Часовня Святой Анастасии в Пскове. ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ А.В. ЩУСЕВА И Н.К. РЕРИХА

Сергей Колузаков

Номер журнала: 
Приложение к #2 2021 (71) «Часовня Святой Анастасии в Пскове. Творческий союз А.В. Щусева и Н.К. Рериха»

«Дорогому Алексею Викторовичу Щусеву в знак искреннего восхищения его истинно монументальным дарованием, которое со временем причислится к сокровищам Руси, в память общих дум, стремлений, надежд и веры, душевно преданный и любящий Н. Рерих.
15 ноября 1913».

Н.К. Рерих. Дарственная надпись на «Собрании сочинений». 1914

Псковская часовня Святой Анастасии - небольшая, но уникальная постройка Алексея Викторовича Щусева (1873-1949), один из немногих храмов зодчего, сохранившихся на территории современной России. Ее росписи - редкий образец дошедшего до наших дней монументального искусства Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Памятник мало изучен в биографиях обоих мастеров, но является важной вехой их творческого союза. Несмотря на это, в советское время часовня пережила тяжелые утраты и искажения подлинного облика. Лишь теперь, опираясь на не опубликованные ранее архивные материалы, дореволюционную фотосъемку и проектную графику, стало возможным достоверно восстановить историю ее создания, сопоставить архитектуру и художественное оформление, лучше понять авторский замысел.

А.В. ЩУСЕВ. Эскиз часовни Св. Анастасии, первоначальный вариант. Фасад. 1910–1911
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз часовни Св. Анастасии, первоначальный вариант. Фасад. 1910–1911
Калька, уголь, акварель, бронзовая краска. 33,3 × 27,7.
Частное собрание. Публикуется впервые

Творческие пути Щусева и Рериха много раз пересекались. Почти ровесники, они познакомились во время обучения в стенах Императорской Академии художеств, посещали ученические собрания у А.И. Куинджи. Закончив Академию в 1897 году, оба продолжили художественное образование в Париже[1]. Весной 1906 года Рериха утвердили директором Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств. Он начал ее реорганизацию с обновления преподавательского состава, пригласив И.Я. Билибина, В.В. Матэ, Д.Н. Кардовского, С.К. Маковского, В.А. Щуко и А.В. Щусева. Общий интерес к археологии и научному исследованию памятников древнерусской архитектуры также чрезвычайно сблизил их, но товарищеские отношения возникли лишь в процессе работы над совместными проектами. Впоследствии Рерих вспоминал:

«С зодчими, которые потом даже избрали меня членом Правления их общества, дружба складывалась вокруг строительства. Пришел Щусев - один из самых замечательных архитектурных творцов. С ним делали мозаику для Почаева, часовню для Пскова...»[2]

Часовня Св. Анастасии в Пскове. Вид на южный и восточный фасады. Сентябрь – октябрь 1911
Часовня Св. Анастасии в Пскове. Вид на южный и восточный фасады. Сентябрь – октябрь 1911
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые

В 1906 году Щусев пригласил Рериха участвовать в оформлении сооружаемого им собора Святой Троицы в Свято-Успенской Почаевской лавре. Изначально заказ планировался очень крупным: эскизы мозаик для двух порталов, иконы центральной части иконостаса и часть стенописи в интерьере. Но экономические затруднения лавры вынудили оставить за художником лишь одну мозаику на южном фасаде - «Спас Нерукотворный и князья святые», работа над которой протекала в 1908-1910 годах. Немного ранее и параллельно с почаевским собором Рерих работал над украшением двух крупных храмов по проекту архитектора В.А. Покровского, как и Щусев, яркого приверженца неорусского стиля[3]. Тогда сформировались подход Рериха к религиозной живописи и основные темы его сакральных композиций: воинств земного и небесного; Богоматери - защитницы рода людского; христианского понимания космоса. Опираясь на древнерусские и византийские прообразы, художник создал свое, неповторимое видение внутреннего содержания храма, укладывающееся в то же время в рамки православного канона. Искания в этой области должны были достигнуть апогея в росписях и мозаиках храма Святого Духа в Талашкине княгини М.К. Тенишевой. Над ними художник трудился в 1908-1914 годы, вплоть до прервавшей его Первой мировой войны. Именно в разгар этой работы Рерих получил несколько новых заказов от Щусева, среди которых была роспись часовни Святой Анастасии в Пскове.

Спас Нерукотворный и князья святые. Мозаика В.А. Фролова (1910)
Спас Нерукотворный и князья святые. Мозаика В.А. Фролова (1910)
по эскизу Н.К. Рериха (1908). Южный притвор Троицкого собора Почаевской лавры.
Фото: С.В. Колузаков. 2013

Интересна история создания существующей ныне анастасьинской часовни. В 1909 году при сооружении постоянного моста через реку Великую взамен наплавного, рядом с церковью Успения с Пароменья (XVI век), возникла необходимость земляных насыпей, чтобы поднять пологий берег Завеличья до уровня Торговой площади центральной части города. При этом насыпь возводилась вблизи старой часовни Святой мученицы Анастасии Римлянки[4], построенной в 1710 году «по обещанию во время мора»[5], от которой начиналась дорога на Ригу. 25 августа 1909 года благочинный церквей Пскова обратился к начальнику строительства моста инженеру Л.П. Белявину[6] со следующим отношением:

