От «Мира искусства» к «Аполлону». Журналы «личной свободы»

Ольга Залиева

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2022 (77)

В выставочных залах Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» с 6 сентября по 4 декабря 2022 года проходила выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”», посвященная крупнейшим художественно-литературным журналам Серебряного века - «Мир искусства», «Золотое руно» и «Аполлон», вписавшим яркие страницы в историю культуры и искусства рубежа XIX-XX веков. Их появление тесно связано со становлением стиля модерн, поиском новых эстетических и философских ориентиров.

Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”» в ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”» в ГМИРЛИ имени В.И. Даля.
Фрагмент интерьера зала, посвященного журналу «Мир искусства». Фотография

Обращение Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (ГМИРЛИ имени В.И. Даля) к проекту, в основе которого лежала бы идея синтеза искусств, не случайно. Это связано прежде всего со спецификой места, где проводилась выставка. Особняк художника и коллекционера Ильи Семеновича Остроухова (18581929) в Трубниковском переулке, превращенный владельцем в великолепный домашний музей, в собрании которого были работы прославленных русских и западноевропейских мастеров, богатейшая коллекция икон, предметов декоративно-прикладного искусства, на протяжении сорока лет (1889-1929) являлся центром притяжения для всех любителей и ценителей прекрасного. Он был местом встреч художников, поэтов, музыкантов, актеров, меценатов. По воспоминаниям Абрама Эфроса, «в остроуховской столовой перебывали все, кто что-либо значил в искусстве»[1]. Репин, Шишкин, Фет, Серов, Мамонтовы, Третьяков, Архипов, Васнецовы, Коровин, Поленов, Гиляровский, Щукины, Брюсов, Киселев, Маковский, Прахов, Ярошенко, Морозовы, Грабарь, Рябушинские, Бенуа, Дягилев, Л. Пастернак, Станиславский - вот далеко не полный список людей, собиравшихся здесь. Также большой популярностью пользовались концерты в доме Остроухова, в них участвовали лучшие музыканты того времени: пел Шаляпин, играли Константин Игумнов, Александр Могилевский, Ванда Ландовская и многие другие.

Дом И.С. Остроухова. Москва. Трубниковский пер., 17
Дом И.С. Остроухова. Москва. Трубниковский пер., 17

Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”» посвящена тому редкому типу изданий, отличительной особенностью которых стала синтетичность: они одновременно являлись художественными и литературными, в них мирно, а порой и не очень мирно, сосуществовали искусство изобразительное и искусство изящной словесности. Также на страницах этих журналов большое место уделялось музыке и театру.

Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”» в ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”» в ГМИРЛИ имени В.И. Даля.
Фрагмент интерьера зала, посвященного журналу «Мир искусства». Фотография

Идейной платформой, объединявшей сотрудников и авторов этих изданий, была борьба против реализма, а также установка на «чистое искусство», свободное от идеологических пристрастий. Недаром А.Н. Бенуа назвал «Мир искусства» журналом «личной свободы». В той же мере это определение относится к «Золотому руну» и «Аполлону». Эстетической основой для всех трех изданий стал культ красоты, преобразующей действительность и содействующей духовному возрождению человечества.

В эпоху Серебряного века возникла острая необходимость в журнале-манифесте, приспособленном для разработки новых течений в искусстве и демонстрации его образцов. Так, журнал «Мир искусства» (1898-1904) был выразителем идей объединения художников под тем же названием и писателей-символистов старшего поколения. История «Золотого руна» (1906-1909) неразрывно связана с московской группой художников-символистов «Голубая роза» и поэтами-младосимволистами. Последний же по времени масштабный модернистский журнал «Аполлон» (1909-1917) возник из недр символизма, но уже к 1913 году превратился в рупор нового течения - акмеизма.

Все эти журналы отличались высочайшим полиграфическим уровнем и дизайном. В них все было новаторским: тексты, иллюстрации, типографские шрифты, заставки, концовки, буквицы, а их оформлением занимались лучшие мастера книжной графики того времени: Л.С. Бакст, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, К.А. Сомов, М.В. Добужинский и многие другие. Весь арсенал их средств был направлен на воплощение мечты модернизма о синтезе искусств, то есть о соподчиненности разных видов искусства единому идейно-художественному замыслу.

