Образы Достоевского в иллюстрациях Бориса Непомнящего

Татьяна Володина

Рубрика: 
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Номер журнала: 
#4 2021 (73)

В собрании Новгородского музея-заповедника есть коллекция книжной и станковой графики по мотивам прозы Ф.М. Достоевского, включая «великое пятикнижие» - романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Среди авторов - известные российские художники Н.В. Алексеев, Б.М. Басов, Ф.Д. Константинов, Т.А. Лебедева, О.Г. Манюков, Ю.Ю. Перевезенцев, Т.В. Прибыловская, М.Г. Ройтер, Ю.И. Селиверстов, В.А. Сулимо-Самуйлло, А.А. Ушин, М.С. Чуракова. Самым значительным и по количеству, и по «репертуару» является фонд произведений народного художника РФ Бориса Львовича Непомнящего.

Дмитрий Карамазов. 1978. Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы»
Дмитрий Карамазов. 1978. Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы».
Бумага, офорт. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник (далее: Новгородский музей-заповедник)

Борис Непомнящий родился в 1945 году в Киеве, закончил Одесское художественное училище имени М.Б. Грекова, затем - знаменитую «Муху»[1]. С 1971 года он живет и работает в Новгороде.

Графическому языку художника изначально была свойственна метафоричность. С годами метафора стала сложнее, глубже и свободней[2]. Это качество в сочетании со способностью к философским обобщениям позволило Непомнящему вступить в диалог с Достоевским - одним из самых сложных писателей мировой литературы. В 1978 году он создал небольшой цикл станковых листов по мотивам романа «Братья Карамазовы», многие главы которого были написаны в Старой Руссе. Сам город стал прообразом Скотопригоньевска. Но Бориса Непомнящего привлекает не реальное место действия, а другое - пространство мыслей и страстей, символическое, очищенное от бытовизма. Он стремится выразить страсть и страдание, боль, разрывающую душу, и холод отчаяния, веру и безверие. На одном из листов художник изображает Дмитрия Карамазова бегущим по пустынным улицам города. Эта пустынность метафизическая, абсолютная. Персонаж - не в среде, а вне ее, над ней. Он обособлен. Обособление достигается игрой масштабов и ритмов: город мал и статичен, а фигура Дмитрия огромна, занимает почти весь лист, сильно наклонена и выглядит неустойчивой. Это почти полет, оторванность от реальности, пребывание в ином пространстве - жестоком пространстве страсти. Фигура бесплотна, бестелесна. Она скорее призрак, фантом, воспоминание; но лицо, руки, одежда вполне конкретны, тщательно проработаны.

В цветных офортах по мотивам романа «Братья Карамазовы» художник создал сложную метафорическую ткань, передав языком гравюры важные болевые мотивы романа: размышления героев о страданиях детей («слеза ребенка»), поэму о Великом инквизиторе.

Карандашные рисунки (1983) демонстрируют интерес художника к иному пласту безмерного по глубине последнего романа Достоевского. Он ставит перед собой задачу изобразить главных героев - Карамазовых. Рисунки Непомнящего вполне реалистичны. В них есть узнаваемость, близость к авторской характеристике. Но прямой рассказ-показ и в этом случае кажется художнику недостаточным. Он находит выразительный образ-символ - паутину. Рисунки-паутинки «проявляют» лица персонажей, выявляя их антагонизм и родство. Каждый из Карамазовых - невольник страсти. У Федора Павловича это страсть плотская, у Ивана - интеллектуально-горячечная, у Алеши - мятущаяся страсть-вера. Поразительна простота художественного языка и ясность мысли художника. Рисунки выполнены на цветном фоне графитным карандашом. Листы сильно вытянуты по вертикали. Этот, казалось бы, незначительный нюанс привносит в триптих («Федор Карамазов», «Иван Карамазов», «Алексей Карамазов») едва уловимую нотку тревожности, внутренней неустойчивости.

В 2000-х годах Борис Непомнящий возвращается к творчеству Достоевского. Он иллюстрирует «Записки из Мертвого дома», сюжеты и образы которых не раз привлекали очень разных художников[3]. Книга, включающая 51 рисунок, вышла в издательстве «Вита Нова» в 2010 году[4].

Исай Ильич. 2007–2009. Иллюстрация к «Запискам из Мертвого дома»
Исай Ильич. 2007–2009. Иллюстрация к «Запискам из Мертвого дома»
Бумага, карандаш. © Новгородский музей-заповедник