«На пути устройства насыпи на Завеличье <...> встречается существующая с незапамятных времен и принадлежащая Псковоградской ПаромоУспенской церкви часовня во имя Св. Преподобномученицы Анастасии. По сообщению причта и старосты Паромо-Успенской церкви, эта часовня с устройством моста останется внизу насыпи, почему 1) вода, грязь и нечистоты по откосу насыпи будут скопляться у подножия часовни, 2) площадка вокруг исторической часовни явится отхожим местом, 3) вследствие такого своего местонахождения будет требовать ежегодного, непосильного для церкви ремонта <...> 4) в настоящее время <...> при производстве работ по постройке каменных устоев моста на стенах этой часовни штукатурка размокает, отваливается и в здании часовни появляются трещины. Ввиду сего причт со старостою и я, со своей стороны, покорнейше просим Ваше Высокоблагородие, не признаете ли возможным сделать <...> распоряжение о срытии этой часовни с разрешения Епархиального Начальства, и о возведении на поверхности насыпи новой часовни (на том же месте) хотя бы небольших размеров во имя Св. Преподобномученицы Анастасии на отпущенные в Ваше распоряжение суммы при постройке моста <...>»[7].

Строительно-хозяйственный комитет, рассмотрев обращение духовенства, признал его право мерность и, что важно, нашел возведение нового храма экономически более выгодным, чем планировавшееся ранее сооружение рядом со старым ограждающей подпорной стены. Инженер Беля- вин лично составил проект насыпи, реализованной вместе с фундаментом часовни (его габариты, вероятно, определялись возможностью сохранения в интерьере старого иконостаса). Он же выполнил два варианта проекта часовни, но ни один из них не был одобрен Строительным отделением губернского правления Пскова.

15 октября 1910 года председатель губернской земской управы С.И. Зубчанинов обратился к архитектору Щусеву:

«Милостивый государь Алексей Викторович.
<...> Ввиду желания воздвигнуть маленькую часовню по размерам, но крупную по замыслу, высоко художественную, достойную красоваться наряду с другими сохранившимися в Пскове образцами, все мои попытки получения достойного проекта не увенчались успехом.
По совету Игоря Эммануиловича Грабаря Вы, Алексей Викторович, являетесь единственным, которому под силу нелегкая задача создания проекта часовни в Псковском духе.
Извиняясь, что, не имея удовольствия знать Вас лично и сознавая, что Вы непомерно заняты, все же обращаюсь с просьбой не отказать прийти на помощь намерениям Комитета и сделать хоть набросок эскиза часовни. Составлением проекта, чертежей деталей и сметы не смею Вас беспокоить и убедительнейше прошу поручить это кому-либо, причем все расходы принимаю на себя.
Для сведения посылаю Вам эскизный проект моста с указанием на нем места предполагаемой часовни. На этом же эскизном проекте показаны размеры воздвигнутого фундамента часовни»[8].

О дальнейших переговорах с Щусевым повествует рапорт Белявина от 15 марта 1911 года:

«...Щусев в январе текущего года выразил свое согласие взять на себя проектирование и постройку часовни на следующих условиях: 1) за составление проекта 500 руб., 2) за проезды 150-200 руб., 3) на помощника на месте работ 100-150 руб., итого от 750-850 руб. Комитет на своем заседании 26 февраля высказал, что часовня, построенная наверху въезда на мост, должна служить украшением местности моста, почему он нашел условия г. Щусева приемлемыми и поручил мне запросить его окончательно о его условиях и общей стоимости часовни. <...> На мой запрос Щусев письмом от 11 марта с[его] г[ода], подтвердив свое согласие взять на себя эту работу на вышеозначенных условиях, исчислил стоимость самой работы часовни от 2500 до 3000 руб.»[9].

Исходя из рассмотренных документов, конец 1910-го - начало 1911 года можно считать временем получения Щусевым официального заказа на проект часовни. Уже возведенный фундамент ставил перед ним жесткие рамки, задав не только местоположение постройки, но также габариты ее плана и неканоническую ориентацию алтарной стены на юг, что впоследствии историки стали приписывать замыслу самого Щусева. Кроме того, изначально было оговорено: «внутренней отделки (кроме простой штукатурки) не предполагается никакой»[10]. В это время внимание зодчего было сконцентрировано на завершении его «больших» проектов: Покровской церкви Марфо-Мариинской обители в Москве (1907-1911, 1914), храма Святителя Василия в Овруче (1904-1911), Троицкого собора в Почаеве (1904-1912). Эти труды так или иначе наложили отпечаток на архитектуру часовни, ведь в них Щусев нашел оригинальную трактовку и воплотил свое неповторимое видение неорусского стиля. Ощущается родственная связь и с другим его известным творением, работу над которым он начал на год ранее, - церковью Всемилостивейшего Спаса в Натальевке (1910?-1913). Так, рисунки и чертежи к обеим постройкам соседствуют на листах его альбомов и имеют общие черты.

На первоначальных эскизах Щусева образ часовни Святой Анастасии пронизан стилистикой модерна. Вытянутая главка завершает ее устремленный к небу силуэт. Портал выделен крупной мозаикой по аналогии с почаевским собором и ранними вариантами церкви в Натальевке. Однако это решение не удовлетворило зодчего. Он продолжил поиски архитектурного образа, ориентируясь на суровые формы памятников древнего Пскова. В череде рисунков Щусев менял пропорции главки, пытался придать ей более грузные черты, продумывал подходящую геометрию кровли. Обрамление портала было значительно упрощено, место мозаики занял киот с небольшой иконой.