Обложка журнала «Мир искусства» (1902. №5–6). Художник – Л.С. Бакст
Обложка журнала «Мир искусства» (1902. №5–6). Художник – Л.С. Бакст. 32,5 × 26
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Каждый из трех журналов - «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» - знаменовал определенный этап в развитии русской культуры. Подобные издания стали характерной приметой Серебряного века, их существование оказалось возможным лишь в рамках короткого исторического периода. После Октябрьского переворота 1917 года и прихода к власти большевиков журналы «личной свободы» вынуждены были уйти с арены художественной жизни России.

Выставка задумана и реализована как большой межмузейный проект, организатором которого выступил Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, а партнерами и участниками стали Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российский государственный архив литературы и искусства, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево, Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Российская национальная библиотека.

Обложка журнала «Золотое руно» (1906. №1). Художник – монограммист И**
Обложка журнала «Золотое руно» (1906. №1). Художник – монограммист И**. 34 × 31,7
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Структура выставки отразила историю возникновения художественно-литературных журналов и преемственность между ними: отдельные разделы были посвящены «Миру искусства», «Золотому руну» и «Аполлону». Многообразие и новизну модернистских журналов демонстрировали произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, созданные мастерами, принадлежавшими к кругу каждого из них. Причем это именно те самые картины, рисунки, скульптуры, которые сто с лишним лет назад воспроизводились на страницах журналов «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон» или же экспонировались на выставках, устраиваемых ими. На выставке были представлены работы Л.С. Бакста, А.Н. Бенуа, В.Э. Борисова-Мусатова, М.А. Врубеля, А.Я. Головина, Н.С. Гончаровой, М.В. Добужинского, К.А. Коровина, Н.П. Крымова, Б.М. Кустодиева, М.Ф. Ларионова, С.В. Малютина, Н.Д. Милиоти, П.В. Митурича, К.С. Петрова-Водкина, Н.Н. Сапунова, К.А. Сомова, С.Ю. Судейкина, Н.П. Ульянова, П.С. Уткина, Р.Р. Фалька и многих других. Несомненным украшением экспозиции стала картина Кеса Ван Донгена «Дама с черной перчаткой», которая была представлена на знаменитой выставке «Салон Золотого руна», устроенной Н.П. Рябушинским весной 1908 года в Москве.

Б.М. КУСТОДИЕВ. Групповой портрет художников «Мира искусства». Эскиз. 1920
Б.М. КУСТОДИЕВ. Групповой портрет художников «Мира искусства». Эскиз. 1920
Слева направо изображены: И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, Н.Д. Милиоти, К.А. Сомов, М.В. Добужинский, К.С. Петров-Водкин, А.П. Остроумова-Лебедева, Б.М. Кустодиев. Холст, масло. 52 × 89. © ГРМ

Хочется подчеркнуть, что прошедшая выставка по своему жанру художественно-литературная. Ее героями в равной степени выступили как художники, так и писатели, поэты, философы. Соответственно она характеризовалась совместным экспонированием - живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и архивных материалов: фотографий, творческих автографов, книг, журналов, писем, документов и т.д.

Первый раздел выставки был посвящен петербургскому журналу «Мир искусства», основали который Александр Николаевич Бенуа и Сергей Павлович Дягилев. Начиная с 1896 года Дягилев вынашивал идею создания художественного журнала, «подобного английскому Studio». Осенью 1897-го в письме к А.Н. Бенуа он сообщал: «Я весь в проектах - один грандиознее другого. Теперь проектирую этот журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т.е. в иллюстрациях помещать истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю <...>»[2].

В.А. СЕРОВ. Портрет С.П. Дягилева. 1904
В.А. СЕРОВ. Портрет С.П. Дягилева. 1904
Холст, масло. 97 × 83. © ГРМ

Первым шагом к осуществлению замысла стала организация «нового общества» - художественного объединения «Мир искусства». В 1898 году оно громко заявило о себе, устроив в музее Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица «Выставку русских и финляндских художников». В конце того же года вышел первый, сдвоенный номер журнала «Мир искусства».