В «Записках» Ф.М. Достоевский передал свои впечатления от каторги - Мертвого дома. Трагический в своей безысходности мир, собравший зло наказанное и зло самодовольно-властвующее, воспроизводится писателем с точностью и беспощадностью. Он вышел оттуда живым, но навсегда обожженным, получившим не только рану сердца, но вечную муку знания того, что такой мир есть. Он рядом, но в другом измерении. Непомнящий точно следует за автором в передаче характеров, отношений, ситуаций и жизненных реалий. Художника потрясли фантасмагорическая «перевернутость» жизни и ее ценностей, пограничное состояние психики человека, отраженные в тексте, и какая-то тоскливая обыденность всего происходящего. Поражает то, с какой глубиной и точностью писатель создает, по сути дела, не только анамнез болезни каждого персонажа, но и мира, в котором замкнут человек. Большая часть цикла - портреты. Персонажи приближены к нам так, что видна каждая морщинка, каждая черточка лица. Изображения порой пугающе откровенны. В иллюстрациях «А-в - подлец!» и «Плац-майор» художник ярко передает два вида душевной недостаточности - безоглядное предательство, подлость и бесчеловечная, тупая, неуправляемая ярость. Они выделяют «героев» этих листов даже среди видавших виды других героев.

Художник рисует разнонаправленными, динамичными, пересекающими друг друга линиями. Они материализуют предметы, лица, фигуры, почти фантасмагорические сцены («Игра в карты на каторге», «Сумасшедший»), вдыхают в них жизнь. В то же время их «избыточность» создает подобие завесы, отделяющей нас от мира Мертвого дома.

Помимо карандашных рисунков, вошедших в книгу, в 2010 году Борис Непомнящий награвировал в технике офорта почти исчерпывающую галерею портретов героев «Записок». Эффект монотонности, однообразия и безысходности, отчужденности от живой реальности возникает благодаря повторяющимся композиционным приемам в изображении героев, в одинаковом жестком оформлении листа. Художник изображает «героев» в среде, за каким-то делом («За шитьем») или погруженными в себя, размышляющими («Читая Библию», «Размышление о вере»). Используя в офорте приемы старых мастеров, добиваясь осязаемости каждой детали, точности в передаче фактуры материала, он придает некую фундаментальность образам. Лишь три офорта выводят нас под открытое небо. Остальные - замкнутое пространство арестантского барака с зарешеченным окошком. Стена приближена к зрителю, она будто выталкивает к нему «портретируемого». Галерея каторжан уникальна. Отсутствуют надрыв, какие-то нарочитые позы (исключение - лист «Наливай»). Художника вслед за Достоевским интересует человеческое начало в отверженных преступниках. Тончайшие оттенки характеров выявляются не только благодаря глубокому постижению текста, но и техническому совершенству работ.

В это же время еще одно произведение Ф.М. Достоевского захватило воображение художника - повесть «Село Степанчиково и его обитатели». Иллюстрации «пролежали достаточно долго», вспоминал Б. Непомнящий. «И я понял, что если не решусь на хоть какое-нибудь графическое решение, то не смогу вернуться к ним в ближайшее время. Главное, что мне хотелось больше всего, - хоть чуть-чуть не быть похожим на себя предыдущего, работать чуть-чуть по-другому. И тут я подумал, что, обучая студентов каллиграфии, я сам научился писать сносно и красиво. Так и появилась идея, не новая, конечно, - соединить рисунок со словом...»[5].

Иллюстрация к повести «Село Степанчиково и его обитатели». 2017
Иллюстрация к повести «Село Степанчиково и его обитатели». 2017
Бумага, смешанная техника. Собственность автора

На страницах повести «Село Степанчиково и его обитатели» перед читателем разворачивается другой, но не менее болезненный и гнетущий мир. И здесь реальность искажена до неузнаваемости. Красота, доброта и правдивость оболганы и уничтожены пошлой беспринципностью и провинциальным актерством центрального персонажа - Фомы Опискина.

Борис Непомнящий нашел свой способ выразить сложные перипетии сюжета пластически, отличающийся от решений В.А. Милашевского и Ю.С. Гершковича, иллюстрировавших повесть ранее. Он использовал прием состаренной бумаги, на которой рисунок отчетливо виден, особенно в передаче черт лица, мимики, жестов, а акварельные прозрачные заливки кажутся случайными, но оживляют композицию, делают ее более легкой. Образы повести переданы в гротескной манере. Эксцентричность поз, театральность мизансцен сочетается с этнографической точно стью костюма и деталей. В рисунках нет конкретного бытового пространства, но есть выразительная деталь, притягивающая внимание, добавляющая новый оттенок в общую фантасмагорическую картину. В этой серии иллюстраций Борис Непомнящий последовательно вводит в композицию листа авторский текст. Изящно, с росчерками написанный, свободно размещенный на странице, он абсолютно равноправен в создании зрительного образа.