Окончательный проект часовни неизвестен исследователям, вероятно, он не сохранился, но эскизы к нему из архива наследников зодчего позволяют в полной мере проследить дальнейшее развитие авторского замысла. Весной 1911 года Щусев приезжал в Псков для натурного изучения той сложной градостроительной ситуации, в которой рождалась часовня, в непосредственной близости Крома и исторического центра. В его записных книжках и фотосъемке времени поездки зафиксирована стоящая поблизости церковь Успения с Пароменья. Позже архитектор уже воспринимал часовню Святой Анастасии как часть единого ансамбля с соседствующим храмом. Это подтверждает схожесть формы главки на окончательном варианте проекта с главами приделов Пароменской церкви, а также цитата кирпичного орнамента на фасадах часовни.

Далее архитектор занимался детальными чертежами. Он уделил большое внимание рисункам дверей и киота над ними, главке с крестом - об этом свидетельствуют их многочисленные вариации. Двери виделись ему то весьма упрощенными, с крупными пятнами накладных деталей, то отделанными металлом с тиснением стилизованного растительного орнамента по примеру дверей западного портала Покровской церкви Марфо-Мариинской обители. В конце концов он выбрал строгое решение створок, примененное им в часовне-сторожке той же обители и в храме Святителя Василия в Овруче. Для окон с циркульным завершением на боковых фасадах он продумывал рисунок кованых решеток.

Основной акцент в оформлении часовни Щусев поставил все же на главке, покрытой металлической чешуей и увенчанной сложным и изящным кованым крестом. Крест этот был буквально перенесен из эскизного проекта храма в Натальевке, впоследствии измененного. Ко всем деталям выполнялись шаблоны - чертежи в натуральный размер[11]. В апреле 1911 года Щусеву предложили дополнительно спроектировать ограждение вокруг площадки на мосту с его постройкой - «решетку, по изяществу подходящую к типу часовни»[12].

Закладка часовни состоялась 5 августа 1911 года. Уже через несколько дней в документации о ходе работ над мостом через реку Великую отмечалось: «...Постройка часовни Св. Анастасии начата и будет окончена во второй половине сентября»[13]. Известно, что сначала Щусев планировал в часовне создание нового иконостаса с включением существующих икон, так как старый барочный вступал в стилистический диссонанс с новой архитектурой. Оценить его состояние и возможность сохранения пригласили Григория Осиповича Чирикова[14]. Сам архитектор в это время жил и работал в Санкт-Петербурге, а на строительной площадке в Пскове находился его помощник В. Михайлов[15]. Держа Щусева в курсе строительства, он писал 23 августа 1911 года:

«Глубокоуважаемый Алексей Викторович!
Мне сказали, что приступить к установке старого иконостаса или говорить окончательно о новом, о росписи пока нельзя: надо произвести подсчет расходов по постройке, тогда будет ясно, какими средствами можно располагать. Все же вчера телеграфировали Чирикову, чтобы он приехал, осмотрел иконостас и сообщил свои условия. Из ответной телеграммы узнали, что сам Чириков в Овруче. Железные связи решили не делать, так как стены очень прочны; свод, благодаря частому каркасу, и качеству бетона, и горизонтальности пят свода совершенно не будет давать горизонтального распора. Трехцентровой перемычки над окном не получилось <...> пришлось сделать... декоративною] арочку в полкирпича, это дало возможность удобно устроить канал для вентиляции и сохранить должный вид окна изнутри часовни. <...> Плотник по шаблону заготовил части главки, примется за сборку ее после того, как кончит опалубку. Обо всем, что Вы писали, я передал Леониду Петровичу. Уважающий Вас и преданный Вл. Михайлов»[16].

После приезда в Псков Чирикова все же решили разместить в часовне прежний иконостас, и 30 августа 1911 года он составил смету на выполнение реставрационных и художественных работ:

«Реставрировать древний XVIII века двухъярусный иконостас с подкомпоновкой вверху <...> киота с резьбой и иконой. Тело и резьбу иконостаса очистить до дерева, при очистке выяснить степень окрасок и мест золочения с серебрением, утерявшуюся резьбу подрезать и подготовить левкасом для окраски и золочения, золото и окраску сделать так, как было сделано первоначально. <...> Написать один образ новый в под- компонованный киот. <...> Сделать... три висячие кадила для свечей с кронштейнами. <...> К ним три лампады <...> Один фонарь на середину часовни подвесной. <...>
Расписать сухой фреской в часовне своды, а также по всем стенам согласно эскиза академика А.В. Щусева. 600 рублей. Эскиз и наблюдение академика А.В. Щусева двести 200 рублей. За все вышеперечисленные работы - одна тысяча шестьсот восемьдесят пять 1685 рублей»[17].

Иконостас часовни Святой Анастасии считается полностью утраченным, однако сохранилась уникальная фотосъемка, произведенная сразу после реставрации Чирикова в 1912-1913 годах и позволяющая составить его описание. В прежней часовне он имел два яруса: местный и праздничный. Местный ряд включал образа: «Святитель Николай Чудотворец», «Святая Анастасия», «Избранные святые (в числе которых также присутствуют Святая Анастасия и Святитель Николай) с праздником Воскресения и Ветхозаветной Троицей». Разный характер местных икон позволяет предположить, что алтарная преграда составлена в XVIII веке из святынь, находившихся тогда в часовне. Праздничный ряд включал пять образов: «Благовещение», «Преображение», «Новозаветная Троица», «О Тебе радуется...», «Успение». Они единообразны по письму и размерам и, вероятно, создавались специально для иконостаса. Над праздничным рядом, в центре, Чириков добавил икону «Саваоф» XIX века, завершенную Распятием.

