Международный принтобмен 20:20

Елизавета Линнайнмаа

Рубрика: 
ВЫСТАВКИ
Номер журнала: 
#4 2019 (65)

В августе 2019 года в арт-центре Cube. Moscow в Москве состоялась выставка «Международный принтобмен 20:20», ставшая ярким финалом международного проекта, который координирует процесс обмена оттисками между художниками уже более 10 лет. Россия в лице Офортной мастерской (Москва) впервые участвовала в принтобмене в 2018 году; таким образом она получила право открыть первую в 2019 году выставку, которая включила в себя экспозицию из 577 графических работ, выполненных в 41 печатной мастерской со всего мира, в том числе работы 20 художников из России. На выставке был представлен практически весь спектр печатных техник от классического офорта и ксилографии до шелкографии и ризографа в сопровождении насыщенной образовательной программы.

Университет Лидс Беккетт. Сара ДЮ ФЁ. Акватинта
Университет Лидс Беккетт. Сара ДЮ ФЁ
Акватинта

Несмотря на все положительные аспекты глобализации, в числе которых открытый доступ к мировым информационным ресурсам посредством Интернета, все же сохраняются некоторые пространственные и временные границы между художником, зрителем и произведением искусства. С целью ослабить разобщенность и выстроить (с опорой на достижения информационной культуры и компьютерных технологий) жизнеспособную систему эстетического просвещения, в области печатной графики во второй половине XX века развилось такое любопытное и безусловно прогрессивное начинание, как графические биеннале.

Возникновение регулярных международных конкурсов печатной графики дало участникам и организаторам мощный импульс к диалогу при поиске особого языка, адекватного новейшим представлениям об изобразительности, смысловом наполнении и эстетике современной гравюры. Укрепившись поначалу в нескольких странах Европы, биеннале вскоре стали сетевым явлением - они охватили весь мир, активно способствуя определению путей развития графического искусства.

Сегодня можно с гордостью сказать, что в России - а именно в Екатеринбурге и Казани - стало уже традицией проводить графические биеннале. В участии в них заинтересованы и отечественные, и зарубежные авторы и критики. В результате возникают творческие союзы и международные проекты, существенно расширяется кругозор участников. Ведь художественная культура в каждой стране не исчерпывается громко звучащими именами известных художников или знаковыми выставками - одним словом, это калейдоскоп тех событий в области искусства, о которых пишут на страницах газет, в специализированных изданиях или в социальных сетях.

Студия «Воронье гнездо». Сэм НАЙТ
Студия «Воронье гнездо». Сэм НАЙТ
Шелкография

Современная печатная графика привлекает зрителя разнообразием визуальных и образных интерпретаций, исключительной восприимчивостью художественных идей и веяний. Вместе с тем она доступна для восприятия и демократична. Хотя ее материальная структура остается традиционной - изображение должно быть отпечатано в большинстве случаев на бумаге, - именно изысканность и эстетизм характеризуют безупречно выполненный оттиск. Вот почему центром кристаллизации интереса к современной гравюре становятся офортные мастерские и печатные студии: в организационном плане они функционируют или в рамках учебных заведений, или как самостоятельные проекты, причем в последнем случае они доступны не только для профессионалов, но и для всех любителей этого вида искусства.

Казалось бы, проблемы коммуникаций в современном мире получили адекватное решение благодаря техническому прогрессу. Однако виртуальное общение не может обеспечить полноценное профессиональное сотворчество. В силу этого зарождение (точнее, трансформация) столь важного для художественной культуры явления, как обмен оттисками, превратилось если не в новую просветительскую систему популяризации тиражной графики, то в полноценный тренд. Так, проект «Принтобмен 20:20», который в 2009 году был придуман и реализован британской печатной студией «Hot Bed Press» из города Солфорд, со временем превратился в общественное движение по объединению и общению художников посредством обмена оттисками, организации рабочих связей и обмена опытом между мастерскими, нередко расположенными на разных континентах. На сегодняшний день это один из крупнейших принтобменов в мире.

