АЙВАЗОВСКИЙ В МИНИАТЮРЕ. Чайный сервиз великого князя Константина Николаевича
Среди материалов, связанных с именем прославленного мариниста, - фотографий И.К. Айвазовского, его семьи, исключительно раритетных документов, таких как Жалованная грамота императора Александра II о даровании Айвазовскому и его потомкам дворянского титула и установленного герба рода, поздравительных адресов к творческим юбилеям мастера, - свое особое место занимает фарфоровый чайный сервиз, предметы которого украшены воспроизведениями морских пейзажей с картин художника.
Сервиз создан на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, продукция завода предназначалась для нужд Императорского двора. Потребности были столь велики, что случаи приема заказов от частных лиц или изготовление изделий для продажи являлись редким исключением. Император оказывал постоянное внимание деятельности заводского руководства и творчеству ведущих мастеров. При исполнении заказов царствующий патрон зачастую принимал непосредственное участие в обсуждении моделей, эскизов, указывал образцы для копирования.
Особое внимание уделялось произведениям, предназначенным для так называемых «вещей поднесения», для которых заводская администрация готовила лучшие изделия. Термином «поднесение» обозначалась выставка, устраивавшаяся накануне Рождества, обычно 22-24 декабря. Во времена Александра II, по сложившейся за многие годы традиции, она проходила в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Праздник предварялся распоряжением Министерства Императорского двора: «...вещи ... для поднесения уставлять в Концертном зале»[1]. Вместе с другими казенными мануфактурами ведущее российское фарфоровое производство демонстрировало «Их Императорским Величествам образцы своих произведений, свидетельствующие о состоянии и успехах завода»[2]. Незадолго до начала праздничных дней составлялся список произведений с указанием лиц, которым они предназначались. Как правило, в заказе и распределении сувениров император принимал непосредственное участие.
К Рождеству 1861 года Александр II приготовил для своего младшего брата великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича сувенир, который должен был прийтись ему по вкусу, - чайный сервиз на 12 персон. Его название - «Чайный сервиз в 18-ти штуках, писана живопись морских видов с картин Айвазовского» - происходит из описи «вещам поднесения к празднику Рождества Христова»[3]. Наряду с описанием сервиза указывается лицо, кому он предназначался, - великий князь Константин Николаевич[4]. В собрании Государственного музея-заповедника «Петергоф» хранятся 11 чашек, 10 блюдец, чайник, сахарница, сливочник и полоскательница из этого сервиза. Все предметы, кроме блюдец, украшены миниатюрными копиями марин, созданных И.К. Айвазовским.
Выбор сюжетов для росписи не был случайным. «С раннего детства великий князь Константин Николаевич предназначен был своим родителем императором Николаем Павловичем стать во главе русского военного флота и морского управления. Когда великому князю не исполнилось еще четырех лет, он был назначен ... генерал-адмиралом и шефом гвардейского экипажа»[5]. Девятнадцатилетним юношей он получил звание капитана первого ранга, в 1848-м произведен в контр-адмиралы, а с 1853-го вступил в управление Морским министерством, вскоре получив звание адмирала. Великий князь был не только поклонником, но и покровителем творчества знаменитого мариниста, с которым познакомился еще в детстве во время учебного плавания по Финскому заливу и Балтийскому морю в 1836 году. Художник был в числе сопровождавших лиц в плавании Константина Николаевича по Мраморному, Эгейскому и Черному морям в 1845 году. Великий князь любовно собирал рисунки и акварели Айвазовского, вклеивая их в свои роскошные альбомы и делая к ним детальные подписи.
Для предметов чайного сервиза были выбраны формы, разработанные на Императорском фарфоровом заводе в конце 1850-х годов. Заводские живописцы выполнили миниатюрные копии с картин Айвазовского с подлинным профессиональным мастерством. Они с возможной точностью воспроизвели особенности изобразительного источника, грамотно разместили копию на выпуклых поверхностях сосудов, сохранив ощущение перспективы и колористический эффект. Допускались незначительные отклонения от образца, диктовавшиеся небольшими размерами фарфоровых предметов, иногда воспроизводился лишь фрагмент копируемого произведения.
Сюжеты миниатюрной росписи сервиза часто представляют собой воспроизведения известных работ знаменитого художника[6]: «Фрегат под парусом» (1838, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург); «Русская эскадра на Севастопольском рейде» (1846, ГРМ); «Старая Феодосия» (1845, НГА); «Пристань в Феодосии» (1846, ФКГА?). В ряде случаев установить местонахождение оригиналов Айвазовского не удалось: «Севастополь. Графская пристань и Николаевская батарея», «Вид Смольного монастыря со стороны Невы в Санкт-Петербурге».
Миниатюры на предметах чайного сервиза великого князя Константина Николаевича являются подтверждением славы великого художника. Роспись на сервизных предметах, исполненная при жизни И.К. Айвазовского, предоставляет исследователям его творчества дополнительную информацию, которая по разным причинам оказалась выпавшей из поля их зрения.
- РГИА. Ф. 468. Оп. 10. Д. 239.
- РГИА СПб., Ф. 503. Оп. 2. Д. 21. Л. 107
- Кудрявцева Т.В. Русский императорский фарфор. СПб., 2003. С. 175.
- Пятый ребенок и второй сын императора Николая I и Александры Федоровны. 9 сентября 1827 - 13 января 1892.
- Русский биографический словарь. Кнаппе-Кюхельбекер. СПб., 1903. С. 120.
- Приношу благодарность О.Е. Каяндер за помощь в идентификации произведений живописи.
ГМЗ «Петергоф»
ГМЗ «Петергоф»
ГМЗ «Петергоф»
Чашка: в. 6,6, дл. 9, блюдце: в. 2, д. 12,5
ГМЗ «Петергоф»
ГМЗ «Петергоф»
Чашка: в. 6,6, дл. 9, блюдце: в. 2, д. 12,5. ГМЗ «Петергоф»
ГМЗ «Петергоф»
в. 16,3, дл. 15,8. ГМЗ «Петергоф»