Молодые организаторы ставили перед собой грандиозную задачу: охватить все области художественной жизни - живопись, графику, скульптуру, архитектуру, музыку, театр, литературу - независимо от того, к какому времени или направлению они принадлежали. В своих статьях Александр Бенуа, Сергей Дягилев, Игорь Грабарь рассказывали российской публике о современных достижениях мирового искусства, обо всех европейских новинках, давали обзоры заграничных художественных выставок. Также значительной стороной деятельности издания стала пропаганда русской старины. Статьи и репродукции знакомили читателей с искусством XVIII - начала XIX века, с творчеством забытых в то время художников: Д.Г Левицкого, Ф.С. Рокотова, О.А. Кипренского, А.Г Венецианова.

Важнейшим направлением деятельности журнала, а также новой формой пропаганды эстетических вкусов и воззрений редакции стало ежегодное устройство выставок. Всего журнал «Мир искусства» успел организовать пять выставок - четыре проходили в Петербурге (1899, 1900, 1901, 1903) и одна в Москве (1902). Любопытно, что на них, наряду с живописью и графикой, экспонировались мебель, керамика, декоративные панно, ковры, вышивки, выполненные по эскизам А.Я. Головина, Е.Д. Поленовой, С.В. Малютина, М.А. Врубеля, К.А. Коровина и других.

Литературный отдел в «Мире искусства» появился не с самого начала, а лишь с 1900 года. Во главе его стоял критик и публицист Дмитрий Владимирович Философов, а среди главных сотрудников были Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов, Л.И. Шестов, Н.М. Минский, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, с середины 1901 года - В.Я. Брюсов, с 1902 года - Андрей Белый. Именно на страницах «Мира искусства» были сформулированы важнейшие для символизма вопросы и сделаны первые попытки дать ответы на них.

По мере усиления литературной части журнала нарастал конфликт между художниками и писателями, многие из которых были одновременно и религиозными мыслителями. Проповеднический тон работы Мережковского «Лев Толстой и Достоевский», которая печаталась в журнале из номера в номер на протяжении длительного времени, до такой степени расходился с представлениями художников «Мира искусства» о свободе творчества, что, не мешая публикации, они решились на скрытые иронические выпады, пользуясь тем, что оформление журнала было целиком в их ведении. «Едва ли случайно, - вспоминал Петр Перцов, - в тексте исследования, всегда прерывающемся иллюстрациями и книжной графикой, вдруг, в самых торжественных местах, стали появляться более чем неуместные здесь воспроизведения остро-эротических набросков Бёрдсли»[3].

Мережковский и Гиппиус справедливо усмотрели в этом эпизоде нежелание считаться с их мнением и ушли из редакции вместе с другими писателями, а уже в 1902 году основали свой собственный религиозно-философский публицистический журнал «Новый путь».

В 1904 году журнал «Мир искусства» прекратил свое существование. К этому привели финансовые проблемы и разногласия среди сотрудников редакции. «Но, умирая», как точно заметила А.П. Остроумова-Лебедева, «журнал “Мир искусства” указал путь и направление будущим журналам»[4].

Во втором разделе выставки посетители могли познакомиться с московским журналом «Золотое руно», жизнью его создателя и редактора Николая Рябушинского, выходца из богатейшей купеческой семьи, одного из 13 детей известного миллионера Павла Михайловича Рябушинского.

Обложка журнала «Золотое руно» (1906. №2)
Обложка журнала «Золотое руно» (1906. №2)
Надписи на обложке работы монограммиста И**; марка журнала работы Е.Е. Лансере. 34 × 31,7
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Первый номер журнала вышел в январе 1906 года, в самый разгар Первой русской революции. Принципы нового издания были изложены Рябушинским в духе революционного времени - в форме манифеста: «В грозное время мы выступаем в путь. Кругом кипит бешеным водоворотом обновляющаяся жизнь. Мы сочувствуем всем, кто работает для обновления жизни, мы не отрицаем ни одной из задач современности, но мы твердо верим, что жить без Красоты нельзя <...>. И во имя <...> новой грядущей жизни мы, искатели золотого руна, развертываем наше знамя: Искусство - вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство - едино, ибо единый его источник - душа. Искусство - символично, ибо носит в себе символ - отражение Вечного во временном. Искусство - свободно, ибо создается свободным творческим поры- вом»[5].