Н.К. РЕРИХ. «Спас Нерукотворный». Эскиз росписи северной стены часовни Св. Анастасии. 1913
Н.К. РЕРИХ. «Спас Нерукотворный». Эскиз росписи северной стены часовни Св. Анастасии. 1913
Картон, графитный карандаш, темпера. 64 × 47,5. © ГРМ

Щусеву было крайне важно добиться заказа на внутреннее оформление часовни. Для подкрепления слов Чирикова он лично написал начальнику работ по постройке моста:

«Милостивый Государь Леонид Петрович
Ввиду того, что <...> построение часовни во имя Св. Анастасии по моему проекту близится к концу, тогда как внутри она <...> остается без всякой отделки, росписи и иконостаса, и тем самым представляется причту Пароменской церкви наполнить часовню свящ[енными] предметами собственного изготовления, и тем самым нарушить тот строгий древний стиль, в котором часовня выполняется <...>. Я позволю себе обратиться к Вам как автор проекта с предложением исходатайствовать недостающую по смете сумму на полное окончание отделки часовни весною 1912 года и только после этой полной отделки передать ее епархиальной власти. Смею надеяться, что только таким путем можно дать вышеуказанной часовне общность строгой внешности не только снаружи, но и внутри»[18].

Движение по достроенному мосту открылось 30 октября 1911 года, после крестного хода и чина освящения. Император Николай II одобрил присвоение мосту названия «Ольгинский» - в память о святой равноапостольной княгине Ольге, рожденной, по преданию,на псковской земле.Осенью Щусев снова приезжал в Псков и лично наблюдал за окончанием отделочных работ в часовне. На его фотографиях зафиксировано время установки ограждения с ее восточной, западной и южной сторон, подвес фонаря перед иконой, в нише на главном фасаде. На иконе, вероятно, специально написанной Чириковым, различим силуэт святой Анастасии со свитком в левой руке и распятием в правой. В алтарную стену включена мемориальная плита из белого камня по шаблону Щусева с кириллической вязью: «В лето от сотворения мира 7419 и от Рождества Христова 1911, в царствование благочестивейшего Государя Императора Николая II Александровича сооружена бысть сия святая часовня во имя Св. мученицы Анастасии на средства Управления внут. вод. пут. и шосс. дор. под наблюдением начальника работ по постройке моста через р. Великую инженера Л.П. Белявина, помощников его В.Д. Леонтьева и В.П. Тихомирова при участии Строительно-хозяйственного комитета под председательством инженера В.К. Орловского и членов оного. Управл. пск. контр. пал. И.Г. Астреина, П.Т. Михайлова, С.И. Зубчанинова, Л.Б. Крейтера, А.К. Альбова, ГД. Герца и П.Д. Батова при фактическом контролере А.П. Оглоблине, по проекту академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева». 1 ноября 1911 года на основании заявления Щусева Управление водных путей и шоссейных дорог постановило принять смету Чирикова и выделить на внутреннюю отделку часовни дополнительно 2000 рублей[19].

В 1912 году завершались работы Ольгинского моста. В марте Комитет по постройке моста передал дело о художественном оформлении часовни в ведение Псковского губернского земства[20]. Щусев же возобновил творческое сотрудничество с Рерихом. Поводом послужила совместная работа над надгробием учителя - Архипа Ивановича Куинджи[21]. Примерно тогда же архитектор предложил Рериху участие в оформлении Казанского вокзала в Москве[22] и часовни Святой Анастасии. Осознавая загруженность художника в Талашкине, он сулил ему мягкие сроки исполнения панно на вокзале, а для росписи в Пскове просил лишь сделать эскизы.

3 декабря 1912 года Рерих писал Щусеву:

«Ваши чертежи часовни я получил и рисунки сделаю. Конечно, (?) 200 р. мало, но не будем об этом говорить»[23].

16 декабря архитектор ответил:

«...Не задержите пожалуйста эскизов, чтобы летом их удалось выполнить»[24].

На настоящий момент это самые ранние документальные свидетельства, позволяющие датировать приглашение Рериха к работе над интерьером часовни концом 1912 года. Важно, что храм в это время был полностью построен, а значит, отправленные художнику чертежи носили точный, фиксационный характер. Завершение эскизов росписей пришлось на март-апрель 1913 года, об этом свидетельствует одно из писем Щусева:

«Теперь хочу Вам напомнить о часовне, пришлите Ваши эскизы и тотчас Чириков Вам перешлет деньги. Сделайте это до Вашего отъезда за границу»[25].

(В мае Рерих уехал в Париж для работы над театральными постановками.)

В июне 1913 года Щусев в переписке обсуждал с Рерихом кандидатуру Чирикова для осуществления фресок в натуре:

«С Чириковым не знаю как быть - писать он берется, деньги 200 р. можем уплатить хоть сейчас, эскизы Ваши он вернет, но 200 р. - мало, хотя бы 300, но дело в том, чтобы не испортил, мож[ет] б[ыть] Вы ему порекомендуете р. на 60-70 в мес[яц] Вашего ученика <...> он будет не прочь взять, напишите. <...> Нестеров меня ругает и убеждает, что Чириков испортит краски»[26].

Несмотря на некоторые сомнения, росписи все же были поручены Чирикову. Он исполнил их в июне-октябре 1913 года. Позже Щусев писал Рериху:

«Хочу Вам сообщить о псковской часовне со слов Чирикова: она окончена, поставлен иконостас и пр[очее], вышло очень хорошо, и комиссия чрезвычайно довольна, т.к. в плафон не ввинчено паникадило, то остаток в 50 р. перешлют Вам на помощников. Кроме того, я сообщу земству о том, чтобы они Вам прислали свой отзыв. В орнамент включена надпись, что по вашему проекту выполнил Чириков. Проект Чириков должен вернуть Вам...»[27].

