Поздние натюрморты Фалька

Ангелина Щекин-Кротова

Рубрика: 
РОБЕРТ ФАЛЬК (1886–1958)
Номер журнала: 
#4 2020 (69)

Фальк очень внимательно относился к постановке натюрморта. Иногда он подбирал предметы, чтобы составить из них некий преследующий его цветовой аккорд, иной раз загорался от случайно увиденного сочетания предметов, но большей частью это было осуществлением давно лелеемого образа, замысла, и тогда подсказка натуры лишь помогала создать необходимую ему постановку.

Р.Р. ФАЛЬК. Натюрморт с негритянской скульптурой. 1944
Р.Р. ФАЛЬК. Натюрморт с негритянской скульптурой. 1944
Холст, масло 63,8 * 53,5. © ГТГ

«Натюрморт с негритянской скульптурой» (1944, ГТГ). В 1944 году мы с Фальком были у нашей приятельницы Лидии Максимовны Бродской[1] в гостях. Фальк увидел у нее на полочке африканскую скульптуру из черного эбенового дерева. Взмолился: «Дайте мне хотя бы на время. Я хочу этого негра написать». Почти год стояла скульптура «безработной» у нас дома, так как Фальк никак не мог найти негру «достойного» места и подходящей компании. У нас в мастерской была полка - простая доска, прибитая к стене. На этой полке стояли различные «пожившие» предметы, вызывающие «аппетит» к живописи. Среди них не нашлось ни одного предмета - интересного «собеседника» для негра. У Сельвинских мы как-то «реквизировали» старинную фарфоровую чашечку ярко-кораллового цвета. От Елизаветы Сергеевны [Потехиной, первой жены] Фальк притащил алый стеклянный графинчик. «Теперь они могут беседовать», - сказал Фальк. Поставил все это в затененной части комнаты и долго, чуть ли не в течение целого года, писал зловещую «группу заговорщиков» - густо, плотно, добиваясь «драгоценной живописи». Получилась очень значительная вещь, которая своим настроением очень похожа на «Красную мебель» (1920).

Как всегда, Фальк стремился, чтобы предметы говорили друг с другом, понимали друг друга. Но это был не литературный вымысел, не какой-то символ. Он группировал предметы по заряду энергией цвета, он создавал «пластическое Событие». В те годы художники, которым он показывал этот натюрморт, пугались и советовали Фальку не выставлять эту вещь. «Мрачно так, заговор какой-то. Мистика» - такова была их реакция. После долгих колебаний Третьяковка решилась купить этот «Натюрморт с негритянской скульптурой» (1944, ГТГ)[2] за грошовую цену. Конечно, в экспозицию натюрморт не попал.

«Голубка и роза (Реквием)» (1948-1950, [собрание В.С. и Л.И. Семеновых, Москва]). Через несколько лет, уже в 50-х годах, Фальк снова поставил эту кораллового цвета чашечку и положил в нее бумажную розу, взятую им на память из венка, положенного на гроб Михоэлса. К ней он хотел добавить что-то голубенькое. Говорю: «Цветы? Ткани?» - «Нет-нет-нет. Что-нибудь блестящее!» И вот как-то, покупая картошку на Тишинском рынке, я увидела на одном из прилавков группу глиняных обливных кустарных игрушек - зверушек, птиц. Я купила голубую голубку на зеленой подставочке. Когда я вернулась домой и протянула Фальку голубку, он вскричал: «То, что надо! Дай, дай скорей!» Цветовой аккорд острый, неожиданный, что-то есть в звучании драматичное. И потом, наклонившись, шепотом сообщил мне: «Это будет реквием Михоэлсу».

В 50-е годы Фальк пишет много цветов в букетах. Ставит их не в вазы, а в крынки и горшки из глины. Полюбилась ему старая фаянсовая треснутая супница. «Цветы в супнице» (1951, Музей-заповедник «Абрамцево»). Помню, как Фальк сам купил на базаре астры розового цвета и красного. Поставил на тумбочку, застлав ее листом зеленой бумаги, на фоне старой серой занавески. «Смотри, какой колорит - Рокотов: розовое, зеленое, серое!» Эта супница фигурирует во многих натюрмортах с цветами.

Букеты составляла я. Фальк долго, придирчиво «принимал» мою работу, заставлял по многу раз переделывать, пока не получится непосредственно, не нарочито, как бы случайно. Когда он хотел меня похвалить, он говорил, что я так же хорошо подбираю цветы, как французские консьержки (он очень ценил прирожденный вкус простых парижан).

Цветы Фальк любил больше полевые. «Это пейзажи в горсти», - объяснял он мне. Может быть, они действительно заменяли ему пейзажи - трудно стало бродить в поисках мотивов. Болезни, старость... Но трудился он неустанно с утра до вечера. Я любила смотреть на его лицо, когда он писал цветы: оно становилось спокойным и светлым.

«Фикус» (1956, ГТГ). Однажды летом 1956 года мы жили в деревне Арханово, недалеко от Абрамцева. Лето было на редкость дождливое, невозможно было писать на пленэре. И Фальк стал писать из окна избы уходящую в туман деревенскую улицу, сквозь сетку моросящего дождя. Слева он поставил на полу кадку с фикусом; его плотные, тяжелые листья создавали как бы тяжелую раму или кулису для зыбкого, прозрачного пейзажа в окне. И нужен был переход от переднего плана к пейзажу. «Поставь мне на подоконник васильки в стакане», - сказал Фальк. В ближних полях, как на грех, васильков не было, и я нарвала крупных незабудок в овраге у родника. Фальк был огорчен ужасно, он мечтал именно о васильках. Пришлось пойти в дальние поля и нарвать синих-си- них васильков. На другой день Фальк смущенно попросил: «Не хочешь ли ты снова поставить сюда незабудки?» С тех пор целый месяц я ставила свежий пучок незабудок в стакан, но мечта о синих васильках словно бы просвечивала сквозь голубизну. А нам в конце концов все равно, какие это цветы. Важно, что они сияют драгоценным сплавом синего и голубого, оживляют своим звонким пятном голубоватый, пастельный колорит картины.

Подготовка текста, публикация и комментарии Юлии Диденко

  1. Л.М. Бродская (урожденная Сегаль, 1892-1977) - художница, переводчица, дочь петербургского архитектора М.И. Сегаля.
  2. Картина приобретена у А.В. Щекин-Кротовой в 1975 году.

Иллюстрации

Р.Р. ФАЛЬК. Голубка и роза (Реквием). 1948–1950
Р.Р. ФАЛЬК. Голубка и роза (Реквием). 1948–1950
Холст, масло. 47 * 60
Собрание Л.И. Семеновой, Москва
Р.Р. ФАЛЬК. Цветы в супнице. 1951
Р.Р. ФАЛЬК. Цветы в супнице. 1951
Холст, масло. 60 * 73
© Государственный историко-художественный и литературный музей- заповедник «Абрамцево», Московская область
Р.Р. ФАЛЬК. Фикус. 1956
Р.Р. ФАЛЬК. Фикус. 1956
Холст, масло. 85 * 64
© ГТГ

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play