Журнал задумывался как наследник и продолжатель дела «Мира искусства». Деятельность Дягилева была для Рябушинского примером, которому он следовал, стараясь претворять в жизнь многие из его планов.

Название журнала восходило к кружку московских символистов «Аргонавты» и к одноименному рассказу Андрея Белого, главный герой которого, «великий писатель, отправлявшийся за Солнцем, как аргонавт за руном», говорит: «Буду издавать журнал “Золотое руно”. Сотрудниками моими будут аргонавты, а знаменем - Солнце. Популярным изложением основ солнечности зажгу я сердца. На весь мир наведу позолоту. Захлебнемся в жидком солнце»[6].

Первые полгода журнал издавался на двух языках - русском и французском, а подписаться на него можно было не только в Москве и Петербурге, но и в Париже, Берлине, Лейпциге, Лондоне, Вене, Риме, Мадриде, Копенгагене и даже Нью-Йорке.

С полиграфической точки зрения «Золотое руно» был одним из самых роскошных русских периодических изданий, особенно в первые два года своего существования. Номера выходили в большом формате, на прекрасной бумаге, содержали множество иллюстраций, цветных приложений, оригинальные заставки и виньетки. А оформлением его занимались крупнейшие мастера «Мира искусства» и «Голубой розы». Среди важнейших начинаний «Золотого руна» стало создание блистательной серии графических портретов выдающихся писателей, художников, деятелей русской культуры начала XX века.

Поначалу ядро литературной редакции составляли московские поэты-символисты Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт. Но уже с середины 1907 года ведущие позиции в «Золотом руне» заняли петербуржцы - Александр Блок, Вячеслав Иванов, Георгий Чулков, Михаил Кузмин, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин. В это время в журнале были опубликованы важнейшие статьи по теории символизма, такие как «Россия и интеллигенция» Александра Блока, «Ты еси», «Две стихии в современном символизме», «О русской идее» и «Древний ужас» Вячеслава Иванова.

Подражая своему кумиру Дягилеву, Николай Павлович Рябушинский старался следовать по его стопам не только в издании журнала, но и в организации художественных выставок. Так, в 1907 году под эгидой «Золотого руна» прошла знаменитая выставка художников-символистов «Голубая роза», давшая имя новому объединению. В него входили П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, П.С. Уткин, А.Т. Матвеев, С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов, М.С. Сарьян, братья Н.Д. и В.Д. Милиоти, А.А. Арапов, Н.П. Феофилактов и другие.

В 1908 году Н.П. Рябушинский ошеломил Москву новой выставкой, которая называлась «Салон Золотого руна». Она состояла из двух отделов - русского и французского, причем последний включал около двухсот работ, среди которых были не только произведения импрессионистов, но и полотна авангардистов. Надо отметить, что столь представительный показ современных французских художников в России был устроен впервые.

На следующей выставке «Золотого руна» 1909 года отдел французского искусства был меньше, чем на первой. Зато демонстрировались последние парижские новинки, прежде всего работы кубистов - Жоржа Брака, Пабло Пикассо. На этой выставке гораздо интереснее, чем год назад, заявили о себе русские художники. Неожиданные вещи экспонировали мастера «Голубой розы», но главными героями стали все же не они, а молодые живописцы Михаил Федорович Ларионов и Наталья Сергеевна Гончарова.

В январе 1910 года прошла последняя выставка «Золотого руна» - у Рябушинского закончились деньги. На ней были представлены только отечественные художники, среди которых особое внимание публики и критиков привлекли яркие работы Петра Петровича Кончаловского и Ильи Ивановича Машкова.

В том же году завершил свою деятельность и журнал. Он выходил всего четыре года, однако сумел оставить яркий след в русской культуре. Свою миссию редакция сочла выполненной, о чем и написала, прощаясь с читателями: «Заканчивая нашу четырехлетнюю работу, мы уходим со спокойной уверенностью, что ничто уже не сможет заглушить и уничтожить тех художественных принципов, за которые боролось “Золотое Руно”»[7].

