ПСКОВСКИЕ «АРХИТЕКТУРНЫЕ ЭТЮДЫ» Н.К. РЕРИХА
Псковский край близок нам по многим причинам. Бабушка Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова была исконной псковичкой. Эти фамилии с древних времен связаны с Псковом. Одни из первых моих археологических изысканий тоже относятся к Псковской области. А область эта очень красива и богата древними поселениями.
Н.К. Рерих. «Псков». 1939
«Архитектурные этюды» слишком скромное и поэтому неверное заглавие для многообразного и величественного зрелища достопамятностей отечественной старины, запечатленных на холсте широкой и свежей кистью, выразительно обобщающей и тонкой в передаче того легкого благостного покоя и света, коим так сильны все памятники древнего искусства. Было бы хорошо назвать эту сюиту «Пантеоном нашей былой Славы», «Российскими Елисейскими Полями»...
Начало паломничества Рериха падает на май 1903 года, конец - на сентябрь (следующим летом путешествие возобновилось), захватило оно Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Москву, Смоленск, Вильно, Троки, Гродно, Ковно, Митаву, Ригу, Венден, Изборск, Печоры, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Валдай и Звенигород.
Его же идейная композиция была такова: с одной стороны - Псков, Печоры, Изборск, «выросшие на великом пути, напитавшиеся лучшими соками ганзейской культуры», с другой - фантасмагория «цветистых», «московских» Ярославля и Ростова Великого, в середине - Владимир и Юрьев-Польский, чье искусство повествует о романских влияниях на Русь.
С.Р. Эрнст. «Н.К. Рерих». 1916
Но нам ли искать красивое? До того мы ленивы и нелюбопытны, что даже близкий нам красивый Псков и то мало знаем. Никого не тянет посидеть на берегу Великой перед ликом седого Детинца; многим ли говорит что-нибудь название Мирожского монастыря, куда следует съездить хотя бы для одних изображений Спаса и Архангела в приделах. Старинные башни, рынок под Детинцем, паруса и цветные мачты торговых ладей - как все это красиво, как все близко от столицы. Как хороши старинные домики со стильными крылечками и оконцами, зачастую теперь служащие самым прозаическим назначениям, вроде склада мебели и кладовых. И как мало известно большинству, кислому будто бы от недостатка новых впечатлений. Если и Псков мало знаем, то как же немногие из нас бывали в чудеснейшем месте подле Пскова - Печорах? Прямо удивительно, что этот уголок известен так мало. По уютности, по вековому покою, по интересным строениям мало что сравнится во всей Средней Руси. Стены, оббитые литовцами, сбегают в глубокие овраги и бодро шагают по кручам. Церкви XVII века, деревянные переходы по стене, звонницы - все это тесно сжатое даст необыкновенно цельное впечатление.
Н.К. Рерих. «По старине». 1903
Холст, масло. 53 × 79
© ГРМ
Бумага, смешанная техника. 63 × 81
Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро, Москва
Холст, масло. 54,3 × 81
© Смоленский государственный музей-заповедник
Картон, темпера. 30,4 × 45,8
© Музей Николая Рериха, Нью-Йорк