5 ноября 1913 года Рерих отвечал:

«Дорогой Алексей Викторович! Спасибо за вести о часовне; наш опыт, значит, удался, и это устраивает на будущее многие планы. <...> В Вас я уверен, что Вы меня добром поминаете. А в наших путях так много общего...»[28].

Вероятно, часовня была освящена 29 октября 1913 года, в день памяти мученической кончины святой.

К сожалению, дошедшие до нашего времени фрески являют собой лишь слабую тень первоначальной живописи в часовне Святой Анастасии. Более полное представление о ней возможно получить благодаря сохранившимся эскизам Рериха и уникальной дореволюционной фотосъемке. В прижизненном издании о Рерихе биограф указал на количество эскизов и их характер: «...четыре эскиза росписи часовни в Пскове (близкие по стилю к канонам русской иконописи XVII века)»[29]. Два из них (северная стена и плафон) хранятся в Государственном Русском музее, местонахождение остальных (западная и восточная стены) неизвестно. Алтарную (южную) стену не предполагалось расписывать, так как ее почти полностью закрывал иконостас.

На эскизе северной стены, над входным порталом, Рерих расположил образ Спаса Нерукотворного, поддерживаемого ангелами. Ниже, по сторонам проема, - коленопреклоненных святых князей, предположительно Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, небесных покровителей Пскова, на фоне стилизованного града. Под ними протянут полотенечный пояс. Композиция продолжает линию поисков, начатую Рерихом в мозаиках храмов в Пархомовке, Почаеве и Талашкине. При осуществлении в натуре Чириковым значительно уменьшен размер убруса с ангелами, что связано со сложной геометрией стены, дверными откосами, которые не учитывал Рерих. По той же причине над дверью добавлена дополнительная полоса орнамента и серафимы.

На эскизе плафона Рерихом изображен синий небесный свод с солнцем, луной и звездами. В центре - Святой Дух в виде голубя, сидящего на облачке, в окружении Сил Небесных - серафимов и херувимов. Художник представляет здесь картину христианского понимания космоса, идентичный сюжет присутствует также на арке входа храма в Талашкине. Чириков точно придерживался эскиза в росписи плафона.

Фрески стен с оконными проемами, эскизы к которым неизвестны, частично просматриваются на дореволюционной фотосъемке. Их композиции несколько схожи: по сторонам от окон изображены ангелы в рост, держащие развевающиеся знамена, над окнами - святые в круглом граде. Вокруг города пасутся овцы - символическое изображение паствы. По низу стен протянут полотенечный пояс. Растительные мотивы, украшающие откосы окон и люнетов по аналогии с северной стеной, могли быть добавлены Чириковым и отсутствовать на эскизах Рериха. Но в то же время в эти композиции заложено разное символическое звучание. На западной стене стяги ангелов имеют древки, завершенные остриями, в орнамент полотен знамен включено изображение руки с мечом, выходящей из облака и означающей Божью десницу. Другой рукой ангелы опираются на мечи в ножнах. Во граде помещен воинствующий Никола Можайский (почти буквально повторенный в интерьере храма в Талашкине). На восточной же стене древки ангельских знамен завершены четырехконечными крестами, а второй рукой ангелы лишь придерживают их, святая во граде сложила руки в молитвенном жесте. Исследователи не сходятся в едином мнении относительно личности святой. Логично предположить здесь изображение святой Анастасии. Рерих знал о посвящении часовни и вряд ли мог полностью исключить святую из программы росписей. Однако головной убор (корона, венец?) поверх плата и височные кольца не совсем характерны для ее канонического изображения. Рерих, конечно, мог опираться на ранние западные варианты иконографии мученицы. Таким образом, становится понятна тематика обеих композиций. Они посвящены защите града и паствы: в первом случае с мечом в руке - протекции небесного воинства, во втором случае - через молитву[30]. В совокупности с темой северной стены и плафона ясно, что программа росписей часовни посвящена небесной защите Пскова. Прослеживаются параллели иконографии фресок с составом иконостаса. Колорит росписей построен на контрасте доминирующих цветов - насыщенного синего и желтого. Красный, зеленый, коричневый, белый присутствуют лишь локальными пятнами.

После Октябрьской революции 1917 года судьба часовни Святой Анастасии, как и многих других православных храмов, сложилась трагически. В 1924 году ее закрыли, позже в ней размещались кассы кинотеатра, газетный киоск, керосиновая лавка. Вследствие этого были утрачены барабан с главкой, покрытие кровли, наружная икона с киотом, дверные полотна, забелены росписи. Ольгинский мост трижды взрывали и восстанавливали в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, а в 1969 году полностью разобрали и заменили новым. Часовню же предполагалось снести как «не представляющую никакой художественной и исторической ценности». Заслуга ее спасения принадлежит Э.М. Петуховой, возглавлявшей Производственную группу по охране памятников архитектуры; искусствоведу и заслуженному деятелю искусств РСФСР Н.Н. Померанцеву[31]; архитектору Н.С. Рахманиной. Им удалось доказать авторство Щусева и Рериха анастасьинской часовни, поставить ее на государственную охрану. Сейчас часовня является объектом культурного наследия федерального значения, приписана к Псковскому государственному объединенному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. Однако поспешность, с которой постройка сохранялась и составлялся проект реставрации, имела обратную сторону. При переносе на новое место, на берег Великой, часовня была распилена на две части, в результате чего утрачены фрагменты росписей (полотенечный пояс), и развернута алтарной стеной на восток. Ее завершение (кровля, барабан и главка), а также входные двери реконструированы не по проекту Щусева. В 1970 году начались раскрытие и реставрация фресок[32]. Темперный слой под побелкой оказался сильно поврежденным, утратившим былую яркость, линейные очертания размыты. Но и в таком виде архитектура и росписи производят на зрителя сильное впечатление. Утраты и разрушения воспринимаются здесь отпечатком времени, которое как бы сроднило эту постройку с памятниками древнего Пскова. Последние десятилетия сохранность архитектуры и фресок часовни Святой Анастасии снова вызывает серьезное беспокойство. Ситуацию усугубляют строительные работы, развернувшиеся в непосредственной близости. Памятник нуждается в комплексной реставрации с возвращением ему исторического облика.