Третий раздел выставки был посвящен журналу «Аполлон», ставшему последним по времени масштабным модернистским журналом Серебряного века. Можно сказать, что по сравнению со своими предшественниками он оказался долгожителем. Его первый номер вышел в октябре 1909 года в Санкт-Петербурге, а последний - осенью 1918 года уже в революционном Петрограде. За годы своего существования «Аполлон» сумел стать не просто журналом, а одним из символов петербургской культуры и, шире, петербургской жизни 1910-х годов.

Создателем и многолетним редактором «Аполлона» был Сергей Маковский, сын прославленного живописца Константина Маковского и племянник Владимира Маковского, одного из наиболее деятельных членов Товарищества передвижных художественных выставок. Сам Сергей Константинович был поэтом, художественным критиком, устроителем выставок, обладал чутьем и вкусом, а лавры Дягилева ему, впрочем, как и Н.П. Рябушинскому, не давали покоя.

На художественной выставке «Салон 1909 года» в Петербурге Маковский познакомился с поэтом Николаем Гумилевым, недавно вернувшимся из Парижа. У них родилась идея учредить новое периодическое издание, ведь «Золотое руно» к тому моменту уже заканчивал свое существование. Кроме того, это было издание московское. Петербург же после дягилевского «Мира искусства» остро нуждался в художественно-литературном журнале «молодых».

В свою очередь Гумилев привлек для работы над созданием журнала тончайшего поэта и критика, переводчика Еврипида на русский язык Иннокентия Анненского. С самого начала журнал был открыт для литераторов и художников разных направлений - всех, кроме официально-государственного. Здесь не жаловали передвижников, но публиковали
много материалов по истории классического и современного искусства, обзоры выставок, театральной и музыкальной жизни.

Появление «Аполлона», по мысли его основателей, должно было знаменовать новые тенденции в русской культуре, жажду новой гармонии под знаком классического наследия. Среди сотрудников были как литераторы - Вячеслав Иванов, Александр Блок, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Михаил Кузмин, - так и художники и театральные деятели: Лев Бакст, Мстислав Добужинский, Александр Бенуа, Всеволод Мейерхольд, Федор Комиссаржевский и многие другие. При этом литературное направление в нем явно преобладало над художественным. Это подчеркивал сам С.К. Маковский: «“Аполлон” главное внимание сосредоточил на поэзии, - писал он, - его родоначальниками являлись не столько живописцы, сколько поэты-новаторы; лишь благодаря им и мог журнал обрести свой лик»[8].

В конце 1912 года литературный отдел журнала возглавил Николай Степанович Гумилев, лидер недавно возникшего направления в искусстве - акмеизма. При этом специфическим органом акмеизма журнал не стал. Наряду с акмеистическими манифестами С.М. Городецкого и Н.С. Гумилева здесь публиковались программные для символизма статьи, такие как «Заветы символизма» Вяч. И. Иванова[9], «О современном состоянии русского символизма» А.А. Блока[10], «О “речи рабской” в защиту поэзии”» В.Я. Брюсова[11], «Венок или венец» Андрея Белого[12], наконец, чрезвычайно важный манифест кларизма - статья М.А. Кузмина «О прекрасной ясности»[13].

В «Аполлоне» печатались стихи Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Александра Блока, Максимилиана Волошина, Георгия Иванова и других. Именно с этим изданием связана история Черубины де Габриак - величайшей мистификации Серебряного века.

«Аполлон», как и его предшественники «Мир искусства» и «Золотое руно», стремился стать не просто журналом, но и культурным центром. В редакции проводились художественные выставки, устраивались литературные и музыкальные вечера, на которых выступали А.Н. Скрябин, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский. А в 1912 году «Аполлон» совместно с Французским институтом в Санкт-Петербурге организовал грандиозную выставку «Сто лет французской живописи», которая была приурочена к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года и включала около тысячи картин и рисунков - от Жака Луи Давида до Поля Сезанна, - взятых не только в русских дворцах и частных собраниях, но главным образом в музеях Франции и у парижских коллекционеров.

