 1906.
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, портал, окно. 1906.
Бумага, угольный карандаш, акварель. 23,8 × 31,2.
Частное собрание. Публикуется впервые
- См.: Грабарь И.Э. История русского искусства. Т. 1. М., 1910.
- Открытое письмо А.В. Щусева - М.В. Щусевой от 15 апреля 1906 года (дата указана в штампе) // Частное собрание. Публикуется впервые.
- Один из листов указанного альбома с видом Псково-Печерского монастыря хранится в собрании Государственного научно-исследовательского музея им. А.В. Щусева (ГНИМА им. А.В. Щусева). Лист содержит авторскую подпись и датирован 1906 годом.
- См.: Щусев П.В. Страницы из жизни академика А.В. Щусева. М., 2011. С. 316-344.
Бумага, графитный и коричневый карандаши, акварель, гуашь, бронзовая краска. 31,2 × 23,8.
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, графитный и коричневый карандаши, акварель, бронзовая краска. 23,8 × 31,2.
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный и коричневый карандаши, акварель, гуашь. 31,2 × 23,8.
Частное собрание. Публикуется впервые
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный и цветные карандаши. 31,2 × 23,8.
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, графитный и угольный карандаши, акварель. 23,8 × 31,2.
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, графитный и коричневый карандаши. 23,8 × 31,2.
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 31,2 × 23,8
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 23,8 × 31,2
Частное собрание. Публикуется впервые
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 23,8 × 31,2
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 31,2 × 23,8
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 31,2 × 23,8.
Частное собрание. Публикуется впервые
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 23,8 × 31,2
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 23,8 × 31,2.
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 23,8 × 31,2.
Частное собрание. Публикуется впервые
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 23,8 × 31,2
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 31,2 × 23,8
Частное собрание. Публикуется впервые
Бумага, угольный карандаш, акварель. 23,8 × 31,2.
Частное собрание. Публикуется впервые