В творчестве Щусева часовня Святой Анастасии важна как один из его полностью завершенных проектов, наглядно показывающий отношение автора к синтезу искусств и сотрудничеству с современными ему художниками. Рерих предстает в этой работе единомышленником Щусева - устремления обоих мастеров направлены в сторону изучения и переосмысления древнерусского искусства, обращения к нему в поисках прообразов для своих произведений.

 

  1. А.В. Щусев в 1899 году занимался около полугода в частной Академии Жюлиана, Н.К. Рерих в 1900 году - в частной студии Фернана Кормона.
  2. Цит. по: Рерих Н.К. Друзья // Рерих Н.К. Моя жизнь. Минск, 2010. С. 28.
  3. Подробнее см.: Короткина Л.В. Работа Н.К. Рериха с архитекторами А.В. Щусевым и В.А. Покровским // Музей 10. Художественные собрания СССР. Искусство русского модерна. М., 1989. С. 156-161.
  4. Подробнее об иконографии святой см.: Чахотин П. Жития других святых и мучениц с именем Анастасия // Святая великомученица Анастасия. Священный образ и храмы в Европе. СПб., 2010. С. 311.
  5. «1710. Весною из Риги занесена в Нарву, Псков, Изборск, Порхов, Гдов и другие Пригороды и волости моровая язва, от которой множество ежедневно умирало. <...> По обещанию во время мора построена во Пскове Сентября 1 Часовня во имя Преподобномученицы Анастасии Римляныни. Строители оной записаны на поминовение во Псковские Синодики». -      Цит. по: Митрополит Евгений (Болховитинов Е.А.). История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. Часть IV. Киев, 1831. С. 166-167.
  6. Леонид Петрович Белявин (1856-?) -  инженер путей сообщения, коллежский советник.
  7. Отношение отца В. Чернозерского Л.П. Белявину, 25 августа 1909 года // РГИА. Ф. 190. Оп. 8. Д. 841. Л. 11. Публикуется впервые.
  8. Письмо С.И. Зубчанинова А.В. Щусеву. 15 октября 1910 года // Частное собрание. Публикуется впервые.
  9. Рапорт Л.П.Белявинав Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. 15 марта 1911 года // РГИА. Ф. 190. Оп. 8. Д. 844. Л. 134. Публикуется впервые.
  10. Письмо Л.А. Белявина А.В. Щусеву. 28 февраля 1911 года // Частное собрание. Публикуется впервые.
  11. Шаблон нереализованной оконной решетки с циркульным завершением (форма окна была изменена при строительстве) хранится в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Это единственный сохранившийся шаблон Щусева к часовне Святой Анастасии.
  12. Рапорт Л.П. Белявина в Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. 6 апреля 1911 года // РГИА. Ф. 190. Оп. 8. Д. 844. Л. 170.
  13. Рапорт Л.П. Белявина в Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. 8 августа 1911 года // РГИА. Ф. 190. Оп. 8. Д. 845. Л. 170.
  14. Григорий Осипович (Иосифович) Чириков (1882-1936?) - крупнейший реставратор древнерусской иконописи, эксперт Императорской Археологической комиссии (1910-1917), иконописец, совладелец Художественно-иконописной и иконостасной мастерской братьев Чириковых в Москве. С 1918-го - член Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. В 1918-м участвовал в расчистке иконы «Троица» Андрея Рублева, в 1919-м реставрировал икону «Богоматерь Владимирская». Щусев неоднократно приглашал его для работы над оформлением храмов.
  15. Биографические сведения о Владимире?] Михайлове найти не удалось. Однако не стоит соотносить его с П.Т. Михайловым, членом Строительно-хозяйственного комитета по постройке рассматриваемого моста, чье имя среди прочих фигурирует на закладной доске часовни. Он также не имеет отношения к Владимиру Алексеевичу Михайлову - архитектору, помощнику и ученику Щусева, в 1929-1930 и 1944 годах работавшему с ним при проектировании гранитного Мавзолея В.И. Ленина и исполнявшему рабочие чертежи.
  16. Письмо В. Михайлова А.В. Щусеву. 23 августа 1911 года. // Частное собрание. Публикуется впервые.
  17. Смета Г.О. Чирикова, 30 августа 1911 года // РГИА. Ф. 190. Оп. 8. Д. 846. Л. 44-44 об. Публикуется впервые.
  18. Письмо А.В. Щусева Л.П. Белявину. 22 сентября 1911 года // РГИА. Ф. 190. Оп. 8. Д. 846. Л. 43-43 об. Публикуется впервые.
  19. См.: РГИА. Ф. 190. Оп. 8. Д. 846. Л. 42-42 об., 121 об. -122.
  20. См.: Письмо П.Т. Михайлова в Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. 12 марта 1912 года // РГИА. Ф. 190. Оп. 8. Д. 847. Л. 197 об.
  21. См.: Колузаков С.В. Надгробный памятник А.И. Куинджи. Проект А.В. Щусева // Третьяковская галерея. №3 (60). М., 2018. С. 195-213.
  22. См.: Колузаков С.В. Казанский вокзал А.В. Щусева. Невоплощенный замысел «Мира искусства» // Третьяковская галерея. №2 (55), приложение. М., 2017.
  23. Письмо Н.К. Рериха А.В. Щусеву. 3 декабря 1912 года // Частное собрание. Публикуется впервые.
  24. Письмо А.В. Щусева Н.К. Рериху. 16 декабря 1912 года // ОР ГТГ Ф. 44. Д. 1522. Л. 1.
  25. Письмо А.В. Щусева Н.К. Рериху. 17 апреля 1913 года // ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1523. Л. 1.