Если на раннем этапе существования «Аполлона» в нем превалировали литературные задачи, то уже к началу Первой мировой войны они отошли на второй план, «журнал все больше устремлялся к искусствознанию и его специальным проблемам (современная художественная жизнь, эстетическое образование, охрана памятников, музейные дела, коллекции и аукционы, техника живописи и графики и т.п.)»[14]. Литературная критика становилась все лаконичнее, а беллетристический отдел и вовсе прекратил свое существование. Журнал публиковал уже только стихи, причем далеко не в каждом номере. Так художественная проблематика возобладала в нем, понемногу вытеснив словесность.

Журнал «Аполлон» перестал выходить в связи с финансовыми проблемами, возникшими на фоне военных и революционных событий в стране. Номер 8-10 за 1917 год увидел свет лишь осенью 1918 года.

Последним материалом в нем была статья Абрама Эфроса «Письмо из Москвы», в которой рассказывалась неприкрытая правда о губительных последствиях октябрьского переворота для памятников культуры, о разгроме и поругании величайших религиозных и художественно-исторических святынь.Заканчивалась она пророческой фразой: «Мы стоим, несомненно, опять перед поворотом, и ближайшая книжка “Аполлона”, быть может, уже принесет отчет о новых художественных потрясениях, сдвигах и, конечно, о попытках выпрямиться и залечить раны. Год кончается в грозе и буре, и в грозе и буре начинается новый»[15].

И в заключение хочется сказать несколько слов о художественном решении выставки «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”», автором которого стал петербургский дизайнер Ю.А. Сучков. В основе решения образ раковины, за хрупкими стенками которой тщетно пытались укрыться от надвигающейся катастрофы в мире красоты и творчества наши художники и поэты, служители «чистого искусства», ревнители «личной свободы». Образ раковины воплотился не только в архитектуре залов, но и в перламутровых оттенках стен, которые постепенно, по мере продвижения по экспозиции, темнели, превращаясь из нежно-сиреневых, бледно-голубых, жемчужно-серых в зловеще-фиолетовые. В последнем зале, посвященном деятельности журнала «Аполлон» в годы Первой мировой войны, Февраля и Октября 1917 года, истонченные стенки раковины проламывались и жемчужная кроваво-фиолетовая лава низвергалась в пустоту. Так увидел художник конец «прекрасной эпохи» — эпохи модернизма.

 