Печатная мастерская «Highland», Джон МАКНОУТ
Печатная мастерская «Highland», Джон МАКНОУТ Линогравюра

Сама по себе идея обмена произведениями искусства, и в частности эстампами, не нова. Сегодня в мире действует множество различных принтобменов, в том числе связывающих между собой музеи и коллекционеров. При этом именно идеология «Принтобмена 20:20» выделяется своей многогранностью, она определяет профессиональный подход и вектор движения данной системы профессионального и эстетического воспитания художника, да и зрителя тоже. Для участников проекта принтобмен раскрывает новые возможности развития и творческого взаимодействия: ведь участие в международном выставочном проекте вместе с профессионалами самого высокого класса - это шанс и стартовая площадка, обеспечивающие равные условия для всех.

Действительно, заданный формат работы (20 х 20 см) - единственное ограничение, а вот в выборе как темы или сюжета, так и техники исполнения участники абсолютно свободны. Более того, приглашаются все желающие вне зависимости от наличия у них художественного образования или опыта работы в области графики. Тем самым принтобмен - это в первую очередь серьезная просветительская работа по приобщению к ручной художественной печати всех, кто заинтересован в овладении данной областью искусства, а ведь она существует веками и стремительно развивается, сохраняя при этом свои классические форматы. Помимо попытки выработать и по возможности унифицировать эстетические критерии оценки современной тиражной графики, принтобмен - это еще и попытка возродить в обществе стимулы к коллекционированию печатной графики.

Но прежде чем перейти непосредственно к детальному описанию сути принтобмена, хотелось бы упомянуть инициатора и главного протагониста концепции «Принтобмена 20:20» между школами и мастерскими по всему миру британского офортиста Шона Рорка (Sean Rorke), арт-директора студии «Hot Bed Press». Наряду с ним в принтобмене принимал участие известный дизайнер и график, работающий в технике шелкографии, Ян Бэксандол (Jan Baxandall) из печатной мастерской «Highland» и признанный в Англии график Энди Кинниа (Andy Kinnear) из мастерской графства Глостершир. Представленная им на выставке в Москве сложная работа выполнена в технике ксилографии методом единственной доски.

Офортная мастерская графства Глостершир. Энди КИННИА
Офортная мастерская графства Глостершир. Энди КИННИА
Ксилография, метод единственной доски

Итак, несколько слов о том, что предшествует каждой выставке - своеобразному итогу ежегодного принтобмена. Каждый его участник готовит уникальный тираж в 25 оттисков форматом 20 х 20 см, выполненный в любой печатной технике, при этом само изображение внутри листа не ограничено ни размером, ни цветом, ни какой бы то ни было темой. Затем оттиски отправляются в студию «Hot Bed Press», где волонтеры собирают присланные работы, после чего начинается самая увлекательная часть: все работы перемешиваются между собой, чтобы для каждого участника сформировать персональный набор из 20 оттисков, где только один будет его собственным. Подборки получаются совершенно случайными, ни одна не повторяется.

Офортная мастерская, Москва. Юлиана ГОРНАЕВА-КНИГИНА
Офортная мастерская, Москва. Юлиана ГОРНАЕВА-КНИГИНА
Офорт, цианотипия

Принцип формирования экспозиции всегда един: работы собраны в блоки по мастерским и странам и охватывают весь спектр печатных техник от классического офорта и ксилографии до шелкографии и ризографа. Вместе с тем трудно не заметить предпочтения участников проекта: в процентном отношении очевидным образом преобладают наиболее современные техники.

Студия «The Regional Print Centre», Рексем. Дон БРЕЙСБИ
Студия «The Regional Print Centre», Рексем. Дон БРЕЙСБИ
Электролиз

Данное наблюдение позволяет сделать определенные выводы о печатных лабораториях и мастерских: их оснащенности, наличии в них специализированного, порой очень дорогостоящего оборудования, о профессиональном мастерстве печатника. Выбор сложных по исполнению или уникальных техник (таких, например, как метод Пикассо или метод «потерянной доски») может многое рассказать специалисту о методике преподавания технологических дисциплин и о профессиональной культуре исполнителей. А поскольку неподготовленному зрителю нелегко оценить произведение печатной графики без понимания того, как оно было сделано, то едва ли не важнейшим структурным элементом выставочной части проекта становится образовательный компонент, включающий в себя лекции по истории гравюры, показательную печать и мастер-классы по различным видам печати.