  26. Письмо А.В. Щусева Н.К. Рериху. 3 июня [1913 года?] // ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1530. Л. 1 об.
  27. Письмо А.В. Щусева Н.К. Рериху. [Конец октября - начало ноября 1913 года?] // ОР ГТГ Ф. 44. Д. 1536. Л. 1.
  28. Письмо Н.К. Рериха А.В. Щусеву. 5 ноября 1913 года // Частное собрание. Публикуется впервые.
  29. Цит. по: Эрнст С.Р. Н.К. Рерих // Держава Рериха. М., 1994. С. 34.
  30. Несколько иное прочтение иконографии боковых стен часовни см.: Маточкин Е.П. Николай Рерих: мозаики, иконы, росписи, проекты церквей. Самара, 2005. С. 88-104.
  31. Н.Н. Померанцев обращался в инспекцию Министерства культуры РСФСР с просьбой о сохранении часовни как памятника, связанного с именами Щусева и Рериха.
  32. См.: Донской Г.Г. Реставрация монументальной живописи Н.К. Рериха в Пскове // Монументальная живопись Н.К. Рериха. Исследование и реставрация. М., 1974. С. 31-47.
Иллюстрации
Вид наплавного моста, церкви Успения с Пароменья и старой часовни Св. Анастасии. 1900-е
Вид наплавного моста, церкви Успения с Пароменья и старой часовни Св. Анастасии. 1900-е.
Почтовая открытка
Письмо С.И. Зубчанинова А.В. Щусеву. 15 октября 1910
Письмо С.И. Зубчанинова А.В. Щусеву. 15 октября 1910
Частное собрание. Публикуется впервые
Г.Н. СОЛОВЬЕВ. Эскизный проект постоянного моста через реку Великую. Фасад, план, разрез. 1902
Г.Н. СОЛОВЬЕВ. Эскизный проект постоянного моста через реку Великую. Фасад, план, разрез. 1902
Бумага, графитный карандаш, тушь, цветная тушь
Российский государственный исторический архив, Москва (РГИА). Публикуется впервые
Л.П. БЕЛЯВИН. Проект насыпи для постоянного моста через реку Великую и фундамента для новой часовни Св. Анастасии. План. 1910
Л.П. БЕЛЯВИН. Проект насыпи для постоянного моста через реку Великую и фундамента для новой часовни Св. Анастасии. План. 1910.
Тканевая калька, тушь
РГИА. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз часовни Св. Анастасии. Первоначальный вариант. Фасад. 1910–1911
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз часовни Св. Анастасии. Первоначальный вариант. Фасад. 1910–1911
Бумага, графитный карандаш, цветные карандаши. 16 × 11,8
Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Проект храма Всемилостивейшего Спаса в Натальевке. Перспектива. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Проект храма Всемилостивейшего Спаса в Натальевке. Перспектива. 1911.
Бумага, угольный карандаш, акварель, гуашь, бронзовая краска. 34 × 50.
Частное собрание
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к окончательному варианту проекта часовни Св. Анастасии. Фасад. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к окончательному варианту проекта часовни Св. Анастасии. Фасад. 1911.
Бумага, графитный карандаш, акварель, бронзовая краска. 17 × 25,3.
Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к окончательному варианту проекта часовни Св. Анастасии. Фасад, детали. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к окончательному варианту проекта часовни Св. Анастасии. Фасад, детали. 1911.
Калька, уголь, акварель, бронзовая краска 34,3 × 33. Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз часовни при воротах Марфо-Мариинской обители в Москве. Фасад. 1910
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз часовни при воротах Марфо-Мариинской обители в Москве. Фасад. 1910.
Калька, графитный карандаш, акварель, бронзовая краска. 38 × 22,3.
Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к окончательному варианту проекта часовни Св. Анастасии. Перспектива. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к окончательному варианту проекта часовни Св. Анастасии. Перспектива. 1911
Калька, графитный карандаш. 32,5 × 27,2
Частное собрание. Публикуется впервые
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз деталей часовни Св. Анастасии. Двери, киот, фонарь, главка. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз деталей часовни Св. Анастасии. Двери, киот, фонарь, главка. 1911.
Бумага, графитный карандаш. 42 × 66,2.
Частное собрание. Публикуется впервые
Часовня Св. Анастасии в Пскове. Вид на восточный и северный фасады. Сентябрь – октябрь 1911
Часовня Св. Анастасии в Пскове. Вид на восточный и северный фасады. Сентябрь – октябрь 1911
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
Часовня Св. Анастасии в Пскове. Вид на южный и восточный фасады. Сентябрь – октябрь 1911
Часовня Св. Анастасии в Пскове. Вид на южный и восточный фасады. Сентябрь – октябрь 1911.
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
Часовня Св. Анастасии в Пскове. Фрагмент северного фасада с фонарем, установленным перед иконой. Сентябрь – октябрь 1911
Часовня Св. Анастасии в Пскове. Фрагмент северного фасада с фонарем, установленным перед иконой. Сентябрь – октябрь 1911.
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
Иконостас часовни Св. Анастасии после реставрации. 1912–1913