  1. Эфрос А. Профили. М., 1930. С. 70-71.
  2. Бенуа А. Мои воспоминания: В 5 кн. М., 1990. Кн. 4, 5. С. 192.
  3. Перцов П. Литературные воспоминания. 1890-1902 гг. М., 2002. С. 211.
  4. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. [М.]: Изобразительное искусство. [1974]. С. 328
  5. Золотое руно. 1906. №1. С. 4.
  6. Белый А. Аргонавты // Белый А. Симфонии. Л., 1991. С. 450-455.
  7. Золотое руно. 1909. №11. С. 105.
  8. Маковский С. Портреты современников: Портреты современников. На Парнасе Серебряного века. Художественная критика. Стихи. М., 2000. С. 125.
  9. Аполлон. 1910. №8. С. [5].
  10. Аполлон. 1910. №8. С. [21].
  11. Аполлон. 1910. №9. С. [31].
  12. Аполлон. 1910. №11. С. [1].
  13. Аполлон. 1910. №4. С. [5].
  14. Корецкая И.В. «Мир искусства» // Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века. 1890-1904. М., 1982. С. 214.
  15. Аполлон. 1917. №8-10. С. 112.
Иллюстрации
В.А. СЕРОВ. В четыре руки. С.П. Дягилев и И.С. Остроухов за роялем. 1902
В.А. СЕРОВ. В четыре руки. С.П. Дягилев и И.С. Остроухов за роялем. 1902
Бумага, карандаш. 10,5 × 16,5
Конверт от письма редакции журнала «Мир искусства» к И.С. Остроухову. [1903]
Конверт от письма редакции журнала «Мир искусства» к И.С. Остроухову. [1903]
11,5 × 14,6
© РГАЛИ
Письмо С.П. Дягилева И.С. Остроухову. Санкт-Петербург. 27 июня 1900
Письмо С.П. Дягилева И.С. Остроухову. Санкт-Петербург. 27 июня 1900
Автограф черными чернилами на бланке журнала «Мир искусства». 27,4 × 21,3
© ОР ГТГ
Обложка журнала «Мир искусства» (1899. №1–2). Художник – К.А. Коровин
Обложка журнала «Мир искусства» (1899. №1–2). Художник – К.А. Коровин
34,6 × 27,2
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Е.Е. ЛАНСЕРЕ. Эскиз обложки журнала «Мир искусства» (1901. №1)
Е.Е. ЛАНСЕРЕ. Эскиз обложки журнала «Мир искусства» (1901. №1)
Бумага, тушь, акварель, графитный карандаш. 32,3 × 25,1
© РГАЛИ
К.А. СОМОВ. Выставка русских и финляндских художников. 1898
К.А. СОМОВ. Выставка русских и финляндских художников. 1898
Плакат. (СПб., 1898). Цветная литография. 113 × 71
© Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург
К.А. СОМОВ. Дама у пруда. 1896
К.А. СОМОВ. Дама у пруда. 1896
Холст, масло. 89,5 × 71,5
© ГТГ
Каталог выставки картин журнала «Мир искусства» (М., 1902)
Каталог выставки картин журнала «Мир искусства» (М., 1902)
18 × 6,5
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
К.А. СОМОВ. Автопортрет. 1898
К.А. СОМОВ. Автопортрет. 1898
Бумага, акварель, цветные карандаши. 46 × 32,6
© ГРМ
Л.С. БАКСТ. Портрет В.Ф. Нувеля. 1895
Л.С. БАКСТ. Портрет В.Ф. Нувеля. 1895
Бумага на картоне, акварель, гуашь, пастель. 56,8 × 45
© ГРМ
Н.П. ФЕОФИЛАКТОВ. Рекламный плакат подписки на журнал «Золотое руно» на 1906 год (СПб., 1905)
Н.П. ФЕОФИЛАКТОВ. Рекламный плакат подписки на журнал «Золотое руно» на 1906 год (СПб., 1905)
Хромолитография. 47,5 × 66,4
© ГТГ
Сотрудники журнала «Золотое руно». Москва. 1907–1908
Сотрудники журнала «Золотое руно»
слева направо: Н.Д. Милиоти, Г.И. Чулков, Г.Э. Тастевен
Москва. 1907–1908
Фото: Д.М. Гусев
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Письмо Н.П. Рябушинского В.А. Серову. Москва. 27 июня 1906
Письмо Н.П. Рябушинского В.А. Серову. Москва. 27 июня 1906
Автограф черными чернилами на бланке журнала «Золотое руно». 24 × 22,2
© ОР ГТГ
Н.П. Рябушинский. Москва. Начало 1900-х
Н.П. Рябушинский. Москва. Начало 1900-х
Фотография из семейного альбома Н.П. Рябушинского
© Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына, Москва
В.А. СЕРОВ. Портрет Л.Н. Андреева. 1907
В.А. СЕРОВ. Портрет Л.Н. Андреева. 1907
Бумага, картон, акварель, темпера. 71 × 55
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Л.С. БАКСТ. Портрет Андрея Белого. 1906
Л.С. БАКСТ. Портрет Андрея Белого. 1906
Бумага, пастель, цветной карандаш. 76 × 52
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”» в ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”. Журналы “личной свободы”» в ГМИРЛИ имени В.И. Даля.