Мастерская «Submit to Love», Лондон. Алекс ШЭРЛОК
Мастерская «Submit to Love», Лондон. Алекс ШЭРЛОК
Линогравюра

Время проверяет на прочность разные начинания, у каждого ресурса - свой срок службы; тем интереснее наблюдать рождение, становление и, хочется верить, развитие принтобмена как значимой и успешной просветительской системы популяризации такого вида искусства, как гравюра.

Иллюстрации
Мастерская «Fife Dunfermline». Шейла КАРНДАФФ
Мастерская «Fife Dunfermline». Шейла КАРНДАФФ
Шелкография
Географическое распределение
Географическое распределение
Примененные виды печати
Примененные виды печати
Географическое распределение
Географическое распределение
Цветовая гамма и техника
Цветовая гамма и техника
Городской университет Манчестера. Харшита ИЛАНГО
Городской университет Манчестера. Харшита ИЛАНГО
Шелкография
Городской университет Манчестера. Роберт НИДЭМ
Городской университет Манчестера. Роберт НИДЭМ
Ризограф
Студия «Воронье гнездо». Рос ИНГЭМ
Студия «Воронье гнездо». Рос ИНГЭМ
Офорт
Студия «Sheffield Printmakers». С. ХАРТНЕТ
Студия «Sheffield Printmakers». С. ХАРТНЕТ
Офорт
Студия ручной печати, город Богнор Реджис. Джереми УИЛЛЬЯМС
Студия ручной печати, город Богнор Реджис. Джереми УИЛЛЬЯМС
Линогравюра
Студия ручной печати, город Богнор Реджис. Ширли СКОТТ
Студия ручной печати, город Богнор Реджис. Ширли СКОТТ
Шелкография
Печатная мастерская «Highland», город Инвернесс. Ян БЭКСАНДОЛ<
Печатная мастерская «Highland», город Инвернесс. Ян БЭКСАНДОЛ
Шелкография
Мастерская «Творческая искра», графство Лаут. Джеймс МАКЛОЛИН
Мастерская «Творческая искра», графство Лаут. Джеймс МАКЛОЛИН
Сухая игла, офорт
Студия «Red Hot Press», Саутгемптон. Барбара ГАМИЛЬТОН
Студия «Red Hot Press», Саутгемптон. Барбара ГАМИЛЬТОН
Линогравюра
Мастерская «Hazelnut Press», город Рочестер. Глория ХОЛЬДЕН
Мастерская «Hazelnut Press», город Рочестер. Глория ХОЛЬДЕН
Фотогравюра
Мастерская «Hazelnut Press», город Рочестер. Шэрон ПОЛЛЕНТ
Мастерская «Hazelnut Press», город Рочестер. Шэрон ПОЛЛЕНТ
Линогравюра
Офортная мастерская, Москва. Анна ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Офортная мастерская, Москва. Анна ВОСКРЕСЕНСКАЯ
Офорт
Университет города Солфорда. Микеле ИЛЕКМЭН
Университет города Солфорда. Микеле ИЛЕКМЭН
Мокуханга
Мастерская «Prospect Studios», Ланкашир. Нэл РОБИНСОН
Мастерская «Prospect Studios», Ланкашир. Нэл РОБИНСОН
Офорт, акватинта
Студия «The Regional Print Centre», Рексем. Эмма ОЛДРИДЖ
Студия «The Regional Print Centre», Рексем. Эмма ОЛДРИДЖ
Шелкография
Студия «Hot Bed Press», Солфорд. Энн БАЙРОН-ХЕХИР
Студия «Hot Bed Press», Солфорд. Энн БАЙРОН-ХЕХИР
Линогравюра
Студия «Hot Bed Press», Солфорд. Нэл СМИТ
Студия «Hot Bed Press», Солфорд. Нэл СМИТ
Линогравюра
Студия «Hot Bed Press», Солфорд. Шон РОРКЕ
Студия «Hot Bed Press», Солфорд. Шон РОРКЕ
Офорт
Плимутский университет. Клер ХАРПЕР
Плимутский университет. Клер ХАРПЕР
Линогравюра

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play