Иконостас часовни Св. Анастасии после реставрации. 1912–1913.
Фотография. Частное собрание. Публикуется впервые
Вид часовни Св. Анастасии и Ольгинского моста. Фото: М.И. Герасимов. 1913
Вид часовни Св. Анастасии и Ольгинского моста. Фото: М.И. Герасимов. 1913.
Почтовая открытка
А.В. ЩУСЕВ. Проект портала с киотом часовни Св. Анастасии. Фасад, план. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Проект портала с киотом часовни Св. Анастасии. Фасад, план. 1911.
Калька, графитный карандаш. 36,5 × 27,3
Частное собрание. Публикуется впервые
Часовня Св. Анастасии. Вид на северный фасад. Сентябрь–октябрь 1911
Часовня Св. Анастасии. Вид на северный фасад. Сентябрь–октябрь 1911.
Фото: А.В. Щусев. Частное собрание. Публикуется впервые
Фрагмент росписи северной стены часовни Св. Анастасии. 1913–1914
Фрагмент росписи северной стены часовни Св. Анастасии. 1913–1914.
Фотография. Частное собрание. Публикуется впервые
Интерьер часовни Св. Анастасии. 1913–1914
Интерьер часовни Св. Анастасии. 1913–1914.
Фотография. Частное собрание. Публикуется впервые
Н.К. РЕРИХ. Святой Дух и Силы Небесные. Эскиз росписи плафона часовни Св. Анастасии. 1913
Н.К. РЕРИХ. Святой Дух и Силы Небесные. Эскиз росписи плафона часовни Св. Анастасии. 1913
Картон, темпера. 47 × 47,5
© ГРМ
Иконостас в интерьере часовни Св. Анастасии. 1913–1914
Иконостас в интерьере часовни Св. Анастасии. 1913–1914.
Фотография. Частное собрание. Публикуется впервые
Фрагмент росписи западной стены часовни Св. Анастасии. 1913–1914
Фрагмент росписи западной стены часовни Св. Анастасии. 1913–1914
Фотография. Частное собрание. Публикуется впервые
Фрагмент росписи восточной стены часовни Св. Анастасии. 1913–1914
Фрагмент росписи восточной стены часовни Св. Анастасии. 1913–1914.
Фотография. Частное собрание. Публикуется впервые
«Спас Нерукотворный». Фрагмент росписи северной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2011
«Спас Нерукотворный». Фрагмент росписи северной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2011
Росписи западной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2011
Росписи западной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2011
Росписи восточной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2013
Росписи восточной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2013
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к проекту часовни Св. Анастасии. Фасад. 1911
А.В. ЩУСЕВ. Эскиз к проекту часовни Св. Анастасии. Фасад. 1911
Бумага, графитный карандаш, акварель. 18 × 11. На полях рисунок старой часовни Св. Анастасии и фрагмент оклада неизвестной иконы (из церкви Успения с Пароменья?).
Частное собрание. Публикуется впервые
Визитная карточка Г.О. Чирикова. 1910-е
Визитная карточка Г.О. Чирикова. 1910-е
Частное собрание. Публикуется впервые
Письмо Н.К. Рериха А.В. Щусеву. 3 декабря 1912
Письмо Н.К. Рериха А.В. Щусеву. 3 декабря 1912
Частное собрание. Публикуется впервые
Ангел. Фрагмент росписи восточной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2013
Ангел. Фрагмент росписи восточной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2013
Святой. Фрагмент росписи северной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2013
Святой. Фрагмент росписи северной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2013
Росписи свода и северной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2013
Росписи свода и северной стены часовни Св. Анастасии. Фото: С.В. Колузаков. 2013
Вид на часовню Св. Анастасии во время реставрационных работ. Сентябрь 1971
Вид на часовню Св. Анастасии во время реставрационных работ. Сентябрь 1971.
Фотография. Псковский филиал института «Спецпроектреставрация»
Вид часовни Св. Анастасии перед переносом на берег реки Великой. 1970
Вид часовни Св. Анастасии перед переносом на берег реки Великой. 1970.
Фотография. Псковский филиал института «Спецпроектреставрация»
Перенос часовни Св. Анастасии на берег реки Великой. 1970
Перенос часовни Св. Анастасии на берег реки Великой. 1970.
Фотография. Псковский филиал института «Спецпроектреставрация»
Перенос часовни Св. Анастасии на берег реки Великой. 1970
Перенос часовни Св. Анастасии на берег реки Великой. 1970.
Фотография. Псковский филиал института «Спецпроектреставрация»
Вид часовни Св. Анастасии перед переносом на берег реки Великой. Сентябрь 1968
Вид часовни Св. Анастасии перед переносом на берег реки Великой. Сентябрь 1968.
Фотография. Псковский филиал института «Спецпроектреставрация»
Ледоход в Пскове. Вид на Ольгинский мост и часовню Св. Анастасии. Март 1912
Ледоход в Пскове. Вид на Ольгинский мост и часовню Св. Анастасии. Март 1912.
Фото: О.И. Парли
РГИА. Публикуется впервые
Н.К. Рерих и А.В. Щусев в Москве. Фотография. 1926
Н.К. Рерих и А.В. Щусев в Москве. Фотография. 1926.
Частное собрание

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play