Фрагмент интерьера зала, посвященного журналу «Мир искусства». Фотография
Кес ван ДОНГЕН. Дама с черной перчаткой. 1907–1908
Кес ван ДОНГЕН. Дама с черной перчаткой. 1907–1908
Холст, масло. 73 × 91
© ГМИИ имени А.С. Пушкина
Обложка журнала «Золотое руно» (1906. №5). Рисунок работы П.В. Кузнецова
Обложка журнала «Золотое руно» (1906. №5). Рисунок работы П.В. Кузнецова
34 × 31,7
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
П.В. КУЗНЕЦОВ. Утро (Рождение). 1905
П.В. КУЗНЕЦОВ. Утро (Рождение). 1905
Холст, темпера. 105,5 × 102
© ГТГ
Н.Д. МИЛИОТИ. Пастораль. 1905
Н.Д. МИЛИОТИ. Пастораль. 1905
Холст, темпера, масло. 46,3 × 38
© ГТГ
М.Ф. ЛАРИОНОВ. Натюрморт с зелеными грушами. 1907
М.Ф. ЛАРИОНОВ. Натюрморт с зелеными грушами. 1907
Холст, масло. 65,5 × 79
© ГТГ
Неизвестный художник. Эскиз афиши выставки «Салон Золотого руна». 1908
Неизвестный художник. Эскиз афиши выставки «Салон Золотого руна». 1908
Литография. 79 × 106,5
© ГТГ
Н.С. ГОНЧАРОВА. Цирк. Около 1907
Н.С. ГОНЧАРОВА. Цирк. Около 1907
Холст, масло. 57 × 74
© ГТГ
Н.С. ВОЙТИНСКАЯ. Портрет Н.С. Гумилева. 1909
Н.С. ВОЙТИНСКАЯ. Портрет Н.С. Гумилева. 1909
Автолитография. 22,5 × 20
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Н.С. ВОЙТИНСКАЯ. Портрет М.А. Волошина. 1909
Н.С. ВОЙТИНСКАЯ. Портрет М.А. Волошина. 1909
Автолитография. 19,2 × 22,2
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
С.К. Маковский. 1907
С.К. Маковский. 1907
Фотография
© РГАЛИ
Н.В. РЕМИЗОВ. Аполлон. Ежемесячник. Плакат (СПб.: Мастерская школы Императорского общества поощрения художеств, 1911)
Н.В. РЕМИЗОВ. Аполлон. Ежемесячник. Плакат (СПб.: Мастерская школы Императорского общества поощрения художеств, 1911)
Хромолитография. 58 × 69
© ГТГ
Обложка журнала «Аполлон» (1909. №1). Художник – Л.С. Бакст
Обложка журнала «Аполлон» (1909. №1). Художник – Л.С. Бакст
22,2 × 20,3
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Фронтиспис журнала «Аполлон» (1909. №1). Художник – Л.С. Бакст
Фронтиспис журнала «Аполлон» (1909. №1). Художник – Л.С. Бакст
22,2 × 20,3
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Обложка журнала «Аполлон» (1911. №8–10). Художник – М.В. Добужинский
Обложка журнала «Аполлон» (1911. №8–10). Художник – М.В. Добужинский
24,5 × 20,5
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Обложка книги Н.С. Гумилева «Чужое небо: Третья книга стихов» (СПб.: Изд. «Аполлона», 1912). Художник – М.В. Добужинский
Обложка книги Н.С. Гумилева «Чужое небо: Третья книга стихов» (СПб.: Изд. «Аполлона», 1912). Художник – М.В. Добужинский
23 × 18
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”
Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”.
Журналы “личной свободы”» в ГМИРЛИ имени В.И. Даля. Фрагмент интерьера зала, посвященного журналу «Аполлон». Фотография
Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”
Выставка «От “Мира искусства” к “Аполлону”
Журналы “личной свободы”» в ГМИРЛИ имени В.И. Даля. Фрагмент интерьера зала, посвященного журналу «Аполлон». Фотография
Письмо С.К. Маковского И.Э. Грабарю. Санкт-Петербург. 3 апреля 1910
Письмо С.К. Маковского И.Э. Грабарю. Санкт-Петербург. 3 апреля 1910
Автограф черными чернилами на бланке журнала «Аполлон»
© ОР ГТГ
М.А. Кузмин. Киев. 30 ноября 1909
М.А. Кузмин. Киев. 30 ноября 1909
Фотоателье «Гудшон и Губчевский» В правом нижнем углу паспарту черными чернилами: Дорогой и многоуважаемой Анне Андреевне Гумилевой с искренней дружественностью М. Кузмин, 1910.
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Е.Е. ЛАНСЕРЕ. Рисунок для фронтисписа к книге Анны Ахматовой «Вечер». 1912
Е.Е. ЛАНСЕРЕ. Рисунок для фронтисписа к книге Анны Ахматовой «Вечер». 1912
Картон, тушь, белила. 31,2 × 23,3
© ГМИРЛИ имени В.И. Даля
П.В. МИТУРИЧ. Портрет О.Э. Мандельштама. 1915
П.В. МИТУРИЧ. Портрет О.Э. Мандельштама. 1915
Бумага, тушь, белила. 44,5 × 48,5
© ГРМ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play