В 2014 году Борис Непомнящий начал работать над художественным решением Музея романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в Старой Руссе. «Я с удовольствием перечитываю роман, - признается художник, - и каждый раз нахожу что-то новое, что не замечал или не понимал почти сорок лет назад[6]. Параллельно с художественным проектом он создает серию портретных рисунков, большая часть которых вошла в структуру экспозиции, расставляя в ней необходимые смысловые акценты. Художник просто знакомит нас с героями, не погружая в событийную среду романа, не изображая «надрывы». Несколько отвлеченное философствование ранних офортов, ярких и выразительных, здесь сменило глубокое проникновение во внутренний мир героев Достоевского, основанное на знании текста, понимании его умом и сердцем. В рисунках нет ни тревожащего контраста света и тени, ни излома форм. Есть легкий, беглый, разнонаправленный штрих, высвобождающий из небытия и телесную оболочку, и душевный мир персонажей. Возникает ощущение вибрации материи, ее неустойчивости, а в конечном итоге - предчувствие трагедии. Большое внимание уделил художник поэме Ивана Карамазова «Великий инквизитор». Трагический смысл ее захватывал воображение многих художников. Наиболее последовательно безысходность жизни и неотвратимость зла выразил в триптихе по мотивам поэмы (1980-е) Ю.Ю. Селиверстов. Отсылка к образам и метафорам средневековой живописи помогала ему наполнить офорты новыми сложными ассоциациями. У Бориса Непомнящего все иначе. В его полиптихе, состоящем из пяти листов, все до предела реально и оттого еще более страшно. Персонажи даны укрупненно, максимально приближены к зрителю. В их лицах, взглядах, позах и жестах выражена сложная гамма чувств и мыслей. Эти листы притягивают мощным полифоническим звучанием.

Каждая эпоха ищет и находит в большом писателе свое второе «я». Это естественно. Ф.М. Достоевский не исключение из правил. Он современен, а потому привлекателен и для читателей, и для исследователей, и для художников. Борис Непомнящий уже сорок лет находится почти в непрерывном диалоге с Достоевским. Но и сегодня мир образов гениального русского писателя по-прежнему кажется ему неразгаданным и властно влечет к себе, притягивая своей необычностью, сложностью, человечностью.

 

  1. Имеется в виду Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, в настоящее время - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица.
  2. Володина Т.В. Мир образов Бориса Непомнящего // Борис Непомнящий. Графика. Избранное. Великий Новгород, 2016. С. 11-15.
  3. Образы Достоевского в книжной иллюстрации и станковой графике: Из коллекции петербургского музея. СПб., 2011. С. 102-103.
  4. Достоевский Ф.М. Записки из Мертвого дома / Послесловие, примечания Б.Н. Тихомирова; иллюстрации Б.Л. Непомнящего. СПб.: Вита Нова, 2010.
  5. Борис Непомнящий. Графика. Избранное. Великий Новгород, 2016. С. 89.
  6. Борис Непомнящий. Графика. Избранное. Великий Новгород, 2016. С. 109.
Иллюстрации
Великий инквизитор. Портрет. 2015
Великий инквизитор. Портрет. 2015
Станковая серия по мотивам романа «Братья Карамазовы». Бумага, карандаш
© Новгородский музей-заповедник
Великий инквизитор. 1981
Великий инквизитор. 1981
Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы». Бумага, офорт.
© Новгородский музей-заповедник
Великий инквизитор. 2015. Правая часть полиптиха
Великий инквизитор. 2015. Правая часть полиптиха
Станковая серия по мотивам романа «Братья Карамазовы». Бумага, карандаш.
© Новгородский музей-заповедник
Федор Карамазов. 1983
Федор Карамазов. 1983
Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы». Бумага, карандаш
© Новгородский музей-заповедник
Алексей Карамазов. 1983
Алексей Карамазов. 1983
Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы». Бумага, карандаш.
© Новгородский музей-заповедник
Иван Карамазов. 1983
Иван Карамазов. 1983
Иллюстрация к роману «Братья Карамазовы». Бумага, карандаш.
© Новгородский музей-заповедник
Сумасшедший. 2007–2009
Сумасшедший. 2007–2009
Иллюстрация к «Запискам из Мертвого дома». Бумага, карандаш.
© Новгородский музей-заповедник
Игра в карты. 2007–2009
Игра в карты. 2007–2009
Иллюстрация к «Запискам из Мертвого дома». Бумага, карандаш.
© Новгородский музей-заповедник
Иллюстрация к «Запискам из Мертвого дома». 2011–2012
Иллюстрация к «Запискам из Мертвого дома». 2011–2012
Бумага, офорт
© Новгородский музей-заповедник
Иллюстрации к повести «Село Степанчиково и его обитатели». 2017
Иллюстрации к повести «Село Степанчиково и его обитатели». 2017
Иллюстрации к повести «Село Степанчиково и его обитатели». 2017
Бумага, смешанная техника
Собственность автора
Штабс-капитан Снегирев. 2014
Штабс-капитан Снегирев. 2014
Станковая серия по мотивам романа «Братья Карамазовы». Бумага, карандаш.
© Новгородский музей-заповедник
Смердяков. 2014
Смердяков. 2014
Станковая серия по мотивам романа «Братья Карамазовы». Бумага, карандаш.
© Новгородский музей-заповедник
Отец Ферапонт и монашек от святого Сильвестра
Отец Ферапонт и монашек от святого Сильвестра
Станковая серия по мотивам романа «Братья Карамазовы»
© Новгородский музей-заповедник

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play